Все статьи

Структурированная техника "Психодраматическое размышление о Доме, который построил "Я"

05 февр. 2016
223
С темой обретения своего дома приходиться иметь дело любому терапевту и в клиентских группах и в индивидуальной терапевтической работе. Тема дома - одна из самых часто распространенных и значимых тем в психотерапевтической работе.

Типовые жалобы в рамках этой темы можно разделить на два вида. Во-первых – это жалобы, связанные с отсутствием собственного жилья, и в том числе, - на трудности жизни на съемных квартирах, на проблемы отстаивания своих границ в родительском доме или в отношениях с супругами или с их родственниками.

Во-вторых – жалобы тех, у кого свое жилье есть. Конечно, наличие собственного жилья – крайне важный фактор душевного благополучия любого человека. Но его получение далеко не всегда решает проблемы, которые связывают с его отсутствием. Тогда независимо от размеров помещения клиенты говорят о том, что им тесно, неуютно, дискомфортно, что у них нет своего места в собственном доме.

Действительно, место, в котором мы живем, наше жилище, далеко не всегда становится Моим Домом, Домом для моей души.

О чувстве бездомности и связанных с ним ощущений дефицита энергии, отсутствия опоры и уверенности, безнадежности, безвыходности нередко говорят клиенты, как при отсутствии, так и при наличии своего даже самого объективно удобного жилья.

С другой стороны, опыт моей работы убедил меня в том, что во многих случаях люди успешно решают задачу получения собственного жилья после того, как они преодолевают соответствующие психологические барьеры и запреты и обретают ощущение своего дома внутри своей души.

Дом, прежде всего, это освоенное место и обитель человека. Сам дом выступает в качестве символа космоса как упорядоченного пространства, а дверь и порог символизируют переход из внутреннего, освоенного пространства в мир внешний, враждебный и неупорядоченный. Будучи жилищем человека, в своей пространственной организации дом уподобляется человеческому организму: различные его части соотносятся с частями тела и его органами (крыша — голова, окна — глаза, очаг — сердце дома).

В духовном плане дом может рассматриваться как хранилище родовой мудрости человечества, традиции. Дом отождествляется с родом (например, в геральдике), с храмом (в этой связи исторически дом, как правило, содержал алтарь для домашнего культа или в роли алтаря выступал домашний очаг).

Для того чтобы жилище (house) стало домом (home), например, в греческой традиции требовалось присутствие Гестии. Гестия - греческая богиня очага и храма. Ни дом, ни святилище не были освящены, пока не придет туда Гестия.

Архетип Гестии символически обозначает священный огонь, который дает свет, тепло и жар для приготовления пищи, духовно ощущаемое присутствие, благодаря которому дом ощущается живым, целостным, дающим защищенность, уверенность, умиротворенность, восстановление энергии и новые силы.

Есть люди, создающие атмосферу Дома везде, даже в купе поезда, за считанные минуты. Их дом всегда с ними, он внутри – он в их душе. В жилище созданном такими людьми или просто рядом с ними ощущается атмосфера покоя, уюта, душевное тепло. Это люди, про которых можно сказать у которых хороший контакт с архетипом Гестии.

Архетипический образа Гестии представляется привлекательной и продуктивной метафорой для понимания темы обретения своего дома, для выбора возможных направлений психодраматической работы с этой темой и для конструирования различных психодраматических техник.

В мастерской, проведенной на 7 психодраматической конференции, мне хотелось вместе с участниками поразмышлять на тему обретения своего дома и поделиться некоторыми результатами поиска психодраматических средств направленных на получение более глубокого контакта с энергией архетипа Гестии и со своим истинным уникальным внутренним домом.

Мастерская была построена как структурированная психодраматическая техника, которую я назвала «Дом, который построил «Я» ». Работа мастерской была посвящена исследованию возможных ответов на ряд вопросов: Что такое Дом для меня? Что дает мне свой собственный мой дом? Что делает жилище Моим Домом, где я чувствую себя собой? Как я вижу путь к обретению своего Дома и процесс его построения? Есть ли внутренние препятствия на этом пути? Что говорит мой Дом, построенный в реальности или пока только в моем воображении обо мне?

Прежде чем приступить к описанию этой структурированной техники хочется заметить, что ее любые элементы с небольшими изменениями можно использовать как отдельные приемы и способы психодраматической работы, как в группе, так и в индивидуальных сессиях. Дальнейшее описание включает ряд активностей, которые на мастерской не удалось осуществить из-за временных ограничений.

Описание структурированной техники «Дом, который построил «Я» ».

А. Вводные разогревы

1. Вступление.

Несколько слов про тему обретения дома для моей души и про архетип Гестии.

2. Социометрическое деление группы. «Есть ли у меня Дом»

Группе предлагается разделиться на 2 подгруппы: те, у кого есть свой дом как жилище, и те, кто считает, что его у них нет.

Затем первой подгруппе предлагается разделиться на две части: те, кто чувствует там себя действительно дома, и те, кто не ощущает свое жилище своим домом

Интересно, что на конференционной мастерской последняя подгруппа оказалась самой большой, почти две трети участников. Это говорит на наш взгляд об актуальности в данной группе проблемы внутреннего освоения своего жилища (house) и превращения его в свой истинный дом (home).

3. Медитативный разогрев «Путь к обретению дома».

В ходе медитативного разогрева директор просит членов группы закрыть глаза и предлагает ответить наедине с собой на серию последовательных вопросов, затрагивающих различные аспекты актуального состояния в отношении к свому дому, включая возможности и препятствия на пути к его обретению.

  • «Подумайте о месте, где вы живете. Ощущаете ли Вы его своим домом? Является ли этот дом домом для Вашей души? Является ли этот дом домом, к которому стремится Ваша душа? Домом, о котором вы мечтаете, в котором Вы хотели бы жить?»
  • «Есть ли у вас образ своего будущего настоящего дома? Ощущаете ли вы себя на пути к обретению своего дому?»
  • «Ощущаете ли Вы препятствия на этом пути? Ели да, то каковы они? Внешние они или внутренние? Преодолимы или нет?
  • «Какие препятствия представляются самыми трудными? Я не могу остановиться, нужно все время быть в пути? Или для меня любой дом – тюрьма и, если я хочу быть свободным, дома не должно быть? А может быть, я не имею право иметь свой дом или недостоин? Или нельзя иметь свой дом, это роскошь, а богатым быть стыдно, особенно, когда дети в Африке голодают? А может быть, я знаю, что мечта о доме просто неосуществима, у меня никогда не будет столько денег? А для кого-то настоящий дом без кого-то рядом не может быть домом, даже если какой-то дом и есть? Или наоборот мне бы хотелось быть в своем доме одному, а это почему-то невозможно. Или есть страх, что, Если у меня будет дом – его отнимут – поэтому лучше его не иметь, или не чувствовать своим домом?
  • «Или у меня есть помещение, квартира, комната, но я не ощущаю дом, где я живу моим домом? Для меня там нет места? Или я не могу его освоить, сделать по-настоящему своим? Не знаю, что с ним делать, слишком большое пространство, я умею жить только в небольшом тесном углу? Или не могу его полюбить? Не могу создать в доме нужную мне атмосферу?»
  • «А может быть это совсем иные препятствия?»


4. Обсуждение в парах результатов внутреннего исследования.

Участниками предлагается поделиться в парах своими чувствами, образами и ассоциациями, возникшими в ходе исследования своего актуального состояния в отношении к своему дому и препятствиями на пути к его обретения (если такие есть).

5. Блиц опрос в большой группе

Директор собирает несколько ответов от участников на вопрос:

«Какие препятствия, услышанные паре от партнера и сказанные вами, вас удивили?»

«Что понял про свои препятствия, что удивило меня?»

Примеры ответов участников мастерской фокусируют возможные темы, для дальнейшей психотерапевтической проработки: «Мой дом был построен для другой жизни, и теперь встает задача его реконструкции», «Есть вещи, которые захватывают пространство в доме». «Понял, что факт владения не обязателен, чтобы у меня был Дом». «Хочется расширить пространство, оказывается его недостаточно для моего Дома». «Купить квартиру, значит потратить деньги, которые сейчас дают свободу». «Трудности переезда, выбора того, чего не брать с собой». «Новый дом построен, а во сне возврат в старый дом, не могу с ним расстаться». « Иметь свой дом страшно, придется бороться, чтоб его не отобрали». «Не могу чувствовать свой дом Домом, так как в нем нет порядка». «Дом без мужчины не дом, нет защиты». «У меня есть свой дом, но ощущение, что в нем нет для меня места».

Б. Процесс, строительства и освоения дома

1. Вступление.

Вводные слова директора про построение образа своего Дома:

« Я твердо уверена, что любое свершение, достижение начинается с мечты, фантазии. И для обретения истинного дома своей Души, сначала нужно понять себя, что я хочу и тщательно с любовью выстроить образ будущего дома.

Когда этот образ, простроенный отчетливо и детально живет в душе, он, с одной стороны дает ощущение Дома, даже если физического дома нет, и, с другой стороны именно он необходим для его материального воплощения в реальной реальности. Сила мечты известна. Если человек ясно понимает, что он хочет, он знает, зачем ему и за что бороться, ради чего стараться, трудится, у него возникает мощный драйв, побуждающий к реальным действиям, продвигающий его к успешной реализации.

Я предлагаю Вам сегодня помечтать о своем доме»

2. Блиц опрос в большой группе

Директор собирает несколько ответов от участников на вопросы:

«Что такое Дом лично для вас? Что делает дом именно моим домом? Местом, где я чувствую себя собой? Что дает мне свой собственный мой дом?»