Все статьи

Кто такой коуч? Что понимаем под коучингом?

15 июл. 2020
275

В русский язык, особенно в последнее время, активно внедряются иноязычные термины. Так, сравнительно недавно, в бизнес среде появились слова «коучинг» и «коуч», которые стали модными нововведениями и быстро завоевали популярность. Стали проводиться многочисленные конференции, семинары и вебинары по коучингу. Коуч-консультанты, или проще говоря коучи, активно предлагают свои услуги. Появился даже справочник «Коучинг в России», в котором указано около двухсот пятидесяти консалтинговых компаний, которые продвигают эту модную услугу.

Однако как часто и случается с заимствованными иностранным словами, сам термин «коучинг» трактуется совершенно по-разному. Абсолютно не претендуя на право истины в последней инстанции, я предлагаю свой взгляд на суть и содержание коучинга и его отличие от других видов услуг, в том числе и тренингов.

Сам термин «Personal coaching» в переводе с английского означает «тренерство», «сопровождение». Определение коучинга Международной Федерации Коучинга звучит таким образом: «Профессиональный коучинг - это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам добиваться реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни. Посредством процесса коучинга клиенты углубляют свою осознанность, повышают личную эффективность и качество жизни. »

Также дается определение, чем именно достигается результат при коучинге:

«На каждой встрече клиент выбирает предмет разговора, а коуч слушает и вносит свой вклад в виде наблюдения и вопросов. Такое взаимодействие проясняет ситуацию и побуждает клиента действовать. Коучинг ускоряет процесс самосовершенствования клиента, открывая перед ним более широкий выбор. Основное внимание коуч обращает на то, в какой точке находится клиент в данный момент и что он готов сделать, чтобы попасть туда, где он хочет быть завтра».

Естественно, возникает и следующий вопрос: а кто же является заказчиком работы коуча? И этот вопрос непосредственно связан с целями коучинга, которые определяет для себя заказчик. И здесь как раз находится начало разночтений или разного понимания роли коуча.

Иногда коучинг путают с психотерапией. Но это разные вещи. Во-первых, важна сфера коучинга.

Ø Это может быть область личных качеств и навыков клиента, которые он желает усовершенствовать.

Ø Это может быть совершенствование имиджа клиента от стиля поведения до одежды и макияжа.

Ø Это может быть область профессиональных навыков, как, например, выступлений, ораторского искусства, организации презентаций и т.д.

Ø Это может быть и область профессиональных отношений, искусство управления коллективом, если заказчиком является руководитель фирмы или подразделения или навыки выстраивания отношений, если это просто сотрудник фирмы.

Психотерапевт концентрируется в основном на психологических проблемах и исследовании их корней, а значит на прошлом, на ошибках клиента. Коучинг фокусируется на базовых жизненных ценностях, целях и путях их достижения, на успешных стратегиях клиента. Коучинг ориентирован скорее в будущее, чем в прошлое.

Получается, что коуч не обязательно должен быть экспертом, наставником и разбираться в специфической работе клиента. Клиент сам себе эксперт. Коуч должен быть компетентен именно в том вопросе, который заказывает клиент. Коуч организует не только процесс беседы, направляя клиента на те аспекты, который он упускает из виду в своей жизнедеятельности, но и организует процесс развития клиента, давая ему домашние задания и обратную связь.

Коучинг, как и тренинг, находится на стыке бизнес-консалтинга и психологии.

Это означает, что есть специалисты, которые проводят консалтинг, используя некоторые знания по психологии и есть специалисты психологи, которые проводят тренинги или коучинг, основываясь на знаниях и навыках психологических методов с использованием некоторых знаний бизнес-процессов. Таким образом, коучинг несомненно предполагает включение в себя многообразие форм и методов работы, используемых как в консалтинге, так и при проведении тренингов. Что касается соотношения использования психотехник, взятых из психологических методик или бизнес-консалтинга, основанного на опыте в бизнесе, то это уже зависит от личности специалиста. А выбор специалиста зависит от потребности заказчика.

В бизнес-консультировании коучингом называют личностную тренировку на достижение наивысших результатов в минимальные сроки. Это специфическая работа практического психолога в качестве консультанта "первого лица" (личного тренера VIP-персоны или личного VIP-тренера). Такой коучинг называют "внешним" в отличие от "внутреннего" коуч-менеджмента как метода управления персоналом.

Руководителям, зачастую работают по 10-16 часов в день, объективно не хватает времени остановиться, подумать о себе, о своей миссии, им трудно посмотреть на свое дело со стороны. В окружении любого первого руководителя практически нет людей, которые не питали бы к нему прагматического интереса. Коуч-консультант не зависит от организации клиента, поэтому он может быть полностью объективным и ориентированным на его интересы.

Задачи коуч-консультанта: помочь клиенту сосредоточиться на наиболее важных, приоритетных моментах его деятельности; включить внутренние ресурсы; привести в действие систему мотивации; по-новому взглянуть на себя и свой бизнес; максимально эффективно (и в то же время безболезненно) увязать цели клиента с целями окружающих его людей и его организации, чтобы не возникло реакции отторжения; разобраться с кадровыми вопросами – с кем-то расстаться, кого-то мотивировать и т.д.

Работа коуч-консультанта напоминает работу спортивного тренера: тренер не может пробежать за спортсмена дистанцию, зато он может помочь ему актуализировать внутренний ресурс, "поймать свою игру", открыть свою "коронку" – то сильное и уникальное, что свойственно только ему и что позволит добиться победы.

Я, имея опыт работы в качестве директора по персоналу в различных компаниях и примерно такой же опыт в должности генерального директора, не очень представляю себе, как человек, не имеющий личного опыта руководителя, может быть коучем в вопросах управления коллективом или оптимизации производственных процессов.

Значит перед выбором Вашего коуча, Вам необходимо определить критерии для поиска коуча и для этого определить для себя на следующие вопросы:

1) Коуч должен быть способен помочь клиенту создать эффективную программу достижения какой-либо цели.

2) Коуч должен помогать формулировать концепции и модели, не навязывая свои. Свои он может предлагать лишь как один из вариантов, на обсуждение.

3) «Необходимы ли знания кроме области психологии как минимум в менеджменте? » - чем более эрудирован специалист помогающей профессии, тем лучше. При условии, конечно, что кроме эрудиции у него развиты, профессиональные качества и навыки.

4) Если не путать коучинг с консультацией или тренингом, то это позволяет не ожидать только готовых решений или только готовой программы развития.

Как и в психологии, так и в коучинге полно скороспелок и дилетантов, которым сначала самим надо над собой серьезно поработать. Такова уж ситуация с образованием.

С уважением, Владимир Викторович Хоруженко