Все статьи

Еще немножечко о школе. Просто интервью с подростком. Безусловно, пристрастное

13 окт. 2017
274
Два пишем - три в уме

Все больше и больше школ переходит на обучение по триместрам. Основания понятны - каникулы при такой системе обучения идут через практически равные промежутки времени, дети меньше устают, нет больше бесконечно длинной третьей четверти.

Также для того чтобы уменьшить учебную нагрузку и стресс, Департамент Образования утвердил нормы Сан ПиН для выполнения домашних заданий. Для учащихся 2-3 классов на домашнее задание отводиться максимум 1,5 часа, для учащихся 4-5 классов - 2, в 6-8 классах ребенок должен тратить на выполнение домашнего задания не более 2,5 часов, а с 9 по 11 класс до 3,5 часов.

С этого года в электронном дневнике московских школьников появились значки, указывающие на то, сколько времени в среднем нужно на выполнение того или иного домашнего задания.

Всё было бы хорошо, если бы у всех учителей указанное время на выполнение домашнего задания соответствовало реальности. Пока же ситуация по отзывам многих знакомых родителей получилась характерная для нашей системы образования: два пишем - три в уме. Внешне всё по-новому хорошо и правильно, а по сути всё остается как было.

Возражения учителей понятны: "А как тогда проходить программу? Я могу задавать им меньше, чтобы реально это задание можно было сделать за 15-20 минут, только как они потом экзамен сдадут?"

На вопрос, как можно учиться практически без домашних заданий я попросила ответить 15-тилетнего Ивана.

Иван уже 8 месяцев как переехал в Швецию и сейчас учится в Malmö International School (MIS) в 10 классе по системе IB, до этого он учился в физико-математическом лицее в Химках. Я задала ему несколько вопросов, чтобы понять, как изменилась его школьная жизнь и насколько ему нравятся эти изменения.
  • Ваня, скажи, пожалуйста, сколько у тебя уроков в день в среднем?
  • Ммм... Зависит от того, какой день. В среду у нас меньше всего уроков - 5, но мы учимся с 8.10 и до 13.50, в России 6 уроков за это время проходит. Самое большое количество уроков - 7.
  • У тебя длиннее уроки, чем в России или перемены?
  • Вообще, уроки все по-разному идут, 1 урок идет пол часа, второй 50 минут, математика в один из дней идет час двадцать. Перерывы между уроками 5-10 минут, плюс ланч с 12.15 до 13.00 мы сначала обедаем, потом во дворе гуляем.
  • Сколько времени ты тратишь на выполнение домашнего задания?
  • Домашнее задание есть далеко не всегда. В основном они даются на долгий срок. Точнее так, нужно, например, написать эссе за несколько уроков, и ты пишешь его дома, если не успеваешь в школе написать. Когда что-нибудь по математике задают, ну, это не больше чем на 20 минут. Самое большое время, которые я потратил однажды на уроке был час - надо было сделать математику, английский и испанский. Это самый максимум.
  • Т. Е., в основном домашнее задание не задают? Если вы всё успели в классе, никакие домашние тренировки навыка не предполагаются?
  • Ну, да. Дома отдыхаешь или на спорт идешь. И на выходные они не имеют права задавать тоже.
  • Сколько ты тратил на уроки, когда учился в России?
  • В самые хорошие дни это было 1,5-2 часа, доходило до 5, если много надо было учить.
  • Как ты думаешь всё-таки домашние задания нужны для закрепления материала?
  • В общем, нет. Здесь можно за урок сколько угодно раз подойти к учителю, если ты не понял, даже если этот вопрос уже задавали 500 раз. Он тебе другими словами объяснит, если ты опять не поймешь, он тебе по-другому объяснит. Мне хватает того времени, которое я провожу в классе, чтобы усвоить материал.
  • Я не совсем поняла. В нашей школе у учителя нет особого времени, чтобы отвечать на индивидуальные вопросы тем более 500 раз. Как здесь находится свободное время на уроке, за счет чего?
  • Наверное, за счет того, что учитель дает меньше информации ученикам. Если ни у кого нет вопросов, мы начинаем делать задания из учебника самостоятельно, а кто не понял, может задать вопросы.
  • К доске не вызывают. Нет, ты сам можешь выйти, если тебе хочется.
  • А как проверяется качество этой самостоятельной работы? Ученик же может думать, что он всё понял, а на самом деле это не так, и он, например, неверно решает уравнение.
  • Во-первых, в учебнике есть ответы, во-вторых, учитель часто проходит по классу, смотрит, что ты пишешь, если замечает ошибки, подсказывает, как их исправить, объясняет.
  • Вань, т. е. в твоей новой школе практически не вызывают к доске?
  • Не вызывают, вообще.
  • Ни на одном уроке?!
  • Если ты хочешь, ты можешь выйти и что-нибудь показать и рассказать интересное, а так нет.
  • Тебе это нравится?
  • Да, я вообще не нервничаю в этой школе. В российской школе я всё время боялся, что меня вызовут, вне зависимости от того, знал я или не знал. Кстати, тут усвоить материал намного проще, чем в России.
  • Почему?
  • Ну, например, учитель биологии подбирает такие видео, которые помогают нам ответить на вопросы, нет лишнего. Ты хорошо понимаешь, как то, что ты только что посмотрел или прослушал связано с теми заданиями, которые нужно выполнить.
  • Вань, а где тебе больше нравится учиться? Я именно про учёбу говорю, т.к., конечно, есть еще отношения с учителями, сверстниками, вообще, история твоей жизни.
  • Я понимаю. Мне больше нравится здесь. Здесь вообще нет тех, кто не хочет учиться.
  • А почему тут нет людей, которые не хотят учиться?
  • Я не понимаю, но это так. Бывает, что кто-то домашнее задание не сделал, но вот такого, чтобы кто-то говорил: "Я ненавижу школу", - тут нет.
  • А кстати, что происходит с теми, кто не сделал домашку?
  • Я один раз по-шведскому не сделал домашку, потом сделал ее после. Там не ставятся оценки за каждое домашнее задание, за каждую классную работу. Оценки ставятся за тесты. Если не сдать домашку, тебе скажут: "Ну, ты так больше не делай, это не хорошо, типа. Ты же себе хуже сделал." Если ты не сдал много домашних заданий, то в конце оценка будет хуже.
  • Но за это никто не стыдит? Нет никаких разборок: А почему ты не сделал? Где твоя тетрадь? Чем ты думал?
  • Такого нет вообще. У нас человек может без портфеля на урок прийти спокойно, попросить у кого-нибудь листок и ручку, и учитель ему ничего не скажет.
  • Ваня, спасибо тебе большое за твои ответы.
  • Пожалуйста.

Справедливости ради стоит отметить, что учебный год в Швеции длиннее на месяц, ребята заканчивают учиться в середине июня и приступают к занятиям с середины августа (остальные каникулы сопоставимы с нашими). Но за счет того, что в течение года дети успевают заниматься не только учебой, но и жить в соответствии со своими желаниями и планами, похоже, более ранний выход в школу не становится для них особой трагедией. Многим же нашим ученикам как впрочем и их родителям (да, т скажу по секрету многим учителям) 1 сентября представляется отнюдь не праздником.

Понятно, что и в Швеции, есть все-таки те, кто не хочет учиться и для кого школа является синонимом каторги, и у нас есть прекрасные школы и дети, которые летят в них как на крыльях, с удовольствием сидят за домашним заданием и их организованности и энергии хватает еще на несколько кружков, общение с друзьями и родителями.

Но всё-таки, боюсь, что большинство детей и семей считают, что школа отнимает огромное количество времени, а большие домашние задания ничему не учат детей. Было бы здорово, если бы мы отошли от системы бесконечных упражнений у доски, во время которых тот, кто вышел демонстрирует свою знание или незнание материала, а остальные занимаются контрольным списыванием. Когда те, кто не понял, могут еще раз без стеснения расспросить учителя, а те, кто понял, тренировать навык самостоятельно, домашняя работа, похоже, действительно не нужна. А время после школы можно потратить на кружки, общение, прогулки и т. п.