Все статьи

Психология характера и индивидуальных различий

28 апр. 2017
291
Разговор в основном - о психологии личности. Но «личность» - не равно «человек». Когда мы говорим «личность», то нужно понимать, что мы все, как личности живем в обыденном пространстве. Наше сознание всё вокруг воспринимает как естественные, природные вещи. Которые, на самом деле, не очень природные и не очень естественные.

Есть два мира:
  • Мир природы (или натуральный мир);
  • Социокультурный мир (мир культуры);

Мы с одной стороны, как вид homo sapiens, являемся природными существами. Но, с тех пор, как природа породила то, что называется «человеком», человек стал создавать мир культуры. Но культура - не только художественное творчество. В широком понимании - культура - то, что создано человеком на протяжении всего антропогенеза (всей истории его существования). Человек появился примерно 100 тысяч лет назад. По сравнению с нашим миром - давно. По сравнению с миром природы (2 млрд. Лет) - недавно. Всё, что человеком на протяжении истории произведено, всё как-то обозначено, означено и названо. Если по-серьезному задуматься, в каких пропорциях мы живем в мире произведенного и названного, то получается, что фактически, мы в природном мире не живем. Потому что всё, что нас окружает есть так называемые культурные объекты или предметы культуры. Даже те же деревья, речка, небо и солнце - в каком-то смысле тоже предметы культуры потому что они названы, обозначены и имеют некий смысл, которые вызывает свои человеческие, смысловые ассоциации.

В соответствии с природой-культурой, мы можем смотреть на человека сквозь разные ипостаси:
  • Человек, как природное существо. В психологии обозначается термином «индивид». Изучают индивида естественные науки - биология, химия и т. П;
  • Но, человек в первую очередь не индивид, а личность. А личность - человек в пространстве культуры. А так как все мы живем в первую очередь в пространстве культуры, то каждый из нас и индивид и личность;

Пример: 5 лет назад кому-то изменила жена. Узнал он об этом вчера. Когда произошло для этого человека событие? Тогда, когда он об этом узнал. На самом деле - не так. Событие произошло 5 лет назад (так как оно произошло в особом пространстве культуры). Жена изменилась, она стала другая. Она стала по-другому себя вести. Во взаимодействии с человеком это проявляется. Но поскольку он не знает об этом событии, он может это как то для себя это интерпретировать. Они до человека и через жену и через какие-то другие аспекты он их интерпретирует. Но то, что он интерпретирует - не соответствует тому, что произошло. В мире одно - а он видит другие.

Это - общая ситуация в человеческом мире. В жизни происходит куча событий, о которых мы не знаем. Мир изменился, а мы интерпретируем эти изменения по-своему. По крайней мере, не в соответствии с тем, что породило эти события. Метафорически можно сказать, что мы живем в ситуации, когда всё уже произошло и всегда уже поздно.

Что нам мешает понять, что «уже поздно»?
  • Страшно: не видеть и не знать проще, чем видеть и знать;
  • Лень: для того, чтобы остановиться, оглядеться и приглядеться - надо сделать усилие. А мы так устроены, как природные существа, что живем по закону сохранения усилий;
  • Надежда: «ну оно как нибудь само утрясется», мы всегда думаем, что всё будет хорошо;

Эти аспекты очень сильно нам мешают жить в реальности. Поэтому мы конечно могли бы приблизиться к реальности, но. Если мы живем в искаженном восприятии реальности, то мы, волей неволей не очень адекватно действуем в этой реальности. С другой стороны нам, до поры до времени, так проще. Почему до поры? Потому что когда-нибудь аукнется.

Есть точки зрения, что кроме нашей субъективной реальности вообще ничего нет. И таких парадоксов, их достаточно много. И всё это предмет для изучения.

Схема человеческой деятельности и саморегуляции этой деятельности

Цель: Прежде, чем что-то сделать - у нас должна появиться цель. Цель - это образ потребного будущего. Это то, что должно стать. Но то, чего еще нет.

Образ: Я себе представляю образ того, чего еще нет. И моя задача - в том, чтобы в реальной жизни попасть туда. Реализовать эту потребность.

Пример:
  • Захотелось есть - я представляю себе образ того, что иду в кафе;

Получается, мы где живем? Где реальность, в которой мы живем? Она, по большей части, там. Там, чего еще нет. Сначала возникает образ потребного будущего. И только потом, в реальности, мы стараемся его реализовывать. Ну, а если совсем точнее - мы где-то между. Мы уже не здесь, но еще и не там.

Откуда берутся цели и сам такой способ человеческого бытия? Из культуры. Культура состоит из предметов культуры. Природа - из объектов. Предмет - объект в пространстве культуры. Если мы говорим о предмете, то он всегда кем-то произведен и как-то назван. Есть ли в нашей жизни что-то, что не произведено кем-то и не названо? Нет! Всё, что нас окружает, кем-то сделано или названо. А чаще всего - и то и другое.

Только что родившейся ребенок - природное существо. Но у него есть все шансы стать культурным существом, так как он окружен культурой. Мама и папа (школа, институт) открывают мир культуры. Процесс онтогенеза есть приобщение природного существа к миру предметов. Поначалу, для ребенка ложка - не предмет (он не знает ее функции), взрослые приобщают ребенка к миру культуры. Для котенка мир человеческих предметов - природные объекты и у него нет предпосылок, чтобы открыть для себя ту же ложку. Ребенок - может, но только в окружении мира культуры. Описаны случаи реальных Маугли, которые в грудном возрасте попали к животным и там есть интересная особенность: если такого ребенка находили в возрасте 2-3 лет, они с трудом, но приобщались к миру культуры. А если после 5-ти лет - они так и оставались природными существами. То есть период с рождения до 5-ти лет - некий сензитивный период. После 5-ти лет - приобщение к миру культуры невозможно. До сих пор непонятно, как из природного существа человек становится социальным. Ближе всего как-то это понял Лев Семенович Выготский. У любого природного существа есть поисковая активность либо любопытство (мир нужно осваивать). Но у котенка это любопытство по поводу природных объектов, а у ребенка - по поводу социокультурных объектов. Мама с папой создают ребенку условия для выживания как природного существа. Если повесить над ребенком погремушку так, что он не может до нее дотянуться, он тянется до нее и орет. Для него это движение природное. А для мамы? Мама подходит и подвигает. И еще при этом что-то говорит. Мама ведет себя культурно. Она это природное движение воспринимает за знак «помоги мне». И она реагирует адекватно на этот знак. И так как для мамы это знак и она реагирует на это как на знак, как только она пару раз подошла на это природное движение, это для самого ребенка становится уже условным рефлексом и уже знаком. Ему даже не обязательно тянуться и слишком орать. Важно лишь обозначить себя. И она всё равно идет. У него вырабатывается условная связь между тем, что говорит мама и знаком. И это осознанная вещь. Вторая реальность.

Обсуждали то особое пространство, в котором существует личность. Это пространство социокультурное, где нас окружает и в виде вещей и в виде материи и виде разных других, нематериальных предметов то, что кем-то и когда-то произведено, по какому-то плану. И что личность есть некий функциональный образ, который помогает нам приспособиться к этому пространству. В природе формируется то, что генетически задано. Природное существо внутри нас в психологической науке называется индивид (в биологической науке - особь). Но индивид в нас это лишь некие предпосылки, над которыми надстраивается личность, как особая функциональная система, которая нам нужна для того, чтобы приспосабливаться к социокультурной среде, к тому миру, в котором мы живем. Потому что для нас другого мира нет.

Обсуждали некую рабочую модель личности, которую изобразили в виде сфер. Одна из сфер - мотивационная сфера, - мотивы, потребности, - то, что побуждает и то, что направляет нашу деятельность. Мотивы отличаются от потребностей: потребность - природная вещь, идет изнутри организма, это нужда в чем-то, а мотив - социокультурное явление. Это не просто нужда в чем-то, а определенный социокультурный предмет, которого мы пытаемся присвоить и достичь его. Когда потребность встречается с предметом это и есть мотив.