Все статьи

Невроз и работа с ним | Часть 1

15 авг. 2018
89
НЕВРОЗ ЭТО

Невроз - это группа психогенных заболеваний (или психологических нарушений), функциональное нарушение высшей нервной деятельности психогенного происхождения. Клиника неврозов отличается большим многообразием и может включать соматические невротические расстройства, вегетативные нарушения, различные фобии, дистимию, обсессии, компульсии, эмоционально-мнестические проблемы.

Говоря простым языком, невроз - результат длительного (или ярко выраженного, интенсивного) переживаниям и психоэмоционального напряжения, при котором проявляются проблемы психосоматического характера - то есть выраженные на психологическом и физическом уровнях.

Дискомфорт и трудности, связанные с неврозом, осознаются человеком (в отличие от психоза, например). При этом человек может ощущать, что "с психикой что-то не так", думать, что "сходит с ума", пугаться неожиданного, нового и неприятного состояния. Однако, психика остается здоровой, просто она, можно так выразиться, травмирована, ранена и ей необходима определенная помощь.



КТО РАБОТАЕТ С НЕВРОЗАМИ

Невроз, как диагноз, относится к области малой психиатрии, так что первый вывод, который напрашивается - с неврозом отправляться к врачу. Но не все так просто.

У врача шире опыт в "совсем клинических" вопросах - там, где речь идет об органических повреждениях, нарушениях и т. д. Привлечение психиатра крайне желательно в случаях, когда невроз отягощен (органическое повреждением мозга и т. п.).

В случаях, где речь идет о здоровой психике (а при неврозе психика сохранна, это одно из выражений психологической травмы) - решаются вопросы о целостности и зрелости психологических механизмов адаптации и способах обретения этой психологической целостности и зрелости - это зона компетенции психолога.

Также эффективен вариант котерапии: совместно работают психолог и психиатр/психоневролог. Врач ставит диагноз, назначает схему медикаментозного лечения (снятие симптоматики), а психолог (без диагноза он может говорить скорее о невротических реакциях) спокойно делает все остальное - работает с "доращиванием" Эго и ресурсами.

КАК ПОЯВЛЯЕТСЯ НЕВРОЗ?

От чего появляется невроз?
Вкратце дело обстоит так. С самого детства в личности происходит "борьба и единство" Ид и Супер-Эго. То есть различные бессознательные процессы - импульсы, побуждения, желания Ид довольно часто входят в противоречия с контролем, установками, представлением о правилах и нормах Супер-Эго.

Эти столкновения начинаются практически с самого рождения. Когда "хочу эту игрушку - возьму эту игрушку" сталкивается с "это не твоя игрушка - ее брать нельзя". Изначально функцию Супер-Эго выполняет социум, семья, затем личность "впитывает" эти нормы, дополняет их. Очевидно, что эти противоречия, столкновения Ид и Супер-Эго могут быть болезненными для личности. И "договариваются" они между собой довольно плохо.

Эту функцию регуляции выполняет Эго, которое начинает формироваться и развиваться также довольно рано. Мы растим и формируем свое Эго всю жизнь и от его развитости, гибкости, пластичности зависит успех нашей внутренней саморегуляции, целостность и зрелость нашей личности.

Так вот, в детстве Эго весьма незрелое и юное, и когда случается психотравмирующая ситуация, Эго может быть не готово (не миеть сил и ресурсов) чтобы справиться с ней на отлично. Потому детские травмы так болезненны, потому они могут так сильно нас ранить, потому могут остаться с нами на долго - во время их возникновения психика была не готова к тому, чтобы справиться с ними.
Травмированные зоны оберегаются особенно усиленно, вытесняются, психика пытается "спрятать подальше" болезненное (потому многое может быть амнезировано). Вокруг них встраиваются какие-то адаптационные схемы, может н совсем удачные, но такие, на какие, в то пору, психика была способна. Психика пытается функционировать с учетом этой "раны".

Однако, несовершенство этих защитных механизмов (менее развитое Эго создает менее эффективные адаптационные схемы), выражается, так или иначе, в жизни в различных дискомфортах.

ПРИМЕР. Мальчику с детства давали установку (наверно не нарочно, наверно от любви, но довольно жестко и систематически), что он несамостоятельный, что он "без родителей ничего не может", что все у него валится из рук и т. д. Таким образом, в нем формировалось чувство несамостоятельности попутно с зависимостью от родителей. Мальчик рос. Психика с детства подстроилась под установку - он выбирает ту работу, которая кажется ему простой, он избегает ответственности.

Но в какой-то момент его перестает удовлетворять то, что может дать ему эта "адаптация" - он сравнивает себя с другими, ему тоже хочется внимания и положительных оценок со стороны окружающих, ему хочется проявить себя на работе. Но его уверенность в том, что он не способен справляться с серьезными, ответственными задачами постоянно его тормозит. И если раньше (в учебе, в хобби, в общении со сверстниками) он как-то еще смирялся со своими "вторыми ролями" или ролью "неудачника", то со временем желание проявиться и получить должное все сильнее.

Или же неудачи в работе провоцируют реакцию начальства "ты ничего не можешь" (что само по себе болезненно), что напоминает о словах и установках родителей, возвращая в травму детства. Таким образом, уже взрослый мальчик, переживает не только ситуацию из настоящего, но и возвращается в прошлое, в ту первичную травму. А личность остается в "травмированной зоне" в том возрасте, в котором его получило. Соответственно его способы взаимодействия с начальником и попытки как-то урегулировать ситуацию могут быть неконструктивны, т. к. он действует как ребенок (провоцируя соответствующее отношение к себе).

Плюс актуализированная, таким образом, травма детства поднимает ВСЕ накопленные эмоции и переживания, и наш мальчик переживает уже не только ситуацию СЕЙЧАС, а ВСЕ эмоции с того самого "начала". Это может выражаться в чрезмерных (даже по его собственному мнению) эмоциональных переживаниях и неадекватных реакциях.

То есть травмированная зона ("я ничего сам не могу" - своего рода запрет на самостоятельность, самовыражение и волеизъявление) сталкивается с желаниями и побуждениями (хочу самовыразиться, хочу заявить о своей индивидуальности), накопленными за годы, а "устаревшая" защитная схемой Эго (избегание ситуаций, где нужна самостоятельность и ответственность, запрет на амбиции) уже не способна регулировать и как-то сдерживать напряжение, растущее в зоне этого столкновения.

Так мы получаем противоречие, накопленный "заряд" которого может выразится в невротических реакциях, неврозах - тех самых неадекватно ярких переживаниях, эмоциональных и поведенческих реакциях.

Любое ли подобное противоречие, конфликт, травма приведут к неврозу? НЕТ, не любое, во многом зависит от выраженности и силы накопленных противоречий. Однако, психика сложная штука, и кажущееся незначительным переживание, может быть невротичным. Каждый случай стоит рассматривать индивидуально!

Я описала один из вариантов, могут быть и другие. Например, когда старая травма "спрятана" и о ней давно не вспоминают, но какая-то ситуация в настоящем (чем-то схожая) "будит" спрятанные и вытесненные эмоции и они начинают искать способ выражения. В результате будет та же история про столкновение, как в первом случае.