Все статьи

Как предотвратить сексуальное насилие над ребенком?

28 июл. 2016
159
Насилие в любой форме нарушает права человека. На сегодняшний день насилие в отношении ребенка – широко распространенное явление, и неважно, где ребенок родился и какого он социального слоя. Бороться с насилием над детьми необходимо в любых ситуациях.

Но что делать, если ребенок не рассказывает о том, что произошло? Ведь по статистике очень маленький процент детей, столкнувшихся с сексуальными домогательствами или с сексуальным насилием, рассказывают об этом взрослым. На то есть свои причины. Многие дети, чувствуя, что произошло, что-то неправильное, ненормальное, не могут до конца понять, что именно. И им сложно об этом говорить. Кто-то не имеет среди взрослых такого человека, которому бы он настолько доверял. Кто-то боится, что ему не поверят. Часто ребенок может испытывать чувство вины и стыда за произошедшее, а если еще в семье его часто делают виноватым, то вряд ли он захочет кому-то рассказать. Но как же тогда можно помочь ребенку, если ты не владеешь информацией о случившемся? Как его защитить?

Сегодня в США и некоторых европейских странах в школе преподают такой предмет, как sexual education – половое воспитание. В России же до сих пор не существует официальной программы на эту тему. Учитель в школе должен, исходя из отношения родителей и внутренней политики образовательного учреждения, решать вопрос о проведении занятий по сексуальному образованию.

И даже если в семье родители рассказывают детям про секс, про «плохих» дядей, которые могут их изнасиловать и т. п. В тех случаях, когда явно секса не происходит, но ребенок понимает, что что-то не так, ему сложно это сформулировать и он может впасть в ступор. И как следствие, не рассказать никому и ничего.

Как же объяснить ребенку, что является нормальным и что – нет, и о чем необходимо при первой же возможности рассказать взрослым? Оказывается, есть хороший способ!

На одном из занятий по sexual education в первом классе дают довольно простую и понятную схему из кругов общения (circles of relationships) и рассказывают им доступным языком про личное пространство каждого человека. Это может помочь предотвратить любой вид насилия потому, что ребенку будет понятно, что происходящее что-то неправильно.

Приведем краткое объяснение каждому кругу.

1. Фиолетовый круг – я и мое личное пространство (Purple = Me).

Фиолетовый – первый и главнейший круг. Это сам человек. Тело человека принадлежит только ему. Только мы решаем, кому можно находиться к нам близко, кому можно до нас дотрагиваться. И без нашего разрешение никто не должен это делать. Если чьи-то действия вызывают у нас дискомфорт, мы должны говорить «нет», «стоп», независимо от того, кто именно это делает. Даже если это самый близкий нам человек, не надо стесняться говорить о том, что нам не нравится.

2. Синий круг – семья (Blue = Family).

По каким признакам мы относим людей понятию семья? Это наши самые близкие люди. Мы их любим, уважаем, доверяем им. Но даже с самыми близкими, с самыми любимыми людьми в нашей жизни, мы не должны пренебрегать своим «фиолетовым кругом», своим личным пространством. При этом мы сами обязаны уважать и их личное пространство.

3. Зеленый круг – друзья (Green = Friendship).

Родители должны проговаривать со своим ребенком, с помощью каких критериев он может понять, является ли человек его другом. Дружба подразумевает совместное времяпрепровождение, игры и развлечения. При обоюдном согласии между друзьями могут происходить дружеские объятия. Но ребенок должен понимать, что не каждый, например, в его классе – это его друг.

4. Желтый круг – знакомые люди (Yellow = Acquaintance).

Знакомые люди – это не близкие люди. С ними мы знакомы поверхностно. К ним могут относиться друзья родителей, соседи, дети во дворе или из какой-то команды.

Ребенок должен понимать разницу между понятиями: знакомый человек и близкий человек. Необходимо обсуждать с ребенком, что такое дистанция в отношениях.

5. Оранжевый круг – люди, которые могут оказать профессиональную помощь (Orange = Community Helpers).

Эти люди не являются нашими друзьями и близкими, но которые могут нам помочь. Это может быть полицейский, медработник, пожарный, учитель, воспитатель и т. п. Этих людей можно узнать по униформе, опознавательным знакам, удостоверениям. В случае опасности они помогают. Ребенок необходимо знать, в каких случаях у кого просить помощи.

6. Красный круг – незнакомые люди (Red = Strangers).

Когда мы не знаем человека, (даже если он знает нас, мы все равно его не знаем), мы не можем ему доверять. Это не говорит о том, что незнакомый человек всегда плохой человек. Но какой он – мы не знаем. Поэтому мы ему ничего не говорим о наших близких, о себе, не отвечаем на вопросы, и, самое главное, никуда никогда с незнакомым человеком не идем и не садимся к нему в машину. Мы ничего не берем из рук незнакомца, никаких конфет, никаких игрушек. Не идем помогать «искать собаку», потому что знаем, что взрослый человек не должен просить помощи у того, кто слабее его и младше.

На занятии дети с учителем рассматривают разные ситуации, обсуждают, как лучше себя вести в них, раскрашивают схему, решают, к какому кругу относится тот или иной человек. Им объясняется, что если ты чувствуешь себя некомфортно, надо говорит «нет» или «стоп». Что никто не имеет право вторгаться в их личное пространство без их согласия. Так же, как и ты должен уважать чужое пространство и не лезть туда без разрешения. Не надо бояться говорить, не бояться спрашивать, не стыдиться, не скрывать. И если происходит что-то не так, ты должен сообщить об этом взрослому, а не искать решения сам.

И пусть в России сегодня нет такого предмета в школах, хотелось бы, чтоб эта картинка была известна родителям, воспитателям, учителям и всем неравнодушным к этой проблеме людям. Чтоб они смогли объяснить ребенку, как распознать, что происходит что-то ненормальное и сообщить тому человеку, кто сможет его защитить.