Все статьи

Эмоции и переживания

28 апр. 2017
274
У эмоций и переживаний есть несколько аспектов для рассмотрения:

1. Первое - эмоции это единственное, что дано нам непосредственно. То, что непосредственно идет изнутри нас. Когда мы говорили про культурные предметы, они вне нас. А эмоции это то, что мы носим с собой. Так как в основе любой эмоции лежат достаточно древние биологические механизмы приспособления к окружающей среде. Одной из важнейших функций эмоций является сигнальная, они дают нам понять, в какую сторону мы движемся по отношению к нашим мотивам. Мы к ним приближаемся или удаляемся от них. Если проще: если нам чего-то хочется и мы правильным путем движемся по отношению к своей цели, мы испытываем положительные эмоции. Чем ближе мы к предмету удовлетворения потребности, тем более положительные эмоции, а когда мы присваиваем этот предмет, достигаем того, чего мы хотим, - наиболее положительные эмоции. Те эмоции, которые возникают, когда мы достигаем цели или присваиваем предмет (это может быть пирожок, полет в космос, получение должности, очень разноуровневые предметы) - если мы достигли мотива, мы испытываем то, что в психологии называется переживание успеха. По мере движения в сторону мотива, мы испытываем позитивные эмоции. А если на пути к достижению мотива возникает преграда - мы испытываем негативные эмоции.

Причем сила этих эмоций, которая сигнализирует нам, в какую сторону мы движемся, связана с двумя вещами (их больше, но с двумя главными):

  • Чем более значимый мотив, чем больше хочется, тем более сильные позитивные эмоции мы будем испытывать.
  • Чем серьезнее преграда - тем сильнее негативное переживание - переживание неудачи.


И венчается все это либо достижением мотива и тогда мы испытываем переживание успеха. Или если мы не достигли то, чего мы хотим, мы переживаем переживание неудачи. Соответственно, переживание успеха позитивное. Переживание неудачи - негативное. Сами по себе переживание успеха или неуспеха являются крайне важными регуляторами нашей деятельности. Потому что переживание успеха, связанное с определенной ситуацией откладывается в нашей эмоциональной памяти. Зачем откладывается? Если это переживание успеха, то в следующий раз, в сходной ситуации это переживание заставляет нас действовать сходным образом. Эмоциональный след неудачи зачем нужен? Для того, чтобы в сходной ситуации не действовать определенным образом. Это оттормаживает нашу деятельность и заставляет нас искать другие пути. И это, в самом общем виде, регулирует нашу эмоциональную жизнь.

Все это называется - прошлый опыт. Наш прошлый опыт структурирован и организован и хранится в виде этих эмоциональных зарубок.

И, если возвращаясь, говорить о сигнальной функции эмоций (эмоциональные зарубки успех-неуспех - регулятивная функция эмоций), которые нас предупреждают в ту или не в ту сторону по отношению к мотивам мы движемся. Нам кажется, с колокольни сознания, что все происходит не так. Нам кажется, что эмоции откуда-то возникают и мы готовы сознательным образом их для себя объяснить. Нам кажется, что раньше есть образы, а потом есть эмоции. В реальной психологии и в реальной жизни Наоборот. Эмоции первичны. А потом уже на них надстраиваются разные образы. Они могут быть адекватными и могут быть неадекватными. Эмоции не могут быть неадекватными. Они те, которые есть. Это непосредственная данность. А образ - мы можем сравнивать с некими оригиналами и они могут быть неадекватными.

В случае с ситуацией уплощения мотивационной сферы, что получается? Если человек начинает двигаться в сторону, он начинает испытывать амбивалентные эмоции. Потому что с одной стороны он к одному мотиву движется и это сопровождается позитивными эмоциями. А от другого удаляется - сопровождается негативными эмоциями. То есть в этой ситуации, как только негативная эмоция начинает превышать позитивную эмоцию, он остановится. Так как негативные эмоции, которые от отдаления от одного мотива превышают позитивные эмоции. Если у нас нормальная структура мотивов, пирамидой, нам проще жить в таком пространстве. А если она уплощенная, нам трудно жить в таком пространстве. Эмоция, с одной стороны, она регулирует в эмоциональной памяти, а с другой - сигнализирует. Другое дело, что мы сигналы иногда пропускаем. Эта сфера - очень древняя, генетически заданная и ей миллионы лет.

Есть эксперименты, которые подтверждают то, что эмоции предсознательные. Другое дело, сознание их замечает или не замечает. А если замечает, игнорирует ли их или пытается что-то вокруг них построить?

Есть известные эксперименты Баклетта, английского психолога, он давал полу-ложную инструкцию, говоря: «Сейчас мы будем изучать вашу память!» И задание состояло в том, что он им зачитывал короткие сюжетные тексты и говорилось потом пересказать рассказ. При этом, на них навешивали кое-какие датчики, которые изменяют физиологические реакции организма. А все эмоции построены именно на этих реакциях. Бакретт пользовался кожно-гальванической реакцией и сердцебиением. Испытуемые думают, что изучают их память. Просят их пересказать рассказ. Они кое-как пересказывают. Спрашивают, не заметили ли они чего-то. Испытуемые говорят что нет, не заметили. При этом, рассказы строятся по принципу несуразностей («река поднимается на холм...» - река не может подниматься на холм). Но фокус внимания туда не направлен. Но стрелки приборов дергаются. И получается, что сознательно человек ничего не заметил, но индикаторы показали изменение эмоционального состояния. Какую-то эмоцию человек испытал, которая вообще то его предупреждала о том, что что-то не то. Но, поскольку у него была другая задача, человек ничего не заметил.

Эти эмоции нам что-то сигнализируют, а мы что-то замечаем или не замечаем. И если мы замечаем, то включается сознание, которое нам пытается объяснить, что означает данная эмоция. Причем, объяснение может быть адекватным, а может быть и неадекватным. Зачастую, задним числом мы приписываем ложную логику событию. То есть нам постоянно сигнализируют о том, в ту ли сторону мы вообще по жизни движемся. Эмоция «торкает» и либо оттормаживает нашу реакцию и заставляет нас остановиться и оглядеться, либо мы продолжаем двигаться дальше, не замечая эмоции. Но движемся в сторону от мотива. Причем,

Преграду нам также сигнализируют. Причем, раньше, чем мы это замечаем. Эмоция «торкает» и дальше два варианта: заставляет нас остановиться и оглянуться, поискать эту преграду. А иногда - мы не замечаем и двигаемся не туда. Преградой может быть ситуация, собственные личностные особенности, другие люди и т. п. Обычная ситуация нашей жизни - всегда есть мотивы и всегда есть преграды. Другой вопрос - насколько мы их замечаем или не замечаем и насколько мы их умеем преодолевать.

По первому кругу это самое важное наше внутреннее переживание. Эмоции - основной механизм регуляции нашей деятельности. Это нам кажется, что мы регулируем нашу деятельность сознанием. А регулируют нашу деятельность эмоции.