КонсультацииОтношения родителей и детей

Ребенок 3.5 года не говорит

12 окт. 2018
Аниина
Моему сыну 3.5 года. Он пока ничего не говорит, даже мама или папа, только мычит. Ходим садик хорошо. Самостоятельно кушает, ходит в туалет и старается одеваться и раздиваться, но пока не получается, помогаю. Мы ходили по разным психологом, с развитием нет отклонении, т. е. нет диагноза. Сказали, что сложно идет на контакт. Заниматься со мной дома ему скучно максимум 10-15 минут. В садике так себе занимается, если есть настроение. Заставлять что -то делать не могу, так как начнется истерика. На телефоне есть игра, где нужно правильно ставить фигурки животных и геометрические фигуры, он играет в эту игру, но если дать игрушку, чтоб тоже самое делать не хочет. Со слухом все хорошо, думала на аутизм, но вряд ли так как симптомы не все совпадает. Только то что он замкнутый в себе. Помогите пожалуйста понять что может это быть и как помочь?
12 окт. 2018
Аниина, здравствуйте!
Отец мальчика принимает участие в его воспитании?
С какого возраста ребёнок посещает детский сад?
Какого результата ожидаете от этой консультации?
12 окт. 2018
Здравствуйте. Вам нужна консультация детского невролога, детского психиатра, сурдолога (направление дает лор врач), дефектолог, в обязательном порядке ЭГГ мониторинг (иначе называют ЭЭГ сна. Направляет невролог), МРТ головы (направляет невролог). А понятийная речь у него есть? Есть ли проблемы со сном, с поведением? Есть ли что-то в его поведении, что у вас вызвает беспокойство или вы считаете это необычным? В сравнении с говорящими детьми его возраста, видите ли какие-то еще отличия в развитии, поведении? Как мальчик строит контакты с вами и другими детьми?
12 окт. 2018
Аниина
Какие то звуки и звукоподражание есть, но конкретные слова нет. Спит хорошо, во сне много двигается, но не просыпается. Другие дети его возраста даже если не говорят, хоть повторяют на занятиях физкультуры или на других занятиях. Он тоже повторяет, но редко. На занятиях он в своем мире, может не слушать, что говорят. Но когда как, бывает, что сидит спокойно занимается. С другими детьми не агрессивный, подходит к детям смотрят, что делают.

Отец, конечно принимает участие в его воспитании, очень любит папу. Посещает садик с 2 лет. Я хочу понять есть ли отклонение, может он просто ленивый ему не хочется а не то, что есть какая-то болезнь. У него в роду есть дети, которые поздно начали говорить. Я очень боюсь, что у него может быть какая болезнь. Если есть какие то признаки какой то болезни знать и уже конкретно начать с чего то. А то все психологи куда мы ходили ничего не говорят, диагноз не дают. Просто говорят надо заниматься. Может просто я как мама переживаю и себе в голове напридумывала.
12 окт. 2018
А то все психологи куда мы ходили ничего не говорят, диагноз не дают.

Психологи не ставят диагнозов, но могут направить к специалистам, если у них есть какие-то вопросы по развитию и здоровью конкретного ребенка.
У меня, как у клинического психолога есть четкое убеждение, что если к двум годам у ребенка нет никакой речи, нужно обращать к специалистам, которых я вам уже озвучила. Лучше пусть они ничего не найдут, чем потом вы будете себя ругать за то, что вовремя не отреагировали.
Расскажу вам немного про речь.
Речь – это функция мозга, мозговые структуры созревают в определенные сроки и неврологические критерии это конкретные этапы развития, работы мозга.
Например, до 1,5 лет активизируется мозжечок – ребенок начинает ходить, и если ему 2 года и он не ходит – родители понимают что это не «индивидуальность», и что если рядом с ним будут бегать футболисты (в плане неговорящего ребенка говорящие дети, «отдать в сад чтобы научили говорить») это никак глобально не скажется на его состоянии.
Если ребенок не говорит в 2 года, значит у него есть определенная проблема, которую надо найти, чтобы помочь ему компенсироваться. Ждать и верить в сказки о том что «заговорил в 5 лет и стал президентом» - это только упускать время реабилитации. Речь - это зона Брока (моторная функция – воспроизведение речи) и зона Вернике (сенсорная функция – понимание речи), они в норме активизируются до 2 лет, если у ребенка в 2 года нет фразовой речи - значит у него дисфункция речевых зон мозга или более серьезная причина задержки развития, поэтому бездействие и неправильная реабилитация приводят к последствиям, которые после 6 лет уже невозможно компенсировать. Пластичность мозга наиболее активна именно до 6-7 лет, если ребенка привели в 2-2,5, то шанс того что он выйдет в норму очень высокий, а если привели в 4-5 лет - то уже осталось год-два и за это время можно только улучшить его состояние, а не максимально восстановить, реабилитировать, как при раннем обращении.
Дети, которые самостоятельно, без коррекции, начинают говорить с 3-х лет и позже, которых в пример ставят некоторые обыватели "а вот наш сосед в 3,5 заговорил, и у него все хорошо" - это КОМПЕНСИРОВАННЫЕ ДЕТИ. Значит, либо мозговая дисфункция была небольшая, и мозг смог сам наладить функцию речевой зоны, либо причина была в дефицитарном развитии - педагогической запущенности, или неврозе (психологической проблеме). В любом случае, на выходе - состоянии 7 лет, когда эти дети приходят в школу, в большинстве они приобретают диагнозы СДВГ, дисграфию, дислексию - нарушение процессов восприятия чтения и письма.
Чем раньше начнется логопедическая и психологическая работа с ребенком - тем меньше у него будет проблем в будущем.
Какие обследования необходимо пройти если ребенок не говорит в 2 года?
Конечно, необходимо начать с осмотра невролога, сурдолога (потому что иногда причина задержки речевого развития это нарушение слуха), психиатра. Пройти все назначенные функциональные исследования - МРТ, ЭЭГ, УЗДГ, КСВП. Пройти обследование у логопеда, дефектолога, нейропсихолога, которое покажет состояние интеллекта, особенности восприятия, высших психических функций у ребенка и поможет разработать реабилитационную программу, основанную на индивидуальных задачах именно вашего ребенка.

Получите консультацию психолога

Не откладывайте решение вопроса!

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!