КонсультацииИнтерпретация тестов

Рисунок сына (4 года 10 месяцев). Есть ли повод беспокоится?

16 янв. 2019
Nata
Добрый день. Я Ната. Сыну 4 года 10 месяцев. Не просила рисовать, сам сел и решил изобразить семью. Слева направо - папа, мама и внизу он сам. В руках у всех сумки, у папы одна маленькая сумка, у мамы две и у него рюкзак (лямки синие нарисованы) и сумка. Мы собираемся ехать на поезде.
В сумке телефоны, у мамы два кошелька и карточка. У папы телефон и кошелёчек. У него самого в чемодане игрушки.
Тела из двух кругов - маленький круг это тело, большой - это одежда.
Оранжевые овалы - это фонари.
Есть два люка - вверх и вниз. Ходить туда-сюда.
Нарисовал сначала себя, потом маму (с волосами), потом папу. Разграничил рисунок вконце.

Сам по себе ребёнок любопытный, любит ездить (поезд, самолёт, на велосипеде как пассажир, в машине). Любит рисовать, раскрашивать (я рисую периодом и ребёнок любит грунтовать, красить деревянные поверхности). Любит Лего - может сидеть собирать час.
Но имеются проблемы в саду. Сад не очень любит, но без истерик. Агрессия к детям и взрослым, если что-то идёт не так как ему хочется. Может замахнутся и стукнуть взрослого человека. С детьми - может отнять игрушку, ударить.

А, у папы кажется тоже рюкзак есть, лямки нарисованы тоже синим.
16 янв. 2019
Nata, здравствуйте!
Мама красивая получилась, с настоящей прической)
Есть два люка - вверх и вниз. Ходить туда-сюда.

Причём один люк для входа, другой для выхода.
Любит Лего - может сидеть собирать час.

Сам рисунок о движении, долгое сидение за лего - это скорее исключение, или можно назвать вашего сына спокойным ребенком?
Сад не очень любит, но без истерик.

Что в саду не нравится, а что нравится?
Может замахнутся и стукнуть взрослого человека.

Взрослого чужого и/или знакомого?

Какие взаимоотношения в семье? Как ребенок общается с папой? Как выражает свои эмоции в семье, как выражает свой протест?

Еще уточните, пожалуйста, что нарисовано внизу слева?
18 янв. 2019
Nata
В саду не нравится распорядок и то, что много детей, мало места. Дома он сам и все игрушки его. Но когда вечером прихожу за ним в сад, он всегда недоволен, что я забираю его, а он еще недоиграл

Замахнутся и даже стукнуть ладонью или кулаком на знакомого может. Хорошо знакомого. Именно когда злится. В принципе сам по попе получает — наверное действует из того, что видит.

С папой мало общается. Папа не очень любит заниматься. Урывками как-то. Взаимоотношения в семье по разному - но скандалов открытых при ребёнке нет, но и особо близких отношений нет. Я с сыном провожу не так много времени как хотелось бы, но часто вместе что-то мастерим, рисуем, занимаемся по учебникам для детей. Любит слушать книги, рассматривать картинки

Протест выражает киданиям вещей или слезами, но в 10 из 9 случаев с ним получается договориться. Если объясняешь почему нельзя и какие есть еще варианты, чаще соглашается на альтернативы

Слева нарисована лестница.
22 янв. 2019
Интересно "книжное" расположение листа, а не альбомное, насколько это типично для ребенка?
Самая значительная фигура в семье - это он сам, вторая по значимости мама, и последний - папа, причем родителей он ставит выше себя, а пространство себе выделяет такое же, как маме и папе на двоих - половину листа. Возможно, взрослым иногда стоит "спускаться" на его этаж, присаживаться на корточки, разговаривать о детских делах. Кажется, что к папе ведет большая лестница, которую дольше надо проходить, а к маме - люки с точным указанием входа и выхода.
Мама для ребенка ближе, скорее всего, мама больше времени проводит с ребенком, играет, занимается, а папа уже забыл, как играть, поэтому проводить время с ребенком бывает сложно.
Вероятно, ребенку не хватает своего собственного пространства, где он мог бы побыть сам с собой, где все можно устроить именно так, как ему хочется, а войти к нему можно строго через люк или по лестнице.
Ребенок очень четко и в определенном порядке нарисовал все предметы, лежащие в сумках, а в его чемодане порядка меньше, это может означать его расположенность к структурированию и контролю, но возможно, что он таким образом рассказал о характере мамы. Важно ли маме соблюдать порядок, тревожиться, если что-то выходит из под контроля? Само содержимое сумок может говорить о значимости определенных предметов, которые представляют для него особый интерес (вряд ли у него свободный доступ к ним, а подержать в руках хочется очень) - кошельки и телефоны.
В саду не нравится распорядок и то, что много детей, мало места. Дома он сам и все игрушки его. Но когда вечером прихожу за ним в сад, он всегда недоволен, что я забираю его, а он еще недоиграл

Понять можно, кому же это понравится. Ему не нравится установленные правила, но играет он с удовольствием и увлечением, вероятно, он общительный и легко контактирует с другими ребятишками.
В принципе сам по попе получает — наверное действует из того, что видит.

Возможно, дети копируют взрослых и друг друга.
С папой мало общается. Папа не очень любит заниматься. Урывками как-то.

Это заметно на рисунке, папа дальше мамы.
Протест выражает киданиям вещей или слезами, но в 10 из 9 случаев с ним получается договориться. Если объясняешь почему нельзя и какие есть еще варианты, чаще соглашается на альтернативы

Очень характерное для детей поведение, надо запасаться терпением, фантазией и стараться правильно разговаривать с ребенком.
22 янв. 2019
Nata
Софья Каганович, Добрый день. Спасибо. Про альбомное расположение- не замечала. Рисует на разных листочках по разному.
У ребенка есть свое место в комнате - двухэтажная кровать - на втором этаже кровать, на первом его мини-детская а ля домик - там игрушки, ит. Д. Квартира однокомнатная - но везде его игрушки и книжки. Отвоевываю иногда пространства, но все заставлено лего.

По поводу контроля мамы - да, я сверх контрольная. Мне надо знать что и как заранее. К порядку в вещах это не всегда относится - дома часто "творческий беспорядок". Скорее это к делам и людям относится.

По поводу папы - да, играет мало, ему с ним чаще всего скучно. Мама даже читать умеет с выражением по ролям, папа нет (
22 янв. 2019
Nata, добрый день!
У ребенка есть свое место в комнате - двухэтажная кровать - на втором этаже кровать, на первом его мини-детская а ля домик - там игрушки

Можно повесить еще шторку. Ребенку сейчас важно отделиться, как на рисунке, построить свою четкую границу.
К порядку в вещах это не всегда относится - дома часто "творческий беспорядок".

Когда маленький ребенок и одна комната, трудно поддерживать порядок, понимаю.
По поводу папы - да, играет мало, ему с ним чаще всего скучно.

Папе хорошо бы вспомнить свое детство, игры, которые особенно нравились. С папой весело строить пещеры из стульев и подушек, играть в снежки, просто бегать. Надеюсь, ваш муж сможет найти интересное занятие для обоих, и на следующем рисунке у него появятся уши, как у мамы.
Интересно будет наблюдать за развитием вашего сына, рисунок очень интересный, выразительный.
22 янв. 2019
Nata
Софья Каганович, у него там есть шторка с рисунком домика, окон, занавесок и двери на липучке :) в икее такие идут прицепом вместе с двухэтажной кроватью.
Спасибо за разбор, будем привлекать папу.

Отзыв о консультации

22 янв. 2019
Nata

Большое спасибо Софье Каганович за подробный разбор и интерпретацию рисунка. Никогда бы не подумала, что по рисунку можно так много сказать. Я думаю, это очень хороший способ понять, что происходит в семье, потому что маленькие дети еще не могут все выразить словами. Будем привлекать папу к семейным делам активнее!

Получите консультацию психолога

Не откладывайте решение вопроса!

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!