Все статьи

Дети - злобные манипуляторы?

13 нояб. 2018
198

В моей практике достаточно много опыта работы с родителями, воспитывающих детей разного возраста. Их представления о своих детях весьма разнообразны. Но есть достаточно расхожее, присущее практически каждой семье или большинству взрослых людей, что дети - манипуляторы, что они специально "изводят" взрослых.

Общаясь с родителями, часто слышу от них мысли о том, что как будто их дети специально манипулируют взрослыми, чтобы заполучить то, что им нужно.

Каждый раз, услышав эту мысль, я недоумеваю... Ведь часто такое звучит в адрес детей дошкольного возраста и даже в адрес младенцев.

Моё недоумение вполне оправдано, ведь высшие психические функции человека в таком возрасте развиты не достаточно, им просто нечем манипулировать!

Зато то, что у детей хорошо развито – это чувствительность. Они чутко улавливают мельчайшие оттенки эмоциональных реакций своих родителей, считывают информацию и сразу на неё реагируют, а реагируют они так, как принято это в их семье. Например, если в семье есть запрет на выражение эмоций, телесный контакт только по необходимости, то скорее всего, чтобы хоть как-то получить желаемое, ребёнок станет чаще болеть или «выпрашивать» телесного наказания. На самом деле, комбинации могут быть разными. Но этот способ взаимодействия рождается не в следствии продуманного хитроумного плана, а в процессе получения опыта общения с окружающими, реагируя на все доступные возможности вступить в контакт со значимыми людьми

Даже подростки, мозг которых намного более развит, чем у младенцев. Чаще пользуется привычными с детства способами поведения, ведь основные принципы построения отношений в семье с годами остаются прежними. А ещё, для них, точно так же, как для младших детей жизненно важны близкие отношения, на которые можно положиться. Манипуляции в этом возрасте могут быть признаком отсутствия/острого дефицита близких доверительно-принимающих отношений или проверкой личностных границ.

В конце добавлю, что считаю, что даже взрослые люди чаще действуют бессознательно, опираясь на привычные способы восприятия окружающего мира и объяснения для себя значение событий. Что уже говорить о детях...