Все статьи

Феномен "детской амнезии": что мы помним из своего детства?

04 июл. 2016
611
Психология полна загадок и интересных явлений и одним из самых интригующих считают феномен детской амнезии. Суть этого явления в том, что преобладающее большинство людей не могут вспомнить события, которые происходили с ними до их трехлетнего возраста. Данный термин еще в 1899 году был упомянут Зигмундом Фрейдом, который заметил, что его пациенты не могут воспроизвести события из детства. Тогда Фрейд сделал предположение, что такая амнезия объясняется вытеснением ранних воспоминаний из-за их недопустимой сексуальной природы. Однако современные исследователи опровергли это мнение.

Так что же это за феномен детской амнезии?

Первые переживания и впечатления очень важны для формирования психики человека, но в памяти они практически не остаются. Не так уж много людей способны вспомнить, к примеру, свой первый день рождения

В психологии данное явление называют детской амнезией. Двухлетний ребенок хорошо запоминает события, которые случились пару месяцев назад, но пройдет пару лет и воспоминания могут исчезнуть.

Специалисты объясняют эту забывчивость тем, что мозг ребенка так активно воспринимает поток новой информации, что новые воспоминания вытесняются из памяти старые.[/CENTER]

В ходе проведения исследований было установлено, что дети трехлетнего возраста отлично помнят события прошедшего года и память хранит эти воспоминания до семилетнего возраста. Дети смогли восстановить до 70% события, которое произошло с ними в трехлетнем возрасте. Но спустя всего год остается лишь 30-40% от воспоминаний.

Детские психологи связывают эту перемену с изменением способа запоминания информации.

Пройдя семилетний рубеж, мозг начинает запоминать события линейно – так как они происходили в пространстве и во времени. [/CENTER]

И такая перемена может вызвать удаление более ранних воспоминаний, которые находятся в мозгу в беспорядке.У маленьких детей память проходит иное формирование. Ее можно условно разделить на две части: эпизодическая память и семантическая. Эпизодическая память опирается исключительно на личный опыт впечатлений – первая драка, первый день в садике, а семантическая память – это то, что было получено не из личного жизненного опыта: название предметов, даты и т.д. Через какое-то время эпизодическая память может превратиться в семантическую. Человек не помнит, как он первый раз узнал о кошке, играя с бабушкиной кошкой во дворе, он просто знает, что из себя представляет кошка.

Как считают ученые, наша детская забывчивость связана и с тем, как именно хранятся наши воспоминания. Семантическая и эпизодическая память хранятся в разных частях коры головного мозга. Только после трех лет происходит объединение этих разрозненных частей в одну общую систему. Благодаря этой системе, как дети так и взрослые, получают доступ к информации.

В 2014 году в журнале Science вышла статья о детской амнезии. Ученые рассматривали процесс формирования новых клеток в детском мозге. Этот процесс длится всю жизнь, но у маленьких детей нейроны появляются в гиппокаме гораздо быстрее. Было сделано предположение, что такая высокая скорость производства нейронов и создает препятствие к доступу информации. Для проверки этой теории были проведены опыты на грызунах. К полу одной из клеток был подключен слабый ток. Взрослые грызуны даже спустя месяц помнили о неприятных ощущениях и показывали панику, а молодые мыши забыли об этом буквально на следующий день.

Все ли переживают явление детской амнезии?

И все-таки, несмотря на все проведенные исследования, до сих пор не ясно в какой именно момент люди начинают забывать события детского возраста. Встречаются люди, которые помнят себя в двух – или трехлетнем возрасте. Исследователи высказали предположение, что такая хорошая память связана с амбидекстрией - врождённым или выработанным в тренировке равное развитие функций обеих рук. Свои догадки они основывали на опросе амбидекстров и обычных правшей. Испытуемых студентов просили рассказать о паре
событий из раннего детства. Одно из событий они должны помнить сами, а о втором знать исключительно по рассказам родителем или родственников.

Опрос показал, что амбидекстры, в отличие от правшей, помнили события из очень раннего детства и, даже события со слов родителей они помнили из более ранних периодов. Ученые объясняют это тем, что у амбидекстров одинаково хорошо развиты и левое и правое полушария головного мозга.

А что помните вы из своего детства?