Все статьи

Что такое личностный смысл? Сдвиг мотива на цель

25 нояб. 2017
543
Смысл цели в контексте мотива. И это означает, что внешне одна и та же цель для нас разная. Четвертая форма осознания мотивов - эмоция. Леонтьев говорит нам про то, что эмоция - индикатор мотива. Цель может быть успешно поставлена и достигнута, а может быть отрицательная эмоция. И это говорит нам о том, что тот, реальный мотив, который стоял за целью, этой целью не достигается. Настоящий мотив этой целью не реализован. И эмоция, говорит Леонтьев, есть индикатор мотива. Это вовсе не означает, что эмоция прямо скажет, какой именно мотив в этой эмоции представлен. Эмоция включает лампочку: отрицательная эмоция - какой-то очень значимый мотив не реализован. А бывает так, что цель не достигнута, а у Пети Сидорова положительная эмоция. Это значит что Петя Сидоров на самом деле не хотел в институт поступать, а хотел куда-то еще.

Леонтьев говорил о том, что эмоция ставит задачу на смысл. Эмоция говорит о том, что нужно подумать и проанализировать, какие именно мотивы выступили основанием для такой эмоции. И не всегда человек может эту задачу решить сходу. И тут, человек может задать себе вопрос, а почему так?

Сдвиг мотива на цель

Сдвиг мотива на цель: когда, например, благодаря любимому преподавателю ученик начинает любить предмет.

У Леонтьева есть разные классификации мотивов. Он разделяет мотивы не только по основанию органические и высшие, а по тому, какой вклад в деятельность несут мотивы. Главный вклад в деятельность несут смыслообразующие мотивы. А есть второстепенные мотивы - мотив-стимул - это мотив, который дополнительно побуждает человека к деятельности.

Допустим, вы любите свою работу и с удовольствием на нее ходите. Но когда вы выбирали два предприятия, вы выбрали то, в котором платят в десять раз больше. И это, конечно, мотив-стимул. Сейчас, может быть выбирают профессию иначе. Для разных людей смыслообразующий мотив может быть тот, где много платят.

Мотив стимул: «Дети, если вы будете посещать все концерты, то потом, в мае будет концерт-загадка, когда вы будете гадать, что за композитор». Смыслообразующий мотив: дети любят музыку.

Петя идет с папой куда угодно, если папа, конечно, проникся музыкой. «Пойду на концерт» - это цель в контексте общения с папой. Но если папа будет спать на концерте - никакого сдвига мотива на цель не произойдет. Мы деятельностью подготавливаем сдвиг мотива на цель для ребенка. И потом, когда папа опять уедет (в случае если папа действительно интересуется музыкой), Петя сам потащит маму на концерт.

«Служебный роман»: Служебный роман стал настоящим в процессе деятельности и то, ради чего он всего добивался, ради повышения по службе, ему фактически уже и не нужно.

Процесс осознания мотива

Когда мотив, не переставая быть мотивом, превращается в мотив-цель. «Осознание мотива» - когда человек вдруг начинает понимать, что его на самом деле мучило и тогда он превращается в мотив-цель.

Например, деревенскую бабушку все время тянуло к искусству. Бабушка особо не смотрела сериалы. Ей это было неинтересно, но ей страшно нравились разные фильмы про художников, композиторов и тд., репортажи из залов музеев. Все строилось вокруг живописи. Прошло время, дети выросли, муж умер. И она решила кого-то пустить в избу из приезжих художников, на лето. Студент уехал, оставив старые холсты и краски. Бабушка, как могла, начала писать картины. Весной показала художнику свои картины. Художник обалдел. Сделал выставку. И бабуля осознала, что она всю жизнь хотела быть художником. Вот пример превращения мотива-цели.

Это - пример формирования высших человеческих потребностей. Путем сдвига мотива на цель.

По материлам лекций Соколовой Е. Е