КонсультацииОтношения родителей и детей

Трудности адаптации. У сына (12 лет) занижена самооценка, он не верит в себя

02 авг. 2020
Ирина
Мальчик 12 лет. В 6 лет мы переехали жить загород. Дети рядом не живут, в основном только в летний период. С ними он не общался в младшем школьном возрасте. Говорил : я не хочу сними общаться они ругаются матом и играют в игры, где причиняют боль (ударить по попе футбольным мячом, если больнее, то это круто). Сейчас эти ребята курят вейпы и также играют в футбол и мотаются по округе. Но это летом. В школьное время у сына в классе есть два друга. Такие же как он, Слабые физически, сильные в математике. Сын сказал, что учитель физкультуры его считает "слабаком". С первого класса сына вожу на айкидо, чтобы вырастить в нем стержень. Только стержень никак не вырастит. Очень мягкий мальчик по характеру, всегда придет поможет (если попрошу (в отличии от его сестры), извинится, даже если случайно задел, спросит как я себя чувствую, очень заботивый итд. Одноклассники над ним издеваются, отпор дать не может, хотя знает приемы айкидо. Узнаю это от мам его друзей, которые его пытаются защитить. Он сам мне ничего не говорит, замалчивает. Были случаи, черных синяков на теле. Поднимала эту тему на родительском собрании, с предупреждением, что буду обращаться в полицию. Прессинг на время прекращается. Спрашиваю, как он реагирует, что к нему цепляются сейчас, отвечает, что игнорирует их. И они к нему теряют весь интерес. Во Втором классе учительница сказала, что у сына очень хорошо работает голова и он старше ровесников по восприятию учебного материала. Также вожу его на плавание (для спины) и со второго класса в музыкальную школу (слух отличный), боится выступать на концертах, боится общества. Физически у него не получается, не получается быстро бегать, подтягиваться, нет физической силы, хотя худой, поджарый. Каждый год сдаем нормативы айкидо, но это только по моему настоянию он туда ходит, чтобы хоть какая-то физнагрузка была и не одичать в деревне. Музыка получается хорошо. Проблема с общением с ровесниками, близких по духу рядом нет. Дома может сидеть в своей комнате безвылазно: читает, играет в настольные игры. Планшеты у него ограничены строго по времени. Замечаю, что если сына беру в общественное место, ему там некомфортно, делает закрытую позу (скрещивает руки спереди), оглядывается, спрашивает: долго еще, чтобы поехать домой. Комфортно спрятаться от всех дома и никуда не выходить. Когда поднимали с ним тему заниженной самооценки, он сам про себя говорит: да, он слабак, он тупой, и тд. Я ему говорю, что он умный, силу можно натренировать (и мы дома учимся подтягиваться), но все движения и действия у него зажатые. Это очень заметно в местах вне дома. В раслабленном состоянии он только в семье дома. Вопрос: какими методами донести до сына, чтобы он поверил в себя? Обрел уверенность в собственных силах.
02 авг. 2020

Ирина, здравствуйте! Если Вас устраивают условия консультации, я готова обсудить Вашу ситуацию!

02 авг. 2020
Ирина

Меня устраивает.

02 авг. 2020

Ирина, Вы очень подробно описали то, как складывалась жизнь Вашего сына.

Самооценка и стержень закладывается родителями, и формируется это все на базе того, что родители верят в своего ребёнка, в его сильные стороны, и ориентируются на эти стороны.

И ребёнок начинает верить в себя, верить в свои способности.

Неважно физически развит ребёнок, умеет ли он подтягиваться отжиматься, не это придает ему уверенность. А то, что какой он есть - такой он и хороший.

Тогда, используя свои сильные качества, он может занять свое место в коллективе. В коллективе всегда ценились дети с интеллектуальными способностями, если они знали себе цену.

Сразу оговорюсь, что я понимаю, что всё что Вы делаете, Вы делаете ради сына, с большой любовью, с большим желанием помочь.

Я предлагаю посмотреть на ситуацию под другим углом.

В Вашем случае Вы придумали ему какой он должен быть, чтобы он мого справиться со своими недостатками и делаете ставку на исправление их. Я могу предположить, что Вы неосознанное транслировали ему, что он слабый, поэтому надо ходить на айкидо.

Ребёнок считывает с Вашего поведения, с Вашего взгляда, что он неудачник, и, что ему нужны какие-то специальные средства, чтобы вырастить стержень.

Он не может стать таким каким Вы ждёте от него. Он не видит другого пути развития для него. Есть только тот, который Вы ему определили (он верит Вам). Но на нём он не успешен, в том числе и Ваших глазах. И он принимает решение, что он слабый и глупый, раз не успешен на этом пути.

А нужно найти, где он будет успешен, тогда самооценка будет повышаться из этого будет формироваться стержень.

Вам не надо вести его к спорту, Вам надо его вести к тем, кто успешен в том, что у него хорошо получается.

Ищите лидеров там, пусть он учится у них.

Понимаете о чём я?

Поэтому если Вы хотите донести до Вашего ребенка, чтобы он поверил в себя, поверьте в него сами!

У него есть друзья, которые разделяют его интересы, он умный, значит это может стать его сильной стороной, то что он может дать окружающим. На что он может опереться.

Исходя из его сильных сторон в какую среду Вы можете отвести его (кружок, форумы, клубы), где он будет среди единомышленников?

Также для развития Вашего сына важно общение с мужчиной.

Какие у Вашего сына отношения с его отцом? Какие у Вас отношения с его отцом? Есть ли у него возможность общаться с мужчинами?

03 авг. 2020
Ирина

До 11 лет сына муж не принимал участия в воспитании сына. Муж был занят работой и стройкой и новыми проектами. Трудоголик. Только наверное пол года, к сыну проявился интерес. Муж начал с ним проводить время, стал с ним заниматься спортом (учит подтягиваться на турнике), ходить в бассейн. Играют в настольный тенис на даче. Муж стал просить помощи у сына по стройке. Сын в отличии от дочки сразу бежит на помощь. Только один раз сказал: мама, а почему папа стал меня дергать каждый раз помочь ему? . Сыну это непривычно. Сын побаивается отца. т.к. у нас скандалы со старшей дочкой происходят ну раз в неделю точно. И сын видя, что творится, не хочет чтобы в его адрес чтото такое было. У меня отношения с мужем хорошие. Мы общаемся. Обсуждаем многие проблемы вместе. На мои разговоры, что у сына проблема в общении и самооценке, муж отвечал, что он видит как развивается ребенок. И что у сына все в порядке. А то что он не ходит на спорт площадку, где всякие придурки, то правильно делает. В итоге сын сидит дома в комнате, один сам с собой играет. Сын говорит, что ему никто не нужен, ему одному хорошо. Общения с другими мужчинами нет. Только несколько раз в год общается с двоюродным братом (33 года). Муж перестал общаться со своими друзьями, как то не до друзей, все некогда. Все учителя в музыкалке и на айкидо женщины. Во в прошлом году наконец-то сын перешел на следущий уровень, где тренер стал мужчина. Есть в городе детский клуб "Дисантник", мы часто пересекаемся, когда забираю с тренеровки, сын видит как ребята в военной форме тренируются: бегают, отжимаются итд. Возраст там разный от 9 до 16. Но все тренеруются вместе. Предложила сыну туда попробовать сходить. На что он мне ответил, то его там убьют. Не хватит сил пробежать столько сколько они там бегают. Предлагала футбольные клубы- говорит они там по ногам больно бьют. Предлагала Хоккейный клуб - ответ, что его там по борту размажут. Я это и сама понимаю, только предлагаю сыну разные варианты, может он сам что-то решит. Ответ только, что ему лучше одному.

03 авг. 2020
Муж отвечал, что он видит как развивается ребенок. И что у сына все в порядке.

Вы согласны с мужем? Как думаете как должен развиваться Ваш сын?

На чем основывается Ваше представление о развитии сына?

Ответ только, что ему лучше одному.

Вас беспокоит этот ответ? Если да, то почему?

Во в прошлом году наконец-то сын перешел на следущий уровень, где тренер стал мужчина

Сыну нравится айкидо? Какие отношения с новым тренером?

Только предлагаю сыну разные варианты, может он сам что-то решит

Вы правильно делаете!

А какие кружки подходят его способностям? В чем он хорош?

04 авг. 2020
Ирина
Вы согласны с мужем? Как думаете как должен развиваться Ваш сын?

Я с мужем не согласна. Он поддерживает его одиночество и уединение. Недавно только в разговоре, муж сообщил впервые, что сына надо физически "Гонять" т.к. он даже гайку не смог открутить. Это впервые за все года муж обратил внимание на слабую физическую форму сына. Я эту тему затрагиваю с первого класса.

На чем основывается Ваше представление о развитии сына?

Я и муж спортивные, играли когда-то в воллейбол, на велосипедах катались, на горных лыжах. После рождения сына я выпала из ритма, а муж увлекся строительством дачи. И меня не устраивает, что сын не любит двигаться совсем. Пробежать для него трудно. Думала, что проблемы с здоровьем. Сдаем каждый год анализы для справки в айкидо. Врачи говорят, что все в норме. Нет никаких показаний для ограничений.

Ответ только, что ему лучше одному. Вас беспокоит этот ответ? Если да, то почему?

Меня беспокоит, поэтому прошу у Вас помощи. Он не стремится с кем либо общаться. Самодостаточность - не думаю, скорее избегает людей. Даже на период самоизоляци я ему говорила: давай я настрою связь и будешь с друзьями (всего двое из класса) общаться. Сын ответил, что не хочет. Говорит, то что ему интересно, им не интересно. В классе он както с ними общается. Я даже обалдела один раз. Когда проверила портфель сына, у него лежала энциклопедия для мальчков. Он мне ответил, что читает ее на перемене в школе, когда не хочет не с кем общаться. Он старается от всех отстраниться.

Сыну нравится айкидо? Какие отношения с новым тренером?

Нет, айкидо не нравится. Но я заметила, да и сын подтверждает, что когда он позанимается, у него улучшается настроение, он выходит с тренеровки напевает песенки, окрыленный. Было много разговоров, что он хочет бросить, но при обсуждении: что если не акидо то какой-то другой вид активности, чтобы мышци работали, а не только голова. Сын ничего не хочет менять. Сейчас начало нового учебного года. Сам сказал, что айкидо бросать не будет. Побед тренер от него не ждет и особо не хвалит. Мужчина тренер более тредовательный, Сам тренер говорил, что большая часть кто к нему приходит, сливается за пол года. Мы закончили год успешно.

Сын из-за мягкости характера всех слушается и отпор дать даже словесно не может.

А какие кружки подходят его способностям? В чем он хорош?

Ему нравится робототехника. Туда он ходит с удовольствием раз в неделю. Но и там он говорит, друзей у него нет.

Поделилась своей проблемой с учительницей музыки, что те дети которые учатся в музыкалке, они другие. Она очень хвалит сына, у него есть слух и он фортепиано любит (Хор ненавидит). Мне сын говорил, что в музыкальной школе ему хорошо. Директор предложила нам попробовать участвовать в ансамбле, где много мальчиков баянистов. Будем пробовать с сентября. Сын не против участвовать, но как узнал, что ансамбль ездиет, выступает на концертах - сразу в отказ. Спрашивала почему? Говорит что на него все будут смотреть, а вдруг он ошибется, все испортит. И потом прибавляет, именно так все и будет. Не уверен в своих силах.

Сын очень усидчивый, любит настольные игры - только играть не с кем. Играет сам собой и по выходным я и сестра составляем ем компанию.

Когда обсуждаю может он сам куда-то хочет ходить? Отвечает, что ничего он не хочет. Очень тяжело приспосабливается к новым людям, новым местам. Для него это стресс. И чтото менять сейчас - то ему тяжело. Даже с ансамблем у него уже неприязнь из-за концертов. Хотя его учительница (которой он доверяет) сказала что все будет хорошо и ему должно понравиться.

В городе, где мы живем, очень много всевозможных кружков. Могу его определить в любой. Я и вожу его в секции, чтобы он хоть как-то общался с ребятами и мог себя проявить, поверить в себя. Но чтото лучше не становится. Как считал себя лузером, так в этой оболочке и живет.

04 авг. 2020

Ирина, из того что Вы пишете я вижу два пункта, на которые необходимо обратить внимание.

Первый - это структура личности Вашего сына, возможно, он действительно интровертированный и закрытый человек, и для него очень тяжело находиться в обществе других.

Для человека, который не склонен общаться, является травматичной необходимость общаться.

Эти люди адаптируются другим способом, им достаточно общаться с одним двумя близкими людьми, чтобы чувствовать себя комфортно.

И они бывают очень часто успешными, так как создают себе комфортные условия.

Он может стать хорошим аналитиком, или математиком, или музыкантом.

Если такому человеку постоянно предъявлять стрессор в виде необходимости общаться, он будет закрываться и уходить вглубь себя.

Чтобы это узнать, и не ломать ребёнку психику, навязывая ему общение с другими людьми, необходимо провести ему тестирование.

Это может сделать детский психолог по месту жительства или я могу провести тестирование онлайн.

Если будет нужна моя помощь, пишите в личные сообщения. Мы проведем тестирование, и в зависимости от профиля личности, я дам рекомендации, какой вид деятельности ему подойдёт, каким образом строить с ним общение и организовывать его социальную окружение.

И второй момент, мне хотелось бы, чтобы Вы меня поняли.

Вы своими ожиданиями, страхами, желанием переделать его занижаете ему и так низкую самооценку.

Ему нужно, чтобы он ходил туда, где он будет успешен, там где он будет себя чувствовать хорошо.

Возможно ему нравится играть, но не на людях. Это надо принимать.

Ему не надо общаться с людьми, которые ему неинтересны, ему нужно найти круг общения, с кем ему будет интересно.

Есть разные форумы по интересам, где он может высказывать свое мнение.

А насчёт физической активности Вы совместно можете что-то делать, потому что с Вами он может расслабиться, но лучше с отцом.

И если у Вас хорошие отношения с мужем, то можно обговорить то, что его физическая активность не подвергается критике, а успехи поддерживаются.

Новые навыки требуют наработки и терпения, в том числе и работа с инструментом.

Возможно, и на айкидо он ходит именно из-за того, что он их знает, ему знакомо то, что от него требуют, и поэтому он может достигать результатов.

Вы часто используете местоимением "мы": "Мы закончили... ", "мы учимся", " будем пробовать". Вы тоже играете на баяне, занимаетесь айкидо, учитесь в школе?

Он уже подросток и ему пришло время от Вас сепарироваться, отделяться.

Если мальчик долго слит с матерью, то такие качества как мужественность, смелость инициатива не развиваются.

Он хочет угодить Вам, старается ради Вас. Не живёт своей жизнью.

Ваш сын должен перейти под крыло отца, тренера, наставника.

Обратите на это внимание, посмотрите, почему Вы сами, не можете дать ему возможность быть таким какой он есть?

Он потому и не знает, чего он хочет, потому что Вы за него хотите, Вы за него боитесь, Вы за него решаете, Вы за него заканчиваете.

Возможно, Ваша бОльшая активность, Ваше видение того, как воспитывать сына могло на время создать дистанцию между отцом и сыном. Возможно, Ваш муж неосознанно устранился.

Я пишу это для того, чтобы Вы посмотрели под другим углом на ситуацию, и не пытались переделывать сына, а посмотрели что Вы можете изменить в своем поведении.

Так как все изменения, которые происходят с ним, результат его решения и доброй воли. И часто так бывает, что если родители меняют свое отношение, то и ребенок меняется.

Получите консультацию психолога

Не откладывайте решение вопроса!

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!