Все статьи

Кто клиент, а кто не очень

19 мар. 2017
10
Жертва- в древних религиях: приносимый в дар божеству предмет или живое существо.
В политеизме жертвой могли быть животные, могли быть люди. Когда назначена одна жертва, то весь страх и агрессия доставались ей. Остальных, это на время успокаивало. Когда коллективный страх перед высшими силами снова набирал силу и напряжение становилось невыносимым, его снова снимали, сфокусировав на жертве и убив ее. Образно говоря - жертва была контейнером коллективного страха, который уничтожался физически. Козел Отпущения и Великий Защитник в одном контейнере.

Теперь от высокого к практическому. Поиск Козла Отпущения и поиск Великого Защитника явления одного порядка.

В человеке нарастает негативное эмоциональное напряжение, но своими силами он его нейтрализовать не может. Поэтому ищется объект, на который можно перенести ответственность за снятие своего напряжения. Это может происходить как осознанно, так и не осознаваемо. Разница в подстройке к избавителю. В случае с Козлом Отпущения, это позиция превосходства. В случае с Великим Защитником это позиция подчинения.

Но в обоих случаях подстройка идет из позиции жертвы, потому что человек отказывается от своей воли в нейтрализации возникшего негативного переживания.

На что это похоже, уважаемый читатель?

Как психологу отличить жертву от клиента, а клиенту отличить себя от жертвы

Клиент отличается от жертвы осознанностью своей части активных преобразований в себе и своей жизни.
  • Понимание, что что-то не так.
  • Понимание того, что самому не справиться, и нужна помощь.
  • Решение обратиться за помощью и готовность ее принимать.
  • Выбор психолога.
  • Готовность потратить свои материальные ресурсы на процесс изменения (время, финансы).
  • Формулирование первоначального запроса, каким он видится на начало работы.
  • Перемещение себя своевременно в место встречи с психологом.
  • Осмысленное и активное участие в изменении своих убеждений, установок или усвоении новых навыков (затрачивание своих психологических ресурсов).
  • Осмыление результативности процесса.
  • Принятие решения об уточнении запроса в процессе изменений.
  • Понимание момента достижения результата и осознание того, что задача решена.
  • Принятие решения о паузе или окончании работы.
  • Доведение этого решения до сведения психолога.
  • Умение быть благодарным (в принципе, как свойство личности).
  • Принятие своего нового состояния и самоощущения.

Самая затратная часть работы психолога, это проведение человека, обратившегося к нему за помощью, из состояния жертвы в состояние клиента.