КонсультацииЛичностные проблемы

Чувствую, что очень устала, но не понимаю из-за чего. Как мне отдохнуть?

09 дек. 2020
Виктория
Мне 18 лет, обучаюсь в ВУЗе на 2 курсе. С тех пор, как началось дистанционное обучение в начале этого года, я довольно сильно изменилась. Я всегда была интровертом, но в этом году я как будто начала терять интерес к людям. С осени я стала очень раздражительной, мне трудно заставить себя что-либо делать и я очень много плачу (я всегда была эмоциональной, но сейчас я плачу как минимум 3 раза в день по разным значимым и не значимым причинам). Сейчас мы опять вышли на дистанционное обучение и у меня все как будто зациклилось. Я чувствую себя как будто проживаю день сурка. Если говорить о физическом состоянии, то у меня снизился аппетит (еда всегда была причиной моей радости, но сейчас это доставляет мне не так много удовольствия), я всегда уставшая, сонливая, могу спать по 3 часа в день (потому что не могу уснуть до 4 часов ночи), а могу по 13, бывают сонные параличи. От пониженной активности болят мышцы и мне всегда страшно, что они словно постепенно атрофируются. Бывают моменты, когда мне трудно дышать, воздух как будто не поступает в легкие. Также бывает очень тяжело на сердце, особенно в моменты, когда я думаю о чем-то печальном, сердце начинает болеть. Также не знаю, важно ли это, но у меня всегда была низкая самооценка. А сейчас это прогрессировало и мне кажется, что я всех обманываю. У меня возникает чувство, что мои друзья и близкие искренне хорошие люди, а я лишь подстраиваюсь под каждого из них, хотя на самом деле я не заслуживаю общения с ними. Как будто я притворяюсь не собой. Если говорить о том, что могло послужить причиной, то со мной мало что случалось. У меня было не особо болезненное расставание еще в прошлом году, но я думаю, я пережила это. Проблем на учебе или со здоровьем, кроме тех, что я описала, нет. Если что, у меня нет суицидальных мыслей, но мне просто становиться страшно и некомфортно жить, поэтому я хотела бы понять, что со мной, преодолеть это и вернуться в ресурсное состояние. Страшно, что это может быть депрессия, если это может быть так, то я готова принимать меры по ее лечению. Простите, что неструктурированно, мысли путаются, не понимаю, как объяснить вам, что со мной. Спасибо!
15 дек. 2020

Добрый день!

Разберу ваше обращение:

«Мне 18 лет, обучаюсь в ВУЗе на 2 курсе. С тех пор, как началось дистанционное обучение в начале этого года, я довольно сильно изменилась. Я всегда была интровертом, но в этом году я как будто начала терять интерес к людям. » - это неудивительно, если раньше вы общались с людьми просто следуя за потоком событий, все шло как бы само-собой, так как вы были в коллективе, то сейчас в связи с пандемией для общения необходимо проявлять инициативу, а для интровертов именно эта инициатива, необходимая для начала диалога, начала общения – это серьезная проблема. Подумайте сами – действительно ли это является проблемой, от уменьшения контактов пострадали какие-то ваши планы, ваш обычный ритм жизни, есть ли ущерб от этого?

«С осени я стала очень раздражительной, мне трудно заставить себя что-либо делать и я очень много плачу (я всегда была эмоциональной, но сейчас я плачу как минимум 3 раза в день по разным значимым и не значимым причинам). » - это распространяется только на слезы или появляются и другие неконтролируемые эмоции, или, например, может появиться приступ гнева и он также вызывает у вас слезы. Подумайте, не произошло ли чего-то этой осенью, что могло спровоцировать появление такого поведения?

«Я чувствую себя как будто проживаю день сурка. Если говорить о физическом состоянии, то у меня снизился аппетит (еда всегда была причиной моей радости, но сейчас это доставляет мне не так много удовольствия), я всегда уставшая, сонливая, могу спать по 3 часа в день (потому что не могу уснуть до 4 часов ночи), а могу по 13, бывают сонные параличи. » - снижение аппетита может быть связано со снижением физической активности. Сонные параличи бывают у всех, это на самом деле их появление ничего само по себе не говорит. А вот расстройство сна – это скорее всего симптом того, что называют «киберстрессом». Пандемия всех направила в сторону цифровых технологий. И в результате широкие слои населения и вы в том числе, судя по вашему описанию, столкнулись с сопутствующими психическими проблемами. Сидение в интернете по ночам и утрам, особенно в смартфонах и планшетах – вызывает расстройство сна. Выход – использовать средства связи строго по графику. Составьте его для себя и следуйте ему.

«От пониженной активности болят мышцы и мне всегда страшно, что они словно постепенно атрофируются. Бывают моменты, когда мне трудно дышать, воздух как будто не поступает в легкие. » - это продолжение истории с киберстрессом. Если вы понаблюдаете за теми, кто постоянно работает в интернете, то обнаружите что эти люди постоянно делают физические упражнения по своему расписанию. Раз, волею случая, вам тоже приходиться оказаться в такой же ситуации – то можно взять такую же стратегию. Составьте план простых упражнений и постоянно выполняйте его.

«Также бывает очень тяжело на сердце, особенно в моменты, когда я думаю о чем-то печальном, сердце начинает болеть. » - такое бывает у всех, если только речь не идет о резкой и нестерпимой боли физического характера. Тогда стоит сделать кардиограмму.

«Также не знаю, важно ли это, но у меня всегда была низкая самооценка. А сейчас это прогрессировало и мне кажется, что я всех обманываю. У меня возникает чувство, что мои друзья и близкие искренне хорошие люди, а я лишь подстраиваюсь под каждого из них, хотя на самом деле я не заслуживаю общения с ними. Как будто я притворяюсь не собой. » - такие ощущения присущи людям, которые находятся в кризисе своих ценностных установок. Вы задаете себе вопросы – а действительно ли то, чем я занимаюсь важно для меня? Действительно ли я этого хочу. Это важные вопросы. Стоит воспользоваться периодом дистанционки, сесть в медитативную позу и задать себе эти важные вопросы. Сформировав свою систему ценностей – вы сможете быть для ваших знакомых настоящей, потому что сейчас по-видимому вы не можете предложить себя настоящую своим знакомым, потому что вами еще не была проведена работа по формированию системы ценностей.

Что касается самооценки – это очень частое явление в период психологических кризисов. А у вас как раз начинается так называемый кризис четверти жизни – весьма распространенное явление среди молодежи 18-27 лет в капиталистических странах.

«Если говорить о том, что могло послужить причиной, то со мной мало что случалось. У меня было не особо болезненное расставание еще в прошлом году, но я думаю, я пережила это. Проблем на учебе или со здоровьем, кроме тех, что я описала, нет. Если что, у меня нет суицидальных мыслей, но мне просто становиться страшно и некомфортно жить, поэтому я хотела бы понять, что со мной, преодолеть это и вернуться в ресурсное состояние. » - причина может быть в пандемии, обрыве привычных социальных связей, психологическом кризисе, который на это наложился. Вы знакомы с НЛП?

«Страшно, что это может быть депрессия, если это может быть так, то я готова принимать меры по ее лечению. » - не думаю, что это депрессия. Особенно с учетом того, что как правило люди в депрессии не бояться ее появления. Скорее всего реакция на стресс.

Итого что можно порекомендовать?

1. Сформируйте график использования гаджетов, чтобы их использование не выпадало на ночь и утро – чтобы нормализовать сон.

2. Обязательно начните делать физические упражнения, пока проводите время на дистанционке или в изоляции. Тоже сформируйте план на них. Посмотрите в интернете как это лучше сделать.

3. Поработайте на тему своих ценностных установок. Выделите для этого время. Это миф, что цели и ценности появляются сами по себе – их нужно формировать. С психикой нужно работать. Как сформируете примерное понимаете что вам интересно и чего вы хотите, можете воспользоваться техникой НЛП ХСР (хорошо сформированный результат). Вот его описание:

Методика НЛП «Хорошо сформированный результат», сокращенно ХСР – это способ постановки цели. Эту методику можно использовать, как самостоятельно, так и вместе со специалистом в рамках тренинга или терапии. Данная методика может использоваться для постановки личностных, профессиональных целей и для целей терапевтического характера.

Согласно модели НЛП ХСР должен соответствовать некоторым требованиям, для того, чтобы стать подлинным ресурсом для будущих изменений в жизни человека. К таким требованиям относятся следующее:

1. Результат, которого желает достигнуть человек, должен быть сформирован в позитивных терминах. Нужно сформировать результат так, чтобы он не содержал в себе частицы «не», или слов, которые включают в себя отрицание, например «прекратить», «закончить», «убрать» итд. Результат в целом отвечает на вопрос «что вам хочется? », а не чего вы желаете избежать или чего вы наоборот не хотите делать.

2. Результат должен находиться под вашим непосредственным контролем. Результат не должен зависеть от случайных обстоятельств или чужих действий вместо этого результат должен состоять из таких этапов, за которые ответствен именно тот, кто сформировал его. При достижении результата необходимо сконцентрироваться на том, что можно сделать, чтобы именно тот, кто сформировал результат, был ответственным за начало и поддержание процесса достижения цели. Если в формулировке ХСР есть другие люди, то нужно выбрать то, как вести себя по отношению к этим людям для достижения результата, а не ждать пока они сами что-то сделают.

3. Необходимо, чтобы достижение Результата можно было проверить во всех 3-х репрезентативных системах. Чтобы соблюсти это требование, нужно ответить на вопрос: «Как вы узнаете о достижении своего ХСР? Что в этот момент вы будете наблюдать, ощущать, слышать? Нужно как следует представить во всех 3-х репрезентативных системах (визуальной, аудиальной, кинестетической) поставленную цель – для того, чтобы сформировать обратную связь с процессом достижения цели. Представление результата в 3-х репрезентативных системах также создает дополнительную мотивацию для продвижения к нему.

4. Результат должен быть в нужном контексте. Для того, чтобы соблюсти это условие, нужно точно представить где, когда, с кем и к какому конкретному моменту нужно достичь цели. Ответив на эти вопросы можно сформировать контекст, в котором результат должен быть достигнут. Цель должна быть сформирована в соответствующем временном промежутке и в подходящем для нее пространстве. Обязательно нужно выбрать время, когда цель должна быть реализована. Цель без временных рамок – это просто мечта.

5. Результат должен быть экологичен. Т. Е. Он должен согласовываться с другими людьми и системами. Это значит, что цель должна сохранить все побочные результаты и вторичные выгоды, которые есть у настоящего момента (т.е. у ситуации, где цель не реализована). Нужно выяснить, нет ли противоречий в цели, для этого необходимо ответить на вопрос – как достижение результата повлияет на жизнь человека, жизнь его близких и друзей итд. Нужно выяснить от чего в будущем придется отказаться из-за движения к этой цели. Есть ли что-то позитивное в ситуации, когда у вас нет этой цели. Все ли позитивные моменты, которые имеются сейчас, сохраняться в будущем, если результат начнет реализовываться?

Нужно найти побочные выгоды и позитивные промежуточные результаты и явления, которые связаны с целью, важно чтобы они реализовывалась постепенно, по мере движения к основному результату – это будет мотивировать к дальнейшим действиям.

6. Любой результат зависит от ресурсов, которые необходимы для его достижения. Чтобы выявить нужные ресурсы нужно задать вопрос – «какие ресурсы нужно для достижения результата? » Затем стоит понять, есть ли к ним доступ, и можно ли эти ресурсы как-то получить. К ресурсам, например, могут относиться деньги, время, особые способности или навыки, связи итд. Для соблюдения этого требования нужно понять, какие ресурсы нужны для достижения результата. Затем определить способы добычи этих ресурсов и время, которое потребуется на их приобретение.

7. Необходимо представить первый шаг, который необходимо сделать для достижения результата. Чтобы соблюсти это требование, необходимо сначала решить какие именно этапы нужно выполнить в начале пути. Нужно определить самые первые маленькие этапы с которых начнется путь к достижению к цели. Представлять их также нужно в 3-х репрезентативных системах в соответствующем контексте (т.е. с учетом времени и места).

8. Нужно определить масштаб результата и проверить разумность этого масштаба. Если цель недостаточно мотивирует – то ее необходимо сделать более глобальной. Для этого нужно представить, что именно даст достижение цели, какие новые возможности появятся с ее достижением, если цель все равно недостаточно мотивирует, стоит выбрать цель глобальнее.

Если цель слишком глобальна и непонятно, как к ней подступиться - то нужно выяснить какие препятствия мешают вам начать реализовывать цель прямо здесь и сейчас. Как преодолеть или обойти эти препятствия. Если цель все равно слишком глобальна, то ее нужно разбить на небольшие мини-цели, для того, чтобы каждая маленькая цель была более понятной и реализуемой.

Если сложно разобраться в текстовом формате, то можете обратиться по скайпу (в этом случае напишите мне в личные сообщения).

Получите консультацию психолога

Не откладывайте решение вопроса!

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!