Все статьи

Где научиться отношениям?

26 окт. 2020
152

Математике ребенок учится в школе, а отношениям в семье. Человек понимает, как строить партнерские и семейные отношения в общении с родителями или с теми, кто их заменяет. К сожалению, если перед глазами был не лучший образец семьи или этого образца вовсе не было, пробел не восполнить чтением книг по психологии и знакомством с чужим опытом. Чтобы научиться кататься на велосипеде, прежде всего, нужен велосипед, а для отношений - другой человек. И если неправильным, деструктивным отношениям мы научились с родителями, близкими и бывшими партнерами, то и для приобретения опыта здоровых отношений тоже нужен другой человек.

Многие так и думают: "Вот найду нового партнера, и жизнь наладится, он то меня спасет". Но чудо происходит крайне редко. Неосознанно мы выбираем таких людей, с которыми легче воспроизвести привычные сценарии. Для психики безопаснее знакомые, хоть и болезненные отношения, а изменения, даже позитивные, пугают. Поэтому для изменения негативного сценария из прошлого, больше подходят отношения со специалистом.

Психолог создаст безопасное пространство общения с четкими и понятными правилами, это поможет увидеть, какие сценарии поведения вы используете в жизни, и получить обратную связь. Еще один плюс такой работы состоит в том, что обратная связь от психолога не будет так ранить, как полученная от близких людей.

Первое, что предстоит сделать, после осознания проблемы, это понять когда и при каких обстоятельствах сформировался негативный сценарий. Часто причины проблем уходят корнями в детство.

Взгляд со стороны и воссоздание полной картины события уже помогает осознать, причины затруднений, перестать остро, реагировать и начать действовать. Вы узнаете, об альтернативных вариантах взаимодействия и получите опыт другой реакции на привычные ситуации.

Получение и закрепление иного опыта общения на консультациях, сформирует новые нейронные связи, это позволит в дальнейшем иначе вести себя не только в кабинете психолога, но и в жизни.

Пример из практики:

Для Надежды любые промахи и недомолвки в отношениях означали, что она плохая, приводили к чувству вины, ощущению краха и вынуждали избегать дальнейших контактов с человеком. Ее реакция была родом из детства, когда строгие и требовательные родители ругали и жестоко наказывали за любую ошибку, требуя быть идеальным ребенком. Любые нарушения договоренностей с психологом со стороны Надежды переносилось ей крайне болезненно, вызывали желание пропасть, не отвечать на сообщения или не затрагивать этот вопрос на последующих встречах. Совершенно новым опытом для нее стало то, что она смогла спокойно обсудить ситуацию, услышала, какие чувства и эмоции вызывало в другом человеке ее поведение, увидела, что отношения не прерывались и не становились хуже после ее “промахов”. Этот новый опыт позволил Надежде быть менее требовательной и жестокой к себе в жизни, а так же не прерывать отношения после мелких ссор и недоразумений. В дальнейшем это позволило Надежде прощать ошибки не только себе, но и другим.