Все статьи

Проективные методы диагностики

18 апр. 2017
89
Нарисуйте, пожалуйста рисунок, который можно было бы назвать «Я и мой ребенок». Есть люди, которые умеют рисовать лучше или хуже, в данном случае качество рисования не имеет значения.

Система оценки. Оценочные характеристики
  • Эмоциональное принятие ребенка;
  • Адекватность когнитивного образа ребенка
  • Отношение к себе в роли матери;
  • Позиция по отношению к ребенку;
  • Отношение к материнству;

Женщина, после рождения ребенка может быть не готова к реальному образу. Все что она читала и планировала, все относилось к ребенку не младенческого, а большего возраста. Задача психолога - скорректировать образ ребенка, с которым женщина будет работать: показывать видеоматериалы и т. п.

Показатели:
  • Наличие персонажей;
  • Качество прорисовки;
  • Размер персонажей (соразмерность);
  • Дистанция;
  • Соответствие возрастному статусу;
  • Поза во взаимодействии;
  • Использование цвета;

Показатели - если персонаж отсутствует - приравнивается к отсутствию. Если на рисунке «Я и мой ребенок» отсутствует ребенок - отвержение. Если нет меня - другая проблема - проблема отношения к себе.

Качество прорисовки: чем дольше человек рисует, детализация, приукрашивание, пуговицы, завязочки, цвет, - все означает что ему приятно прикасаться к этому образу. И наоборот, чем схематичнее фигура, тем я меньше хочу останавливаться на этой тематике. Мужские рисунки: «Я и мой ребенок» может рисовать и отец. Та же логика анализа, но мужчинам свойственна схематизация гораздо больше, чем женщинам. Тут можно предположить наличие именно гендерных особенностей.

Размер персонажей: в данном случае приходится говорить не о размере, а о соразмерности. Чем крупнее персонаж, тем больше чувства к нему и тем позитивнее отношение. Если негативное - на пути к отвержению. Но в рисунке «Я и мой ребенок», ребенок конечно будет меньше взрослого человека. И скорее мы обратим внимание не то, что ребенок будет уменьшен до размеров взрослого.

Дистанция - чем дальше персонажи, тем слабее эмоциональная связь.

Поза во взаимодействии касается пункта 4 - «Позиция по отношению к ребенку». Это некоторая операционализация материнской роли и материнской позиции. Не просто «мой дружок», эта позиция культурно определена. Эта позиция поддерживающая и помогающая. Поэтому как ребенок должен быть по отношению к матери? Какая позиция у женщины - защитная, поддерживающая. И если женщина рисует цветок в роли ребенка - нужно представить, где этот цветок находится. Если цветок женщина как-то держит в руках или защищает или прижимает к себе - одно, а если он растет в чужом огороде - другое.

При символизации обязательна беседа, в ходе которой уточняются значения используемых символов.

Как бы ни казалось это очевидным, обязательно нужно спросить, что женщина имеет в виду («А кто тут из цветочков Вы, а кто ребенок?»)

Отношение к ребенку

Если женщина везет коляску, это не «Я и мой ребенок», это «Я и коляска».

К амбивалентности - отстраненность, дистанция или что-то с лицом.

Про отвержение говорят тогда, когда ребенка вообще нет. Мы тогда не видим ни детализации, ни дистанции, но этот персонаж просто отсутствует.

После того, как рисунок сделан, не обвиняем, не ставим ярлык, задаем вопрос в эту область, давая возможность порассуждать. Принцип беседы всегда безоценочность! Вопрос: «Вы не очень готовы к появлению ребенка?» Очень важное понятие эффективности - поддержание ситуации безопасности. Оценочность - одна из угроз. Нам надо, чтобы человек открылся анализу своих внутренних переживаний, чем-то начал делиться. Но если он чувствует, что его будут оценивать, этого не случиться. И положительная оценка - тоже оценка. И она точно также человека несколько тревожит. Потому что если сейчас дали положительную оценку, то потом может быть отрицательная. Мы просто констатируем иногда. Принимаем к сведению.

Если человек в беседе открылся и сказал, что у него нет родительского чувства - нужно снять чувство вины и представление о фатальности всего. Порассуждать о том, почему и что мешает этому чувству. И общая логика - всегда в налаживании взаимодействий. Нужно много всего пройти и тогда только может начать появляться чувство.

А если наоборот, сказать правду-матку, человек спрячется, закроется и убежит. Это уже воспитательная функция, а у нас нет права воспитывать другого человека. Беседа это психологический метод. Он осуществляется при помощи вопросов. Закрытых и открытых. Закрытый - позволяет односложно ответить «да» или «нет». Для того, чтобы беседа разворачивалась, стараются задавать так называемые открытые вопросы. Открытые вопросы дают возможность человеку подробно что-то там объяснять. Открытые вопросы «зачем», «почему», «как».

Как правило, рисунок прогностичный. После рождения ребенка, в первом месяце так оно и есть. А вот через год, после ухода за ребенком, ситуация может измениться.

Когнитивный образ ребенка

Иногда, изо всех сил стремление к взрослости ребенка. Аксессуарами и т. п. Зачем? Стремление к автономизации от ребенка. И это тенденция неблагоприятная. Ускорить этот период - сократить детство.

Отношение к себе

Оказывается, если у человека низкая самооценка или негативное самоотношение, он отыгрывается на ребенке. Если самоотношение и самооценка низкие, то есть два варианта, как человек будет действовать: либо самосовершенствоваться, либо унижать других. И велик вариант того, что будет второе. И у ребенка тоже будет искаженный образ себя.

Если мы, в разговоре с женщиной приводим ее к тому, что она не понимает, как мама себя так вела, мы можем у мамы спросить, ее сделать участником этого разговора. Какие вводятся правила, чтобы избежать конфликта? Есть право «брек» и все замолчали в этот момент, вплоть до физического выдворения из комнаты. А чтобы не переходили границу, правила «Я-высказывания» и «Ты-высказывания». Когда мы говорим «Ты», это всегда агрессия, направленная на другого человека.

Если рисунок очень негативный, разговор такой: «Вы очень устали... Вам очень тяжело...» И это провоцирует человека на разговор. И этого человека надо в стационар.

Позиция по отношению к ребенку

Отношение к материнству

Особенности идентификации женщины

Дождь это угроза. Дождя может не быть - человек угрозы не ощущает. Дождь может быть, но тогда мы оцениваем его локальность и тотальность. А зонт - олицетворение защиты. В целом ряде случае - угроза, но защиты нет. Когда руки подняты к дождю - трудно его интерпретировать как угрозу, ее сила невелика.

Центры по патронажу и ведению родов:
  • Медико-психологический центр Филлипова Г. Г и Печникова Е. Ю. «Семья с плюсом»;
  • Под руководством Столина консультация по вопросам семьи и брака М. Е. Ландсбург, сайт мама ру и мама папа ру;
  • Кулаковский центр акушерства и гинекологии;
  • Люберецкий роддом;