Все статьи

Тест. Рисунок несуществующего животного (РНЖ)

08 июл. 2017
3567

Инструкция для теста РНЖ

Придумай и нарисуй несуществующее животное. Это должно быть животное, которого никогда раньше не было ни в сказках, ни в фильмах, ни в мультфильмах, ни в мифах, нигде-нигде.

Материалы: лист А4, карандаш

После того как рисунок РНЖ будет готов задайте вопросы испытуемому. По ответам Вы сможете глубже понять человека:

  • Как это животное будет называться? Придумай для него несуществующее название.
  • Это мальчик или девочка? Сколько ему лет? Это ребенок или взрослый?
  • Где оно живет? С кем? Есть ли у него семья?
  • Что оно ест? Что пьет?
  • Как проходит его день? Чем оно занимается?
  • Есть ли у него друзья? Кто? Как они дружат? (что делают?)
  • Есть ли у него враги? Кто? Почему и как они враждуют?
  • Каково ему живется? Счастливо ли оно?

Представь, что твое несуществующее животное встретило доброго волшебника. И добрый волшебник говорит ему: «Я могу исполнить 3 твоих самых заветных желания. Что бы оно загадало?»

Большую информацию нам дает первичное впечатление от рисунка РНЖ, эмоциональное впечатление. Но иногда, когда мы ориентируемся на детали, мы не видим главного.

На что в первую очередь мы обращаем внимание до того, как начинаем анализировать отдельные части тела? Мы должны увидеть формальные аспекты рисунка: «как» нарисован рисунок больше чем «что». «Что» - сознательная установка, а «как» - не всегда контролируется. «Как» это размер рисунка, графические особенности линий, поворот и эмоциональное восприятие рисунка - 4 аспекта, которые позволяют нам анализировать рисунок.

Размер рисунка

Размер рисунка - больше 2/3 - крупный, меньше 1/3 - маленький. Большой рисунок отражает импульсивность и плохой эмоциональный контроль, часто характерен для гипоэмоциональных личностей. Если при этом рисунок небрежный (незавершенные части, плохая состыковка) то это повторяет гипотезу расторможенности. Если же рисунок большой, но тщательный (рисовался не небрежно и не в спешке), то тогда это отражение любовного отношения к себе, чувства собственной значимости и субъективной величины собственного «Я» для себя и тогда это может коррелировать с демонстративностью (или с паранойяльностью, но тогда он должен быть ригидным и тяжеловесным). Демонстративность всегда проявляется в стремлению к красоте рисунка.

Небольшой рисунок может свидетельствовать о хорошем контроле, но тогда это должно проявляться в аккуратном, маленьком, компактном рисунке. Если есть дополнительное запачкивание и штриховки, то мы понимаем, что тут есть тревожность и тогда это проявление неуверенности в себе и негативной самооценке и это мы с большей степенью можем принять, когда он находится в верхнем, левом углу.

Повернутость рисунка

Бывают интересные сочетания, когда рисунок сдвинут в одну сторону, но повернут в противоположную (оно понимает, что нужно двигаться вперед и видит будущее, но ему трудно и он боится). Есть тенденция переспекулировать, поэтому если есть другие подтверждающие данные, то такую интерпретацию можно оставить. И опять же, левшей в этом смысле мы не интерпретируем.

Графический аспект

Характер линий рисунка - самый главный критерий, по которому мы выявляем тревожных или состояние тревоги. Не одна линия, а состоящие из множества маленьких, коротеньких пунктирчиков.

Многократное обведение это тоже тревожность - он не уверен, хорошо ли он нарисовал и он пытается исправить. Или это навязчивое состояние, когда он не может успокоиться и все время обводит.

Слабый нажим или паутинная, еле видная линия - либо человек очень уставший, астеничный, утомленный и это одно. Или это может быть проявление закрытости - он хочет, чтобы его животное было минимально видно. А еще это неуверенность в собственном «Я» и это отражается в слабой линии животного - он точно не знает, какой он и расплывается в тумане. То есть он может быть больной, неуверенный в собственном «Я» ии закрытым.

Сильный нажим - агрессия и нужно проверять выпуклости на той стороне.

Опять же важно иметь в виду, художник человек или нет - если у него набита рука, то он лишние штриховки будет делать не потому что он тревожен, а потому что так надо.

Целостность контура - если контур очень хорошо обведен и подчеркнут это означает, что человек защищает свое внутреннее пространство. Если разрывы в контуре животного существуют, то предполагается, что в некоторых аспектах есть слияние, смешение внешнего и внутреннего или нарушение границ - может быть человек очень сильно зависимым от средовых воздействий или человек полностью сливается с социумом и не чувствует собственное «Я». Есть какая-то «волосатость», но мы понимаем, что нет границ между внешним и внутренним. Но бывают разрывы, связанные со спешкой и гипоманиакальностью - человек очень спешит.

Эмоция при виде рисунка - важно интуитивное восприятие рисунка и ощущение его целостности и гармоничности. Расплывчатость, бесформенность это также аспект общего впечатления и аргумент в пользу нецелостности и неструктурированности, нет собственного «Я», ощущение нечеткости и неопределенности.

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ ЛИСТА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ АТРИБУТЫ РИСУНКА В НОРМЕ

По тексту-описанию животное должно относиться к примерно той же возрастной группе, что и сам испытуемый, иметь тот же пол и размножаться половым путем (примеры отклонений: размножение делением, почкованием и спорами);

Неприемлемы рисунки людей или человекоподобных животных – это признак патологии (пример: кот в деловом костюме и с сигарой – реальный рисунок больного шизофренией; также шизофреники очень часто рисуют кентавров, гоблинов, гаргулий и прочее «фэнтези» – все это может рассматриваться как признаки большой патологии);

На рисунке должно быть только одно животное: наличие нескольких животных говорит о нарушении границ «Я» и неудовлетворенной потребности в симбиотических связях, близких отношениях и эмоциональной привязанности.

Такой человек не способен воспринимать себя в отрыве от какого-то другого живого существа. Другой неблагоприятный сценарий – изображение животного с детенышем (как вариант – сумчатое типа кенгуру): это признак выраженной психастении и яркой тревожности на уровне психопатии;

Расположение сенсорных органов где-то кроме головы можно рассматривать как отклонение (пример: ухо на коленке). Если испытуемый рисует только голову животного и говорит «это портрет» – это плохо: налицо нарушение схемы тела, травмированность области развития; Рисунок по качеству должен быть похож на живое; В норме животное должно быть млекопитающим (примеры отклонений: птички, рыбки и прочие тараканчики); персонажи вроде Робота-Полицейского и Терминатора, на фильмах о которых успело вырасти несколько поколений. В этой связи, толковать наличие неживых деталей как однозначное отклонение целесообразно только в том случае, когда вашему испытуемому более 30 лет;

Необходимо оценить, насколько банальным/творческим является рисунок: дело в том, что банальные рисунки неинформативны и говорят разве что о банальности мышления и неспособности к творческой деятельности. Примеры «банальных» рисунков: конь с крыльями, кот с заячьими ушами, пес с рыбьей головой;

Очень важно первое впечатление от рисунка, эмоциональная реакция на изображенное животное. В целом всех животных можно поделить на угрожающих, угрожаемых и нейтральных. Например:

если животное вызвало у вас смех, то впору вспомнить Фрейда и его тезис о том, что чувство юмора – один из лучших защитных механизмов психики;

если рисунок вызывает неприятие и отторжение – скорее всего, его автор обладает чертами паранойяльной личности;

если вам хочется защитить и обогреть животное, оно кажется несчастным и трогательно-нелепым – вероятнее всего, автором был представитель одного из сензитивных подтипов;

если животное не вызывает никаких эмоций – чаще всего у такого испытуемого нет ярко выраженного характера.

Обращайте внимание на силу нажима карандаша: он бывает сильный, средний и слабый. В крайних случаях наблюдается продавленность линий. Сила нажима напрямую связана с моторикой, через которую на бумагу транслируются внутреннее напряжение и фрустрация испытуемого. Сильно варьирующийся нажим может выступать признаком неустойчивого психопата. Слишком слабый нажим – признак астенизации, потери сил, подавленности, и (часто) – депрессии.

АНАЛИЗ РАССКАЗА ПО РНЖ

1. Возраст

A. Отнесение к одному из четырех возрастов: детский, молодой, зрелый, старый; Насколько субъективный психологический возраст соответствует реальному возрасту испытуемого, в каком из возрастных периодов он локализует свое «Я»;

B. Продолжительность жизни

Диагностичным является констатация долгожительства и особенно вечной или почти вечной жизни, например: «Он живет давно, сам не знает когда родился и когда умрет, наверно, это будет очень не скоро». Это может означать понижение тревожности за счет символического ухода от реальности, постановки себя вне законов материального мира. Может быть характерно для шизоидов.

2. Среда обитания

Горы (труднодоступные), пустыня, лес (густой, труднопроходимый), пещера, нора, подземелье. Стремление к уединенности или чувство одиночества; иногда ощущение угрозы, потребность спрятаться.

Водная стихия. Стремление вернуться в первичный бульон, в материнскую утробу, в примитивную среду обитания, где растворены и находятся в готовом состоянии все необходимые для жизни вещества;

Другая планета, другое измерение. Стремление уйти от реальной жизни, чувство неудовлетворенности жизнью и стремление полностью ее изменить;

Воздух, небо. Оторванность от реальности, мечтательность, непрактичность;

Обитание сразу в нескольких средах. Тревожность, компенсаторное приписывание животному сверхприспособленности, т. е. возможности функционирования в любых условиях.

Наличие или отсутствие дома (симптоматично указывает ли субъект самостоятельно на это)

Отсутствие дома – ощущение неприкаянности, чувство незащищенности;

Наличие дома – важность этого конструкта для субъекта, значимость понятия дома, домашнего очага, своей территории, на которой безопасно, уютно и т. п.

Городской дом (квартира) – идентификация с животным, приближение к себе, к своему миру.

3. Питание

Плотоядный - выраженная агрессивность;

Вегетарианец - отрицание агрессии, подчеркнутое миролюбие;

Питается воздухом, энергией, светом, мыслями - шизоидность, оторванность от реальности, подчеркивание нематериальности, духовности;

Питается растворенными в среде питательными веществами - уход от активной, результативной деятельности, утомление, астения, депрессивные тенденции);

4. Общение

A. Одинок или в стае

B. Много или мало представителей данного вида. Если мало, а то и вообще

Один такой – чувство одиночества, непонятности, непохожести на других.;

C. Отношения с сородичами:

позитивное отношение, стремление помочь;

негативное отношение, чувство раздражения;

соревновательные мотивы, конкуренция;

независимость, индивидуализм, стремление отгородиться;

есть ли совместная деятельность (охота, игры, просто общение, воспитание потомства, охрана территории)

есть ли потребность в защите со стороны более сильных;

отмечаются ли отношения с родителями (в каком ключе)

5. Враги

отрицание существования врагов (подчеркнутое миролюбие, отрицание агрессии, вытеснение тревожности);

ощущает себя объектом потенциальной агрессии:

пассивная защита – прячется, маскируется, убегает, и т. п.

активная защита – защитно-агрессивен, т. е. защищает территорию, нападает, если нарушили границу;

открытая агрессия – первый на всех нападает;

6. Времяпрепровождение

На какой вид активности тратится большая часть времени (предпочитаемый образ жизни).

Работа; животное занимает активную жизненную позицию, реализуется в результативной деятельности (либо «ходит на работу» – прямая идентификация, либо занимается жизненно-важной деятельностью (добычей пищи, защитой дома) - практичность, реалистичность, стремление к самореализации, активность

Удовлетворение физиологических функций(«питается, спит, болеет, ленится») - регрессия, уход от активной деятельности, избегание социальной активности, возможно депрессивные тенденции, «уход в болезнь».

Общение с себе подобными, активный отдых, путешествия, игры- экстраверсия, незрелость, инфантилизм;

Отсутствие внешней деятельности, созерцание, размышления, эстетическая направленность - уход от активной деятельности - характерно для тревожных и шизоидных личностей;

Воспитание потомства - значимость этой тематики

Размножение

A. Половое размножение

Либо делается специальный акцент на чувственной стороне общения между полами, брачных играх и т. п., либо раскрываются чувства к противоположному полу (любовь, верность, забота, потребность в защите); В обоих случаях вероятна значимость сексуальной или любовной сфер жизни, возможны актуальные нерешенные проблемы в этих областях, некоторая фиксация на них, но не вытеснение.

На половое размножение указывается, но мимоходом, нет специального акцентирования сексуальной тематики; - вероятно, что сексуальная тема просто незначима;

Упор делается на функции размножения; иногда контакт с противоположным полом сводится лишь к этой функции и воспитанию потомства; - либо избегание сексуальной тематики в силу проблем в этой сфере, либо особая значимость темы размножения – стремление иметь детей.

B. Предлагаются альтернативные половому способы размножения самовоспроизведение (почкование, клонирование, самооплодотворение и т. п.); участие противоположного пола исключается, точнее отрицается само его существование; - явные проблемы в интимной сфере;

C. Фантастические способы размножения: самозарождение, возникновение из солнечной энергии, из мыслей, эмоций; вообще отрицание самой возможности размножения, утверждение уникальности и невоспроизводимости данного животного; - помимо избегания болезненной темы сексуальных отношений, это может означать подчеркивание собственной неповторимости, уникальности, неподверженности законам материального мира.

ОСНОВНЫЕ ДЕТАЛИ ПО РНЖ

Глаза, рот, голова, шея - в глазах очень важно обращать внимание на наличие или отсутствие зрачков, рот важно смотреть есть он или нет. Глаза - человек смотрит, наблюдает информацию и обратный контакт он не хоче выражать. И рот, помимо питания, это средство самовыражения. Отсутствие зрачков - плохой показатель, отрицательное отношение к самому проведению тестирования, человек не хочет смотреть на мир и на нас. Ощущение бездушия, мертвенности, как будто бы у него нет души и личностного начала. Есть интерпретация, что это глубокая шизоидность и самоотчуждение, отсутствие контакта с самим собой, у других - сильное вытеснение - когда большая часть содержания недоступна для самого себя. И более легкая интерпретация - неконтактность и негативное отношение к внешнему миру, он не хочет чтобы и мы смотрели ему в глаза и сам смотреть также не хочет (и тогда пустые зрачки или темные очки или зачеркнуто).

В профиль рисунки - уход от открытого общения, тогда как когда животное на нас - контакт.

Большую информацию нам дает первичное впечатление от рисунка, эмоциональное впечатление. Но иногда, когда мы ориентируемся на детали, мы не видим главного.

Разные ноги - признак шизоидности

Горб - или уродство или комплекс или груз, который тащит на себе человек (груз прошлого, тяжесть на душе)

На что в первую очередь мы обращаем внимание до того, как начинаем анализировать отдельные части тела? Мы должны увидеть формальные аспекты рисунка: «как» нарисован рисунок больше чем «что». «Что» - сознательная установка, а «как» - не всегда контролируется. «Как» это размер рисунка, графические особенности линий, поворот и эмоциональное восприятие рисунка - 4 аспекта, которые позволяют нам анализировать рисунок.

Эмоция при виде рисунка - важно интуитивное восприятие рисунка и ощущение его целостности и гармоничности. Расплывчатость, бесформенность это также аспект общего впечатления и аргумент в пользу нецелостности и неструктурированности, нет собственного «Я», ощущение нечеткости и неопределенности.

Глаза, рот, голова, шея

• В глазах очень важно обращать внимание на наличие или отсутствие зрачков, рот важно смотреть есть он или нет. Глаза - человек смотрит, наблюдает информацию и обратный контакт он не хочет выражать.

• Рот, помимо питания, это средство самовыражения.• Отсутствие зрачков - плохой показатель, отрицательное отношение к самому проведению тестирования, человек не хочет смотреть на мир и на нас. Ощущение бездушия, мертвенности, как будто бы у него нет души и личностного начала. Есть интерпретация, что это глубокая шизоидность и самоотчуждение, отсутствие контакта с самим собой, у других - сильное вытеснение - когда большая часть содержания недоступна для самого себя. И более легкая интерпретация - неконтактность и негативное отношение к внешнему миру, он не хочет чтобы и мы смотрели ему в глаза и сам смотреть также не хочет (и тогда пустые зрачки или темные очки или зачеркнуто).

Название РНЖ

Бессмысленно-звуковые - шизоидный признак;

Название с уменьшительным суффиксом (зайчишка) - инфантилизм;

Повторяющиеся слоги (ням-ням...) - инфантилизм;

Претензия на эрудицию - демонстративные черты;

Рациональное название - рационализации как способ защиты;

Искусственный способ анализа - наличие идентификации;

Попробовать подобрать аналогичное слово, похожее по звучанию;

Наличие идентификации негативной - кол-во отрицательных прилагательных в разговоре (какой-то кривой получился,... Не то...) много, как он выглядит - тревожный тип;

Голова животного

В символическом виде отвечает за разум, эрудицию и когнитивные функции. В норме голова должна быть одна: многоголовое животное – признак расщепления и наличия разнонаправленных тенденций в жизни испытуемого, что чревато неврозами. Часто такой рисунок говорит о шизофрении – само слово «схизофрения» (Схизофрения-психическое расстройство, характеризующееся ухудшением восприятия окружающей действительности и значительной социальной дисфункцией это абсолютно тоже самое что и шизофрения.) в буквальном переводе означает «расщепление»;

Туловище РНЖ

Является вместилищем желаний и влечений;

крупное туловище в сочетании с маленькой головой – признак преобладания желаний над разумом;

полное отсутствие туловища (головоногое животное) – признак инфантильности и особой травмированности сферы желаний и влечений, а также явной сексуальной неудовлетворенности.

Головоногих часто рисуют шизоиды и женщины-истероиды, но если творения первых в большинстве случаев не вызывают приязни, то истероиды могут нарисовать очень милого мехового «колобка» с бантиком – так они проявляют свою демонстративность;

штриховка/пятна/узоры на туловище – недифференциированная опасливость: человек постоянно находится «на взводе» и мониторит признаки внешней угрозы, готов отвечать повышением тревоги на любую внешнюю стимуляцию;

маскировка «чтоб враги не съели» – признак тревожности;

декоративные элементы без функционала – демонстративность;

ОБЩАЯ СЕМАНТИКА ЭЛЕМЕНТОВ РИСУНКА

Толстое пузо с пупком – у женщин впрямую обозначает комплекс неполноценности по поводу собственного веса (даже если ваша испытуемая весит 40 кг. – в этом случае дополнительно можно говорить об искажении схемы тела);

Туловище неопределенной формы (например, тело змеи) – говорит о малодифференциированности и когнитивной простоте личности;

Конечности (особенно нижние) отвечают сразу за 3 функции:

опора;

передвижение как развитие в самом широком смысле;

характер присоединения ног к туловищу отвечает за контроль за рассуждениями и выводами (идеальный вариант – это когда ноги непосредственно «вытекают» из туловища; а явный разрыв между туловищем и ногами – плохой сценарий)

отсутствие верхних конечности или руки, убранные за спину говорят об ощущении беспомощности (причем это не обязательно соответствует действительности);

крылья могут иметь разные функции (в зависимости от того, как они расположены):

рисунок смотрит на вас «анфас», а сзади распростерты крылья – это говорит о тенденции вытеснять других и занимать много жизненного пространства;

массивные крылья, направленные вбок или вверх – это знак хорошей фантазии и творческой активности;

сложенные крылья – аналог опущенных рук: у человека есть творческие способности, но он их не применяет;

несоразмерные крылья (например, бегемот с крылышками мотылька) – признак того, что человек безосновательно придает повышенное значение собственной креативности.

руки с прорисованными пальцами – если автор мужчина, то этот признак можно впрямую толковать как наличие развитых ручных способностей. К испытуемым-женщинам это не относится;

глаза

с прорисовкой радужки отвечают за страхи (это довольно распространенный вариант, потому как страхи в общем-то есть у всех);

пустые глаза без зрачков либо точечный зрачок часто рисуются шизоидными испытуемыми. Это – признак эмоциональной сухости и холодности;

ресницы подчеркивают принадлежность человека к собственному полу и отвечают за заинтересованность в восхищении собственной внешностью со стороны окружающих;

нос фаллической формы или хобот можно впрямую толковать как признак сексуальной озабоченности;

рот может иметь разное значение:

приоткрытый формы с зубами – признак вербальной агрессии: такой человек вероятнее всего огрызается, хамит и ехидничает;

приоткрытый зачерненный рот говорит о легкости образования страхов и фобий самого разного рода (типично для тревожных невротиков);

закрытый рот – это показатель нежелания выдавать информацию о себе;

улыбающийся рот может говорить о хорошем актуальном эмоциональном состоянии человека (при условии, что это именно улыбка, а не вымученная гримаса или оскал);

губы – как правило, говорят о чувственности и сексапильности;

усы/борода: это вторичные мужские половые признаки, следовательно, наличие их на женском рисунке должно насторожить диагноста. Если усы рисует мужчина – это подчеркивание принадлежности к своему полу, демонстрация выраженной маскулинности;

уши отвечают за заинтересованность в информации о себе:

открытая ушная раковина – признак сильной заинтересованности в такой информации;

полуприкрытое ухо как у спаниеля или зайца – человек готов слышать только то, что он хочет слышать;

отсутствие ушей = отсутствие заинтересованности в сторонних оценках.

Выступающие элементы на голове (корона, прическа, рога) должны толковаться исходя из приписываемого функционала – нужно спрашивать испытуемого, для чего животному та или иная часть. Если явного функционала нет, то нужно смотреть на внешний вид элементов:

пикообразные и зубчатые формы – признак агрессии;

явно декоративные элементы (например, чёлка) – демонстрация принадлежности к собственному полу и общая демонстративность;

головной убор – возможный страх сойти с ума (довольно типичная фобия среди представителей тревожного типа);

рога, копыта, панцырь, щетина, иглы, жало, когти – признаки агрессии. Их можно поделить на 2 категории

направленные вверх – это знак агрессии против вышестоящих (родители, начальство, государство);

направленные вниз – говорят о страхе осмеяния или осуждения;

шея не обладает выраженной семантической функцией, однако в целом принято рассматривать ее как элемент, соединяющий голову (разум) с туловищем (влечениями). Здесь тоже возможны варианты:

отсутствие шеи говорит о том, что человек не ощущает наличие проблемы контроля разума над влечением (даже если она есть);

длинная шея – проблемы с контролем разума над влечениями (особенно, если на шею повязан галстук, удавка или просто нанесена какая-то штриховка). Это может быть как сверхконтроль, так и недостаток контроля;

ШТРИХОВКА: самые запачканные, «черные» и заштрихованные места в символическом виде отражают особое напряжение, которое существует в данной области. Очень часто заштрихованным оказывается низ живота и область половых органов: у женщин это может означать гинекологические проблемы (в т. Ч. Бесплодие) либо беременность, а у мужчин – страх импотенции или даже онкологических заболеваний (рак простаты);

ПРОРИСОВАННАЯ ЖЕНСКАЯ ГРУДЬ С СОСКАМИ – крайне редкий элемент на рисунках, который может иметь очень разное символическое значение (от банального подчеркивания принадлежности к своему полу до переживания перенесенной операции по удалению злокачественной опухоли молочной железы). Диагност должен соблюдать предельную аккуратность и корректность при интерпретации таких элементов;

ХВОСТ – интересная деталь, имеющая много вариантов интерпретации:

хвост направлен справа вверх: человек одобряет собственные действия;

хвост направлен справа вниз: человек НЕ одобряет собственные действия;

хвост направлен слева вверх: человек одобряет собственные мысли и чувства;

хвост направлен слева вниз: человек НЕ одобряет собственные мысли и чувства – это очень плохой признак, говорящий о самоотвержении и нелюбви к себе, склонности обесценивать собственные чувства;

хвост расположен справа горизонтально: у человека устойчивая адекватная самооценка. То же самое – если имеем «заячий хвостик»;

завернутый или «поросячий» хвостик – неустойчивая самооценка и особая травмированность именно этой области. Здесь важно направление хвоста. У испытуемых, нарисовавших своим животным подобный хвост, имеет смысл посмотреть на результаты по первым четырем шкалам в Методике исследования самоотношения (МИС), которые оценивают самооценку человека;

павлиний хвост позади фигуры: хвастовство и демонстративность, завышенный уровень притязаний и завышенная самооценка;

рыбий или раздвоенный хвост – неустойчивая самооценка;

РИСУНКИ МУЖСКИХ ПОЛОВЫХ ОРГАНОВ – как правило, это т. Н. «шизофреническая шутка»: шизофреники очень часто рисуют член с глазками в попытке шокировать общественность в лице ничего не подозревающего психодиагноста;

ЖЕНСКИЕ ПОЛОВЫЕ ОРГАНЫ – в случае появления этого элемента на рисунках за авторством мужчин можно смело говорить о грубой патологии;

ШЕРСТЬ – известна среди диагностов как «текстура сексуальности»;

КИСТОЧКИ – подчеркивают особую значимость той части тела, к которой они пририсованы. Их часто рисуют на ушах (вариант а-ля рысь) и на хвостах. Если кисточка пририсована к вздернутому хвосту, то можно говорить о значимости устойчивой самооценки (при условии, что это именно кисточка, а не булава трицератопса – если нарисована булава с колючками, то налицо агрессивная защита собственной самооценки);

БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО НЕФУНКЦИОНАЛЬНЫХ / МАЛОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ – признак застревания. О том же может говорить штриховка. Испытуемые с художественным или архитектурным образованием иногда начинают увлекаться деталями – это возможное проявление застревания как одной из черт паранояльного психотипа;

ЖИВОТНОЕ ТИПА «ТЯНИ-ТОЛКАЙ» (например, котопѐс) – говорит о наличии у человека двух разнонаправленных тенденций. Нужно смотреть на размеры каждой из голов – они будут говорят о силе той или иной тенденции, а также на выражение лиц этих голов. В общем и целом такое животное демонстрирует наличие состояния глубокого невроза – это как минимум;Инструкция для теста РНЖ

Придумай и нарисуй несуществующее животное. Это должно быть животное, которого никогда раньше не было ни в сказках, ни в фильмах, ни в мультфильмах, ни в мифах, нигде-нигде.