Все статьи

Детская тревожность и изотерапия с родителями

22 мая 2019
19
Мы живём в динамичное время, требующее от нас больших энергозатрат и, в связи с таким образом жизни и особенностями окружающей действительности, в обществе возрастает уровень тревожности и проявляется она в страхе будущего, неуверенности в себе, закрепощённости и т. д. Чаще всего нет ни сил, ни времени сфокусироваться на своих ощущениях и как-то помочь самим себе и своим близким. Конечно всё это влияет на наших детей, о которых и пойдёт речь в этой статье.

Сегодня мы поделимся с вами простыми приёмами, выявляющими факт наличия тревоги у малышей и способами изотерапии (лечение через изобразительное искусство), которые помогут снизить её уровень.

Рисунок ребёнка - это пригласительная открытка в его мир, окно в бессознательное[/CENTER]

Если тревога присутствует, то она обязательно покажет себя через движения, взгляд, интонации, особенности взаимоотношений, игру и творчество. Специалист считывает информацию о ребёнке по линиям, цветам, штрихам, расположению рисунка, сюжету и др. Этот не простой процесс расшифровки требует опыта и внимания и стоит помнить, что по одному лишь рисунку нельзя делать выводы или ставить диагнозы, однако родители могут, обратив внимание на детский рисунок, выявить какие-то особенности в эмоциональном состоянии малыша.

Стоит подчеркнуть, что у детей с нарушениями речи уровень тревожности, как правило, довольно высок. Это может быть связано с общей негативной атмосферой в семье или деструктивным стилем воспитания, с трудностями, которые возникают на фоне дефектов речи, либо в связи с предрасполагающей конституцией нервной системы.

Тревожность
[/CENTER]
Что же такое тревожность? Это психологическая особенность человека, проявляющаяся в склонности испытывать тревогу по, казалось бы, незначительным или не очевидным на первый взгляд поводам. Неприятной чертой тревоги является её «фоновость», заключающейся в постоянном присутствии где-то рядом. Она будто встраивается дополнительным компонентом в наше настроение и проявляется в повседневной жизни через наше тело, через наши действий, через то, как мы делаем выбор и многое другое...
ПРИЗНАКИ ТРЕВОЖНОСТИ у ребёнка:[/CENTER]
Страх будущего, неуверенность в себе, робость, чрезмерная аккуратность, пассивность, повышенная скованность или возбудимость, фиксация на негативе, безынициативность и др.

ПРИЗНАКИ ТРЕВОЖНОСТИ В РИСУНКЕ можно выявить через цвет. Насколько типично для вашего ребёнка использование черного, коричневого и серого? Если ранее малыш использовал весёлые тона, а затем перешёл на мрачную палитру, это может говорить о снижении его настроения. Слабый нажим на карандаш, маленький рисунок, расположенный в уголке листа могут говорить о неуверенности; частая, мелкая штриховка — о волнении, тревожности. Какие мотивы сквозят в рисунке? Если темы солнышка, домиков и пушистых котят сменились на жестокие сценарии в чёрно-красных цветах, к этому стоит присмотреться внимательнее.

МЕТОДИКИ[/CENTER]
Для выявления тревожности психологи используют следующие рисуночные методики: тест «Кактус» М. А. Панфиловой, проективная методика «Вулкан», «Дом, дерево, человек», «Человек под дождём», «Дерево в бурю», «Несуществующее животное», «Рисунок человека», «Автопортрет», «Рисунок семьи», «Рисунок детского сада/школы» и т. д.

ВАЖНО помнить, что диагностика тревожности должна проводиться специалистом, быть комплексной процедурой, вбирая в себя наблюдение, беседу, не ограничивается одним только рисунком — желательно использовать 3-4 теста и добавить к этому цветовой тест Люшера.

ЧТО ДЕЛАТЬ родителям. Во первых стоит получить консультацию специалиста, который сможет сформулировать рекомендации, используя комплексный и индивидуальный подход, а значит, учитывая многие факторы и особенности семьи и самого ребёнка. Если пока такой возможности нет, а вы наблюдаете признаки тревожности у своего ребёнка, то можно использовать приёмы из арт-терапии. Сегодня мы поговорим об изотерапии.

ИЗОТЕРАПИЯ — лечение искусством. Рисунок позволяет ребёнку понять себя, свободно выразить свои мысли и чувства в той чистой форме, которая свойственна именно ему, освободиться от тягот прошлого и от пугающих мыслей, проявить свою индивидуальность, сформулировать свои мечты и цели, погрузиться в мир нереального, в свои фантазии. Как результат — мы получает расслабление, удовлетворение, то есть возникает колоссальная психологическая разгрузка. Помимо этого, изотерапия очень ресурсна по своей сути, то есть является источником сил.

Рисунок позволяет не только выявить эмоциональное состояние ребёнка, этот способ также несёт в себе катартическое свойство - позволяет человеку отреагировать переживания[/CENTER]
  • Рисуя вместе с ребёнком, у вас появляется возможность понаблюдать и за ним и за собой.
  • В рисовании нет правильного и не правильного решения, обратите внимание, легко ли вам даётся не ставить каких-то рамок. Важно помнить, что процесс изотерапии не предполагает создания произведения искусства, это инструмент психокоррекции и способ взаимодействия с ребёнком.
  • Атмосфера спокойствия и доброжелательности очень важна для процесса самовыражения.

МАТЕРИАЛЫ для изотерапии могут быть различными: карандаши, краски, пластилин, природные материалы, губки, кисти, фломастеры, вырезки для коллажа.

Примеры техник:
1. «Совместный рисунок» — вы с ребёнком держите карандаш (фломастер/кисть и т. д.) одновременно. Начните рисовать тогда, когда будете готовы, не сговариваясь. Когда рисунок будет готов, подумайте о том, кто первый начал рисовать, кто задавал идею, проявлял бОльшую инициативу, было ли просто уступить или хотелось все сделать самостоятельно. Информативность этой техники заключается в выводе о степени вашего контроля над ребёнком, польза так же в том, что вы выполняете совместное действие, которое сплачивает и помогает лучше понять самого себя и того, кто рядом, а это, безусловно, снижает уровень тревожности.

2. «Точечный рисунок» подойдёт не для всех, но стоит попробовать. Для этой техники подойдут любые материалы: краски, восковые мелки, фломастеры, пластилин и т. д. Рисунок можно заготовить заранее, нарисовав силуэт, а затем вы делаете точки из того материала, который вам больше нравится. Многие, в процессе выполнения этого упражнения, чувствуют расслабление, сосредоточенность. Рисуя таким образом регулярно, ребёнок начинает лучше фокусировать внимание.
Если техника выполняется пластилином, то необходимо заготовить заранее множество шариков, выложить их на рисунке, а затем надавливать, чтобы получилось цветное пятно.

3. «Экспрессивный рисунок» является противоположностью «точечного» и подойдёт больше тем, кому сложно выполнять кропотливую, тонкую работу. Рисунок в такой технике наполнен смелыми, хаотичными мазками, небрежными кляксами и случайными пятнами. Подобное творчество помогает реализовать в максимальной степени творческое начало, почувствовать свободу, контроль над процессом. Эта техника подойдёт всем, даже тем, кто думает, что не умеет рисовать.

Автор статьи: Юлия Богородицкая, психолог логопедического центра "Академия речи" в Санкт-Петербурге, ул. Шпалерная 13, 15 мин. От метро Чернышевская
Запись на очный приём по телефону/WhatsApp: +79372763329
Запись на консультацию через Skype - кнопка "получить консультацию".