Внутреннее через внешнее: как одежда отражает нашу психологию?

  1. Янина Горн
    21 ноя 2015 3861
    Янина Горн Психолог
    226dce67bb6f43c5d33a4c5b5ea67e76.JPG


    Недавно прослушав несколько лекций по истории моды, я задумалась о теме внешнего. Как много внешнее значит в нашей жизни, какие смыслы скрываются за нашим отношением к одежде или к обстановке окружающего мира?

    История моды – интересная и новая для меня дисциплина. Как прояснилось, она фокусируется не только на подробнейшем изучении того, как менялась одежда с течением времени, но в большей мере на том, как социально-исторические явления обусловливали те или иные тенденции в одежде, какие культурные, социальные и даже бытовые функции нес каждый предмет одежды, что означали включение в костюм новых элементов и отказ от старых. Одежда как некий культурный код, таким образом, является носителем огромного смысла в разрезе истории и понимания духа времени, а не просто продуктом текстильной промышленности или швейного дела. В истории моды одежда становится ключом, открывающим контекст прошлого, в котором жили предыдущие поколения человечества.

    Мне стало интересно поразмышлять на тему того, как одежда может открывать и индивидуальный контекст, контекст личности. Особенно сегодня, когда мы живем во время наиболее широких границ для форм самовыражения, когда разделения культур все более условны, одежда и ее выбор становятся занятным объектом для психологического исследования.

    Ассортимент одежды на полках в магазинах огромен, и что внутри нас заставляет выбирать тот или иной стиль, те или иные цвета?

    Одна моя коллега часто делает выводы о психологическом состоянии людей по цветовой гамме их одежды. Меня несколько удивляло это обстоятельство, первой реакцией было «какая здесь может быть связь?» , но при более детальном рассмотрении связь все же можно обнаружить.

    Несмотря на то, что человек каждый день делает сознательный выбор предметов своего гардероба, обусловленный временем года, погодой, критериями удобства или красоты, в каждом таком выборе также есть и бессознательный элемент.

    И так же, как в толковании сна может помочь только сам сновидец, для того, чтобы обнаружить психологический смысл в той или иной внешней презентации себя через одежду, необходимо спросить тех, кто ее носит.

    Часто ли мы задаемся вопросами о нашем выборе одежды: «Почему я выбираю юбку, а не брюки?», «Что заставляет меня избегать ярких цветов?», «Хочу ли я выделяться в толпе или, напротив, стараюсь слиться с нею?» По меньшей мере, это хорошая тема для самоисследования, способная дать лучшее понимание себя.

    Я думаю, это в большей мере может быть знакомо женщинам. При безумном количестве глянца и визуальных образов, которыми сегодня наполнены СМИ и Интернет, возникают не только желания примерить на себя какой-то внешний образ, но и сомнения в том, будет ли это красиво, как на это отреагируют окружающие, впишется ли образ в среду, уместен ли он? Не исключаю, что чем-то похожим могут мучиться также и мужчины, хотя на месте предметов гардероба объектами желаний и сомнений могут выступать автомобили или гаджеты. Общество потребления, доступность и массовость внешних ценностей создают сильный фоновый шум из многочисленных вариантов и предложений. Человеку предлагают готовые шаблоны того, как можно выглядеть, среда наводнена навязанными соблазнами.

    Исследование собственного вкуса в таких условиях становится полезным психологическим упражнением. Выражение «жить не свою жизнь» слишком общее, чтобы можно было применить его только к столь узкой теме, как одежда, но я предлагаю смотреть на внешнее как на отражение внутреннего психологического ландшафта человека, возможно, как на отражение того жизненного периода, который человек проживает в данный момент жизни.

    Вопросы, выявляющие те или иные аспекты наших бессознательных установок, могут быть различны. Что мы хотим сказать выбранным образом внешности? Отражает ли этот образ вкус к жизни или запреты на получение удовольствия? Соответствует ли гардероб тому возрастному периоду, в котором живет его обладатель? Какие посылы в окружающий мир выступают на первый план в наших костюмах? Отражает ли наряд сексуальность или пытается замаскировать от взгляда окружающих инстинкты и подчеркнуть важность интеллекта? Как цвета одежды и макияжа, который мы носим, интерьеров, в которых мы живем, выражают или скрывают нашу сущность от мира и от нас самих? Список вопросов можно продолжать.

    Если мы допускаем, что психика обладает некоторой саморегуляцией, то изменения могут работать как изнутри наружу, так и снаружи внутрь. Может ли изменение стиля или выбор нового цвета плаща повлиять по меньшей мере на настроение, а в конечном итоге изменить восприятие себя?

    Эти и другие вопросы, хотя бы однажды адресованные нами самим себе, могут стать началом внутренних изменений и способны пробудить энергию психики, по каким-то причинам ранее нам не доступную.

    Я часто люблю вспоминать одну сцену, наблюдаемую мной на отдыхе в итальянском курортном городке Сан-Ремо: мы с сестрой сидели в кафе вечером, и за соседним столиком две итальянки 80-90-летнего возраста пили кофе. Бриллианты на скрюченных пальцах старушек ослепляли даже на расстоянии нескольких метров, одна из старушек покуривала сигарету, вставленную в мундштук, попивала свой кофе, оставляя на чашке следы от ярко-красной помады, и увлеченно давала, судя по выражению лица, ироничные комментарии к рассказу своей зрелой подруги. Я смотрела с соседнего столика завороженно на всю эту картину, кажется, уже забывая приличия, и приходила в неописуемый восторг от того вкуса к жизни, который передавался через внешний облик этих пожилых дам. Они были неспешны и получали настоящее удовольствие от беседы друг с другом и, кажется, что от жизни вообще. Глядя на их наряды, позы и манеры, я не сомневалась в том, что их внешнее является прямым следствием внутреннего ощущения полноты и радости жизни.

    Эта сцена из памяти – лишь один из примеров подобной связи внешности с личной психологией.

    Японцы, к примеру, придерживались минимализма во внешней реальности. Традиционно их национальный костюм и интерьеры отличались аскетизмом, простотой и удобством. В современности эта тенденция сменилась на кричащие внешние образы молодежи футуристические интерьеры, как бы компенсируя традиционные подходы к внешнему противоположностями.

    Национальный костюм отражает и сознание, и бессознательное каждой страны, как и личный стиль каждого из нас может послужить зеркалом внутренних процессов. Вне зависимости от того, какого стиля в одежде мы придерживаемся, для меня здесь важна именно эта связь внешности с психологическим миром человека. А одежда тогда является не просто данью установленным в обществе нормам и не только функциональным предметом удобства, но и хорошей метафорой внутреннего мира. Исследование внешнего в таком случае – еще один шаг на пути познания себя.
     
  2. Понравилось? Поделитесь с друзьями
  3. Комментарии
  4. Евгений Майоров
    Евгений Майоров 3 дек 2015
    Интересная тема :) В самом деле *встречают по одежке, провожают по уму*. Не самый лучший пример, но ведь и среди бомжей есть академики! Другой вопрос - какой путь привел академика к бомжеванию ...

    А если серьезно, то любая обновка в самом деле радует! Да, вот он, фокус - как всегда прибывать в позитивном настрое - постоянно/регулярно обновлять и пополнять гардероб. А потом женщина как откроет шкаф, а оттуда начинает падать все, что нечего надеть :)

    Хммм, больше мне пока нечего сказать ...
     
  5. Янина Горн
    Янина Горн 4 дек 2015
    @Muhliani, мне кажется, Вы затронули интересный момент о том, как часто мы "заедаем" или "запокупаем" негативные чувства, депрессию. Это даёт быстрое удовольствие и удовлетворение, но в более долгосрочной перспективе мешает внутренним изменениям, которые часто стучатся к нам через депрессию. И ведь шкаф зачастую состоит из "нечего надеть" тогда, когда старые образы "я" не работают, а новые ещё не обнаружены, не сформированы.
     
  6. Евгений Майоров
    Евгений Майоров 4 дек 2015
    Да, непросто старые *я* не работают, а даже могут вызвать раздражение или что другое, у кого как. Наступает привыкание, Наблюдатель уходит спать, а Болтуны захватывают оркестровую яму, инструменты и начинается творческий хаос, какафония - каждый пытается играть громче неважно, что не в тон :) . Снаружи же потерянный взгляд, сомнения, неуверенность, и может даже самоуничижение.
     
  7. человек, который понимает остроту данного момента в жизни, будет одевать то, что ему нравится и в чем ему комфортно. И не будет заморачиваться на том, кто что о нем подумает. Надо иметь внутреннюю силу, чтобы быть тем, кем хочется.
     
  8. 先生道場
    先生道場 16 дек 2015
    Позвольте не согласиться?
    16.jpg 18.jpg 17.jpg
     
  9. Янина Горн
    Янина Горн 16 дек 2015
    Спасибо за яркие образы. Тем не менее выражение "японский минимализм" стало почти крылатым в нашем языке, я ссылалась именно на такое восприятие Японии, хотя, конечно же, образы выше очень разнообразны и нельзя назвать минималистичными :) впрочем, совсем не претендую на доскональные знание японской культуры.
     
  10. Ангелина Т
    Ангелина Т 14 янв 2016
    а ещё цвет одежды....бывает вдруг отстранённо глянешь на свой гардероб...а там всё одного цвета трусы, майки, кофты..и всё одного....а потом купишь себе оранжевый плащ....и ощущаешь себя полной дурой...и плащ не выглядит таким красиво-оранжевым для людей....
     
  11. Янина Горн
    Янина Горн 14 янв 2016
    @Ангелина Т , мне кажется, очень много зависит от нашего восприятия, то есть если мы носим этот плащ ощущая его неуместность для нас, то как-то окружающие считывают это на бессознательном уровне и тогда образуется замкнутый круг
     
  12. Ангелина Т
    Ангелина Т 14 янв 2016
    да..уверенность - наше всё....
     
  13. 先生道場
    先生道場 15 янв 2016
    Лично у меня есть цвета (оттенки), которые вызывают определенный дискомфорт (неприятие). И одежду этого цвета я себе никогда не позволю носить (хотя, ради эксперимента пробовал). Есть цвета создающие комфорт.
    Не приемлю, например: розовый, салатный, фиолетовый и т.д. Но это касается именно одежды и аксессуаров.
     
  14. Елена.
    Елена. 8 фев 2016
    Судя по моей одежде -я вообще тень..чья то.
     
  15. Евгения Сергеева
    Евгения Сергеева 8 фев 2016
    Мой гардероб - это 50 оттенков синего.

    Из-за цвета или характера одежды? Ассоциации с тенью - это серый цвет.
     
  16. Елена.
    Елена. 8 фев 2016
    Все верно) мой любимый цвет-серый.а одежда -какая первая на вешалке висела. для меня поход в магазин -трагедия.
    Ну тогда мой гардероб -50 оттенков серого:D
     
  17. Евгения Сергеева
    Евгения Сергеева 8 фев 2016
    @Елена., с учётом нынешних цен по магазинам лучше вобще на ходить) а если серьёзно - вариант интернет-магазин? Сразу параметры задаёте в поиске, удобно же.
     
  18. Елена.
    Елена. 8 фев 2016
    @Мировик, я не знаю где есть магазины, где можно задать рост. Много раз одежда оказывалась мне просто короткой) шопинг это не мое. была бы счастлива, если бы кто то просто приносил мне одежду, ненавижу магазины. Наверное, я не правильная, а аедь встречают по одежке. вае верно)
     
  19. Тогда я ворона - я люблю чёрное.)
     
  20. Елена.
    Елена. 9 фев 2016
    Ворона -умная птица. Может вы скрываете свой потенциал?
     
  21. Большой Лев
    Большой Лев 22 мар 2016
    А кто я? У меня в женском гардеробе 99% брюки... :o-o: Получается, что я тётя как дядя. Очень странно это.
     
  22. Satorii
    Satorii 30 май 2016
    Серебряный, чёрный, фиолетовый и белый. Белое с чёрным и фиолетовое с серебряным - это я.
     
  23. Джоанна
    Джоанна 29 авг 2016
    Интересно. А я всегда любила яркую одежду, особенно розового цвета, но сейчас сочетаю как-то более умело, чем раньше :) Раньше могла шокировать окружающих безумными вещами, часто сшитыми собственноручно :) Раньше носила в основном джинсы/брюки, и покупала всегда однотипные - обтягивающие, с заниженной талией. Раньше еще в моде клеши были ;-))) У меня их было много разных расцветок. И стандартные обтягивающие топики. Сейчас стараюсь приобретать 2 фасона брюк - узкие скинни и брюки-бананы. В гардеробе разные цвета, ношу только то что идет, остальное безжалостно игнорирую ;-) Ношу голубой, белый, бежевый, красный, фуксию, травяной зеленый, пастельные оттенки - шампанское, чайная роза. Есть табу - никогда не ношу черный верх. Но маленькое черное платье - одно очень красивое - всё-таки есть ;-) Избегаю не идущего мне, но модного сейчас, горчичного, бледно-розового. Очень нравится осенняя гамма - разнообразные бордовые, кирпичные, песочные, темно-синие, зеленые оттенки в сочетании) В гардеробе сейчас преобладает красный - красные платья, блузки, белье. Даже не знаю, с чем это связано - просто вижу, что мне идет, хотя выделяться особо не хочу ;-) Платья в основном карандаши, классической длины чуть выше колена.
    И всё-таки в гардеробе у меня хаос, т. к. Многие вещи как-бы сами по себе, единый образ создать не получается. Я это вижу. Мне например, нравится хипстерский стиль, но полного комплекта одежды для него нет. Никак не могу создать законченную историю в своем образе - чтобы всё сочеталось и дружило друг с другом, от обуви до аксессуаров(
    Мне кажется, у меня есть вкус, но до иконы стиля еще далеко ((( То ли денег не хватает, то ли чего то еще)