КонсультацииОтношения родителей и детей

Как помочь подростку преодолеть инфантильность?

04 июл. 2020
Елена
По проблеме, с которой мы никак не можем с ней справиться, в интернете ничего найти не могу - видимо, ребенок у меня какой-то уникальный) Все пишут о безразличии подростков к учебе и интересе только к друзьям и гаджетам. У нас - ничего подобного. К телефону она относится по большей части функционально, а учиться любит, но... С самого раннего детства ее всегда интересовал вопрос "а кем я буду работать? " - в контексте самых разных занятий (например, занимаясь фигурным катанием, спрашивала, кем она может работать, когда станет взрослой - тренером? . ). Всегда эта важность найти смысл получению знаний и применение умениям. Пробовалось, конечно, уже многое. И любой ее интерес (к языкам и некоторым культурам, к дизайну, к химии и пр. ) я всегда пробовала спроецировать на какую-то профессиональную деятельность. О чем-то она сразу говорита "нет, это интересно, но работать в этой области я не хочу", о чем-то задумывалась. И вот, вроде бы, нащупали. Оказалось, "гуманитарнось" была связана лишь к запущенным из-за болезней точным предметам, но как только удалось их наверстать, оказалось, что "гуманитарка это скучновато"(хотя успеваемость хорошая)", а увлекают цифры, формулы, уравнения и их практическое применение - инженерия. После недолгих поисков нашелся и интерес к одной из перспективных отраслей. Теперь мечтает поступить в совершенно конкретный вуз по целевому направлению от совершенно конкретного будущего работодателя, с удовольствием занимается задачками и тестами... Всё, казалось бы, прекрасно. Но - если все это не контролирую я, все начинания превращаются в хаос, а потом она ругает себя за то, что что-то не сделано. Пробовала поступить в школу при вузе своей мечты (школу нашла не она, а я) - вердикт психологов после собеседования: "недостаточно мотивации к точным дисциплинам, недостаточно мотивации к учебе в этой школе". При том, что она спит и видит, и непоступление пережила тяжело. Но, может быть, они правы, а она себе это желание просто выдумала и на самом деле ей это вовсе не нужно? Сейчас она на даче - взяла с собой учебники, запаслась ссылками на сайты с задачами и тестами. В конце лета вступительные в еще одну школу (не та, о которой мечтали, но лучше, чем та, которая есть), до меня от моих родителей долетают слухи, что по вечерам она занимается. Стараюсь не тормошить (и ее нервы целее будут, и мои), но тут просто спросила, как подготовка? А оказалось, что про вступительные и про само поступление забыла! При том, что занимается каждый день и математикой, и физикой, но совершенно не тем, что потребуется на экзаменах. Для чего занимается - получается, сама не знает и не задумывается. При том, что поступить хочет (по крайней мере, на словах - очень эмоционально хочет). Мне признаётся, что привыкла к тому, что всё делает по моим подсказкам, а когда их нет, сама не понимает, что делать (хотя вот сайты с задачами вполне успешно нашла она сама себе, я даже не знаю, где и как такое искать и что именно вообще нужно). Меня эта ситуация и злит, и расстраивает, и выхода я не вижу. Хочу, чтобы она была самостоятельной, чтобы училась сама двигаться к своим целям. И нервы (ее и свои) на это тратить не хочу. И понимаю, что пустить на самотек вряд ли смогу, но даже если получится, приведет это скорее всего только к очередным упущенным возможностям и ее еще большему убеждению, что ничего она сама не может. С другой стороны, может быть, то, что я принимаю всерьез за ее цель - на самом деле просто беспочвенная детская фантазия, и у нее ничего самостоятельно не получается как раз потому что на самом деле ей это и не нужно, даже если она горячо верит в обратное? Как в этом разобраться? И если ее мечта - это и правда ее цель - как помочь стать целеустремленной и самостоятельной, а не навредить и не дать почвы для еще большей неуверенности в своих способностях чего-то добиться? Спасибо.
04 июл. 2020

Елена, здравствуйте.

Я готова проконсультировать по Вашему вопросу, если Вам подходят условия. Ознакомьтесь, пожалуйста.

Я задам несколько уточняющих вопросов и сможем начать.

04 июл. 2020
Елена

Спасибо за оперативный ответ. Да, конечно, всё подходит.

04 июл. 2020

Хорошо. Если будут какие-то организационные вопросы по ходу консультации, пожалуйста, задавайте.

Мне показалось, Вы очень хорошая мама - чуткая, внимательная, поддерживающая интересы и склонности ребенка, бережете нервы свои и ребенка - это так редко можно услышать от родителей... И, конечно, у каждого родителя подростка есть о чем поволноваться. Где эта грань между такой необходимой для подростка свободой и такой важной для него же опекой? .

Сколько лет Вашей дочери?

Какой состав вашей семьи?

Есть ли у дочери какие-либо особенности развития, хронические заболевания, значимые для неё события, о которых, на Ваш взгляд, стоит упомянуть в рамках консультации? Чем она болела, когда упустила точные науки?

04 июл. 2020
Елена

Спасибо, но, мне кажется, Вы меня перехваливаете :) То, что я осознаю как важное, не равно тому, что я блюду на практике. Я переживаю за ее нервы (и за свои) как раз потому, что далеко не всегда с ними бережна. И очень хочу это исправить - понимаю, что какой-то "косяк" в моем отношении к ее учебе (впрочем, во всех остальных вопросах у нас разногласий нет - необязательнями рамками, запретами и требованиями я действительно ее никогда не изводила).

Ей 14 лет (скоро 15, идет в 9 класс). Состав семьи, строго говоря - она и я. Но рядом живут мои родители (в учебное время заходит к ним из школы пообедать) и где-то существует ее папа (изредка появляется - что-нибудь с ней обсуждает, с чем-нибудь по школе помогает, что-то ей покупает, водит в кино, но чаще отсутствует).

Каких-то диагностированных особенностей нет. Болела просто обычными ОРВИ, но часто, несколько раз в год. И, кроме того, много времени проводила с моими родителями, всячески способствовавшими тому, чтобы она побольше отдыхала и поменьше училась (бабушке всегда кажется, что деточка непосильно устает в школе) - отчасти пробелам в успеваемости поспособствовало и это.

Есть (и всегда была) такая особенность как невнимательность, рассеянность, несконцентрированность (за это ругали и учителя в школе - никому не мешает, просто "витает" и из-за этого часто прослушивает важные темы или задания). Хотя ее увлечение математикой это хорошо корректирует, она стала заметно более собранной.

04 июл. 2020

Мне кажется, Вы меня перехваливаете

Я готова хвалить каждого родителя, который готов и обращается за помощью к специалистам, в том числе к психологу. Я считаю это очень важным качеством - осознавать себя и свои возможности.

В отношениях с детьми родитель совмещает несколько ролей. А ведь это очень трудно - быть и любящей мамой, и вечно подгоняющим тренером, критиком, и вдохновителем, и контролёром, и надзирателем... Много у мамы ипостасей особенно при отсутствующем папе.

Хочу, чтобы она была самостоятельной, чтобы училась сама двигаться к своим целям.

Ваше желание понятно и вполне закономерно.

В то же время, 14 лет - это пока не тот возраст, когда подросток способен быть полностью самостоятельным.

В первую очередь это обусловлено биологическими изменениями в организме ребёнка: гормональная перестройка, быстрый рост, серьезнейшие изменения в работе мозга – всё это требует немалых затрат от тела, которые нередко берутся из ресурсов умственного развития.

Если Ваша дочь ранее не проявляла высоких способностей к самоорганизации, то ожидать от неё самодисциплины в пубертатном периоде не стоит.

Я бы рекомендовала Вам отдельно поработать над собственными страхами, которые, возможно, косвенно влияют на дочь.

А пока ей нужно помогать.

Просто беспочвенная детская фантазия

Я бы рекомендовала обратиться в центр по профориентированию. Есть очень много отличных методик, которые наиболее объективно отразят для Вас и для Вашей дочери ее склонности, навыки и умения, подскажут наиболее оптимальные пути для раскрытия и применения потенциала.

И тогда для беспочвенных фантазий не останется места. Мечта обретет конкретные черты.

Также одним из основных направлений в помощи я вижу целеполагание.

Подросткам нужно помочь подробно написать план следования к цели.

Иными словами, у Вашей дочери должна быть ясная и достижимая цель на ближайший короткий период. Например, что она должна сделать за время пребывания у бабушки.

Хорошо, если цель и маршрут следования к ней будет визуализирован - начерчен на ватмане, например.

Помочь составить ей расписание - Ваша задача как родителя.

Следовать расписанию - место для проявления самостоятельности и самодисциплины дочери.

Всегда эта важность найти смысл получению знаний и применение умениям.

Мне показалось, данное качество Вашей дочери может сослужить отличную службу.

04 июл. 2020

Также рекомендую подобрать для дочери комплекс мультивитаминов с целью обеспечения растущего организма всеми необходимыми микроэлементами.

Невнимательность и рассеянность могут быть признаками особенностей функционирования определенных частей головного мозга, нехваткой витаминов.

И это Ваш вклад как родителя в формирование самостоятельной личности - научить следить за здоровьем.

Мне бы очень хотелось поддержать Вас. Я очень понимаю, как Вас расстраивает и злит ситуация.

Наверняка, это ощущение бессилия и беспомощности.

Существует прекрасный институт тьюторства. Если Вы не чувствуете в себе сил и желания сопровождать процесс образования дочери на данном этапе, делегируйте тьютору. Это такой преподаватель, который поможет и научит эффективно учиться.

Тьюторы обладают навыками формирования самостоятельности у подростка и учитывают все особенности развития молодого организма, что очень важно.

Что скажете о такой возможности?

Какие мои слова вызвали у Вас отклик?

изменено 04 июл. 2020
Елена
14 лет - это пока не тот возраст, когда подросток способен быть полностью самостоятельным.

Вот это очень важный момент, который мне необходимо было услышать. "Хочет, но не делает" - не потому что "на самом-то деле не хочет", а потому что проявлять чудеса самоорганизации в этом возрасте и не обязана. То есть, отсутствие оной - недостаточное основание для выводов о "серьезности намерений". Хорошо, спасибо.

НО. Правильно ли я понимаю, что при этом раскладе пока что это должно быть моей постоянной действительностью - всегда думать за нее? Составлять ей план, определять приоритеты, контролировать результат... Научить ее хоть что-то делать самой, кроме как исполнять - шансов пока нет? Если так, это не очень хорошая новость - я ненавижу роль жандарма, а себя в оной - еще больше. От этого и все наши "терки"...

Я бы рекомендовала обратиться в центр по профориентированию.

Ее эта идея возмущает) "Я и так знаю, чего я хочу! " Возможно, бабушка с дедушкой передавили с этой идеей. И я особой необходимости не вижу - если она так и так "технарь", ей в любом случае прокачивать профильную математику (и физику), ей так и так будет что прилично сдать на ЕГЭ... А куда это потом направить, вопрос уже не первой срочности. Да и если, скажем, после теста ей сообщат, что это направление не совсем ее - как это облегчит жизнь ей или мне? Одна мечта у нее уже есть - очень конкретная и очень понятная, о которой уже многое изучено и про которую каждый день узнаётся что-то новое из самых разных источников... И должным образом пока не работает. Едва ли другая станет эффективнее - скорее наоборот вместо понятной и чуть ли не осязаемой цели в сфере, о которой она читает и паблики, и статьи, и авторитетные источники на английском (от сайтов корпораций до технических справочников) - ей какие-то непонятные люди, в первый и последний раз ее видящие, дадут нечто эфемерное, о чем она ничего не знает и не жаждет. Как я вижу - примет в штыки. Да и проблема, скорее всего, все-таки не в качестве "путеводной звезды", а именно в самоорганизации, которой ей пока не хватает... А я, видимо, не умею правильно к этому относиться и как правильно научить, тоже не понимаю. Могу предположить, что сама эта формулировка "детские фантазии" рождена больше моей обидой - столько сил и нервов постоянно вкладывать в то, чтобы она шла туда, куда вроде бы сама очень хочет, а она - как ребенок маленький, свою голову вообще не включает, всё за нее должна думать я, всё контролировать - я. А я так не хочу, меня это эмоционально выматывает, я хочу, чтобы хоть что-то у нее начало уже включаться свое. Тем более, что ее саму это расстраивает, что без моих указаний она "плавает". Но вот сейчас лето, я хочу хоть сейчас отдохнуть от необходимости следить, как там ее учеба... Но, получается, и сейчас не могу. Через полтора месяца вступительные в школу, а она сама не знает, чем занята - вроде бы занимаясь...

Подросткам нужно помочь подробно написать план следования к цели.

Она занимается по плану. В этом мы с ней отличаемся - я человек довольно стихийный и максимально эффективна именно в режиме "по ситуации", а ей следование плану помогает. Мы пробовали несколько раз, даже заводили ежедневник... Но на долго этого не хватает - забывает вести, забывает заглядывать, в результате забывает насовсем. А я в постоянном режиме стоять над душой просто не смогу. На лето придумали предельно простую схему - такую, в которой сбиться ничего не должно, настолько она проста. Три дня в неделю один предмет, три другой (чередуя), день выходной. И она ему следует. Но вместо подготовки к вступительным, которые в конце лета - почему-то решила заниматься пособием по подготовке к ОГЭ, которые только через год (зато сама разобралась с парой тем, которые еще не проходили). При наличии внушительного выбора разных источников, от школьных учебников до ссылок и "продвинутых" сборников задач. Какой выбор был у меня? Дать общее расписание и предоставить с источниками разбираться самой - или расписать всё от и до... Конечно, первое - рассчитывала, что хоть с чем-то она разберется сама. Оказалось, даже в таких простых рамках - она может только следовать инструкциям, а в отсутствии оных собственную голову включать даже не пытается. И это страшно удручает.

Визуализация - нет, не работает категорически. Она аудиал :)

Также рекомендую подобрать для дочери комплекс мультивитаминов с целью обеспечения растущего организма всеми необходимыми микроэлементами.

Невнимательность и рассеянность могут быть признаками особенностей функционирования определенных частей головного мозга, нехваткой витаминов.

У нее довольно долго были жалобы на сонливость и утомляемость, помимо рассеянности. Осенью наконец решили сходить к неврологу, по рекомендации врача попринимали ноотропил и элькар. Результат понравился. Возможно, действительно, имеет смысл получить подобные рекомендации и попринимать что-то еще. Спасибо и за этот совет (впрочем, разборок с инфантильностью и перекладывание всех задач на меня таблетки, к сожалению, не решат:).

Про тьюторов ничего ранее не слышала. Это интересно. Хотя всё вопрос бюджета - наверняка эта услуга не бесплатна. Но обязательно поинтересуюсь, спасибо!

Хотя... Тьютор - это возможность переложить свою головную боль на человека, для которого это работа. А задача состоит в том, чтобы решить сам вопрос, вызывающий оную. Научить ребенка постепенно все-таки включаться самого. Пока ее контролирует другой человек (не важно, я или тьютор) - она же самостоятельной не станет, так?

04 июл. 2020

Елена, Вы задали очень важные вопросы и дали ценные комментарии, задающие направление для дальнейшей беседы.

Мои ответы не укладываются в формат открытой консультации, к сожалению. Если Вам удобно, есть возможность воспользоваться бесплатной скайп-консультацией продолжительностью 30 минут.

Другие форматы продолжения консультации указаны в условиях, можно продолжить и письменный формат.

Спасибо Вам за обращение, было приятно с Вами познакомиться и поработать.

Прошу завершить данную консультацию, нажав кнопку "завершить".

Получите консультацию психолога

Не откладывайте решение вопроса!

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!