1. Анна Чичина
    25 фев 2018 5713
    Анна Чичина Семейный психолог
    Ваш маленький ангел вырос, и теперь вы можете чувствовать себя разочарованным и беспомощным родителем подростка. К сожалению, не существует правил навигации на этом маршруте к взрослой жизни. Цель статьи - показать, в каких ситуациях вы можете что-то сделать, а когда лучше и вовсе не вмешиваться.

    Довольно часто к психологу на консультацию приходят родители подростков. Многие говорят о том, что раньше они прекрасно общались со своими детьми, было понимание, а теперь ребенка как подменили. Родители жалуются на изменения в поведении ребенка, которое стало им непонятно, жалуются на то, что дети игнорируют просьбы, стали странно одеваться, говорить, появились увлечения, которые пугают родителей.

    Приведу в качестве примера, некоторые запросы на консультации родителей подростков:
    • «Меня как будто нет, дочь меня не слышит и никогда не делает то, о чем я ее прошу»,
    • «Сын сбрил волосы по бокам и сзади, заплетает их в хвост, как девочка!...»,
    • «Через месяц сыну будет 15 лет. Он замкнулся в себе, перестал посещать школу, делает все, что только хочет, по дому не помогает, на замечания не реагирует, в личной беседе между нами, если такая удаётся, он обещает, что все изменится, все будет хорошо, но на следующее же утро все повторяется. В школу не просыпается, игнорирует, а иногда и хамит, весь день не выходит из квартиры и "торчит" в ноутбуке...»,
    • «Моему сыну 12 лет. С каждым днём наши отношения все больше портятся, и я уже не знаю, что мне делать и как с ним говорить. Ощущение, что он просто не хочет слышать меня. Он стал часто мне хамить, говорить, что я его достала и прочее. В школе на него жалуются все учителя из-за его поведения. Когда я пытаюсь с ним поговорить, он слушает, но ничего не меняется, поведение только хуже становится. Когда уже не выдерживаю и начинаю кричать, он обижается и говорит, что плохая я и дело не в нем, а во мне».
    Чувства обеспокоенных родителей понятны и объяснимы. Это чувство глубокого разочарования и беспомощности. Родители хотят, чтобы поведение ребенка было другим, но они не имеют ни малейшего представления о том, каким образом можно что-либо изменить.

    Когда поведение ребенка выходит из-под контроля, то большинство родителей считают именно подростка источником всех бед и несчастий, который как будто одномоментно обрушились на голову всей семьи. В этот непростой период, для ребенка очень важна поддержка, принятие и помощь родителей в экспериментировании со своей возрастающей независимостью. Несмотря на то, что сверстники оказывают достаточно сильное влияние в вопросах социального поведения, моды, мировосприятия, родителям крайне важно оставаться в круге доверия ребенка, быть авторитетом в ключевых сферах жизни: здоровье, образование, нравственность и т. д. Родители играют жизненно важную роль, помогая ребенку чувствовать себя уверенно, комфортно и спокойно.

    Карта помощи родителям подростков
    1. Ребенок слишком эмоционален. Часто проявляет агрессию и негативизм. Не может себя контролировать

    Причины изменений в поведении. Как проявляется:
    Причины:
    Мозг подростков созревает неравномерно. Это приводит к неусидчивости, эмоциональной неустойчивости, гиперактивности (когда возбудимость превышает норму), внимание становится непродолжительным. Их поведение может быть рискованным, но в то же время они способны совершать резкие скачки в мышлении и быстро приспосабливаться к различным обстоятельствам. Ребенку трудно воспринимать информацию с первого раза. Замедляется реакция и подросток не сразу может отвечать на заданные вопросы, не сразу начинает выполнять просьбы и требования. Детям подросткового возраста очень трудно контролировать свои эмоции как положительные, так и отрицательные.

    Происходит перестройка памяти. Постепенно ребенок переходит к использованию логической, произвольной и опосредованной памяти. Развитие механической памяти замедляется. Проявляется в жалобах на плохую память. Меняется отношение между памятью и мышлением. Для подростка вспомнить - значит мыслить.

    В чем проявляется:
    В поведении подростков отмечаются демонстративность, внешнее бунтарство, стремление освободиться из-под контроля взрослых. Они могут демонстративно нарушать правила поведения, не вполне корректным образом обсуждать слова или поведение людей, отстаивать свою точку зрения, даже если не совсем уверены в ее правильности. Возникает потребность в доверительном общении. Подростки хотят быть услышанными, им необходимо, чтобы их мнение уважали. Они очень переживают, когда их перебивают, не дослушав.

    Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку и себе:
    • Запаситесь терпением. С пониманием относитесь к ребенку и происходящему. Не стоит торопить ребенка сделать что-то быстрее или ответить вам сиюминутно. Необходимо давать время на раздумье и не оскорбляйте ребенка и не раздражайтесь.
    • Отнеситесь к проявлению эмоций с пониманием. В конфликтных ситуациях переключайте внимание на что-либо другое.

    2. Склонность к риску, опасному поведению

    Причины изменений в поведении. Как проявляется:
    Причины:
    Зоны мозга, ответственные за оценку потенциального наказания, у подростков менее активны и наоборот, они куда более восприимчивы к возможности победы (например, преодоления себя) - что бы это ни значило в той или иной конкретной ситуации. Это говорит о том, что система наказаний не будет эффективным сдерживающим фактором для подростков. Подростки слабее, чем взрослые, чувствуют страх и сильнее реагируют на внешние угрозы. Так как подростки отличаются повышенной эмоциональностью, им кажется, что они могут справиться с любой проблемой. Но на деле это не всегда так, потому что они еще не умеют адекватно оценивать свои силы, не думают о собственной безопасности.

    Факторы риска: низкое ожидание успеха в жизни (выученная беспомощность), низкая самооценка, предыдущие попытки измениться к лучшему не принесли результатов, низкая успеваемость в школе.

    В чем проявляется:

    Может проявляться как в положительном, так и в отрицательном риске.
    Положительный риск:
    • Социальный (вступление в группы, клубы, организация собственных социальных объединений)
    • Эмоциональный (признания в любви, приглашения на свидания, разделение своих чувств с друзьями);
    • Физический (занятия экстремальным спортом с учетом безопасности); - академический (выбор занятий и заданий повышенной сложности);
    • Атлетический (умение играть в команде, побеждать в соревнованиях, принимать поражение и т. п.)
    • Внеклассная деятельность (участие в кружках, научных клубах, помощь учителям и одноклассникам в учебе);
    • участие в волонтерской деятельности;
    • работа с младшими по возрасту детьми и помощь им в обучении
    Отрицательный риск.
    Поведение, включающее опасные для жизни и здоровья виды деятельности. Это употребление наркотиков, алкоголя, нарушение закона, пищевые расстройства, незащищенный секс. В этом случае подростки могут искать или создавать ситуации явной угрозы для жизни: балансировать на краю крыши, перебегать рельсы перед близко идущим поездом и т. п. В этом случае подростки быстро перестают удовлетворяться недавней степенью риска и пытаются вести себя более рискованно, чем до этого: выпивать больше, пробовать разные наркотики, сочетать психоактивные вещества, вести беспорядочную половую жизнь. И даже негативные последствия такого поведения их не останавливает.

    Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку и себе:
    • Необходимо ориентировать детей на получение знаний. При этом целью должна быть не столько хорошая оценка, как знания сами по себе.
    • Поощрять ситуации, когда ребенок хочет самостоятельно «позитивно рискнуть».
    • Обучите ребёнка позитивному риску, в том числе и физическому.
    • Говорите с подростком его эмоциях, помогайте в вопросах, связанных со сложными ситуациями.
    • Если ребенок не склонен раскрываться полностью (а он и не должен этого делать), необходимо научить его искать помощи у авторитетов, осуществлять поиск ответов на вопросы в Интернете (компьютером пользоваться умеют практически все подростки, а вот использовать его себе на пользу, способны далеко не все).
    • Ребенок должен научиться рисковать в пределах безопасных границ, приобретать важные для жизни навыки и уметь справляться с жизненными и психологическими проблемами.

    3. Повышенное внимание к своей внешности. Желание выделяться.

    Причины изменений в поведении. Как проявляется:

    Причины:
    У детей его возраста повышенная чувствительность к оценке их внешности как близкими, так и посторонними. Им часто кажется, что все смотрят на них как на чучело. Так называемый переходный возраст - это самоуверенность и резкие суждения об окружающих и их поведении – с одной стороны, неуверенность в себе и самокритика – с другой. Желание быть как все, быть частью группы – с одной стороны, страстное желание выделиться из толпы – с другой.
    Вдобавок у подростков часто бывают смены настроения – спасибо за это революции гормонов: радость сменяется апатией, человеколюбие – странной жестокостью, стремление быть в группе – желанием закрыться в своей комнате и не видеть вообще ничего.

    В чем проявляется:

    Появление чувствительности к мнению окружающих по поводу внешности, знаний, способностей связано с развитием в этом возрасте самосознания. Подростки становятся более обидчивыми. Они хотят выглядеть лучше всех и производить хорошее впечатление. Для них лучше промолчать, чем сказать и ошибиться. Появление чувствительности к мнению окружающих по поводу внешности, знаний, способностей связано с развитием в этом возрасте самосознания. Подростки становятся более обидчивыми. Они хотят выглядеть лучше всех и производить хорошее впечатление. Для них лучше промолчать, чем сказать и ошибиться.

    Подростки стремятся быть принятыми сверстниками, обладающими, по их мнению, более значимыми качествами. Чтобы добиться этого, они подчас приукрашивают свои «подвиги», причем это может относиться как к положительным, так и к отрицательным поступкам; появляется стремление к эпатажности, «странной» внешности (разноцветные волосы, своеобразный стиль в одежде, пирсинг, татуировки, пищевые пристрастия и т. д.). Подростки могут не высказывать свою точку зрения, если она расходится с мнением группы и болезненно воспринимают потерю авторитета в группе.

    Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку и себе:

    • Старайтесь избегать прямых оценок, говорите с подростками, используя «Я-высказывание» (о себе, о своих переживаниях, о чувствах, которые вызывают те или иные его поступки.)
    • Принимайте своего ребенка таким, какой он есть (безусловное принятие).
    • Важно поддерживать их инициативу, даже если это кажется не совсем актуальным и нужным.
    Прежде всего, родителям стоит четко разделить все способы самовыражения подростка на опасные и безопасные.

    Безопасные: Тату и пирсинг; Одежда и прическа; Музыка; Спорт, танцы, паркур, туризм; Приобщение к субкультуре неэкстремального толка.

    Опасные: Привычки, вызывающие зависимость: курение, алкоголь, психотропные препараты, азартные игры; Экстремальные субкультуры: радикальные группировки с элементами жестокости; культ суицида и пр. Некоторые пищевые пристрастия – чрезмерное увлечение диетами, приводящее к заболеваниям. Беспорядочная половая жизнь, незащищенные контакты.

    Здесь нужно четко разделять: пирсинг, правильно сделанный, безвреден, как бы он ни выглядел, татуировку, если уж совсем надоест, можно и свести, тотального вреда здоровью она не нанесет. А вот употребление психотропных препаратов может навсегда изменить жизнь не в лучшую сторону. Суицидальные наклонности опасны для жизни.

    На этом этапе жизни особенно актуальной становится задача сохранения жизни и здоровья ребенка. И справиться с ней тем легче, чем ближе и доверительнее были отношения в семье до наступления переломного момента.

    • Надо принять активное участие в исследовании особенностей внешности вместе с подростком, в разумных пределах поэкспериментировать (длина и цвет причёски, непривычная для родителей одежда и т. д.). Не воевать и запрещать, а помочь с выбором стиля.
    • Крайне важна поддержка близких. С подростками можно и нужно разговаривать. Хотя иногда кажется, что он как будто бы не слышит. Человеку в этом возрасте очень важно быть наравне со взрослыми. Поэтому в разговорах нужно, по возможности, избегать наставнического тона. Говорить на равных, открыто, по душам, искренне интересоваться жизнью подростка, его интересами, страхами и радостями. Попробуйте понять и почувствовать, что в душе у вашего ребенка.

    Есть несколько очень важных моментов, на которые я хотела бы обратить внимание родителей подростков:
    1. Дети с высокой самооценкой намного меньше подвержены влиянию со стороны сверстников.
    2. Если родители научатся понимать причины «трудного поведения» подростка, они смогут эффективнее справляются с возникающими сложностями.
    3. Задача родителей заключается в том, чтобы поддерживать и сохранять связь с подростком – каким бы плохим ни было его поведение.
    4. Чтобы ребенок не говорил или не делал, возможно, именно в этот момент, он нуждается в родителях дольше, чем когда-либо. Очень важно постараться не допустить, чтобы ребенок отстранился от родителей.
    5. Очень важно научиться замечать положительные качества ребенка, даже если кажется, что их совсем нет или все они спрятаны за отрицательными.
    6. Лучше поднять ребенка до своего уровня, чем поставить его на место.
    7. Всегда начинайте разговор в той манере и тем тоном, в котором бы вы хотели его продолжать.
    8. Расскажите подростку, что вы от него хотите.
    9. Хвалите ребенка как можно больше за то, что у него получается лучше всего.
    10. Не теряйте веры и расскажите подростку, что ваши истинные чувства к нему не изменились, даже если вы очевидно недовольны его поведением.
    11. Найдите способы заинтересовать вашего ребенка и выделить время, когда вы оба могли бы конструктивно высказаться и выслушать друг друга.
    12. Дайте ему возможность рассказывать о своих проблемах. Если ваш ребенок решил поговорить с вами и поделиться проблемами – оставьте все дела и слушайте его внимательно.
    13. Помогите ему найти свои способы решения проблем.
    Homeless.youth_4c2801c2-923c-43b5-9283-3493b8c7f1eb-prv.jpg
    _
    Список использованной литературы:
    1. Т. Карнилова, Е. Григоренко, С. Смирнов "Подростки групп риска". Изд. "Питер"
    2. Л. М. Залунина "Подростки. Ответы для родителей и профессионалов". Изд "Питер"
    3. С. Брайерс, С. Бэвейсток "Как сохранить спокойствие, общаясь с детьми-подростками". Изд. "Питер"
    4. Гюру Эйестад, "Самооценка у детей и подростков"
     
  2. Есть вопросы? Спросите психолога прямо сейчас!
    Получить консультацию
    Не откладывайте решение вопроса!
  3. Понравилось? Поделитесь с друзьями
  4. Комментарии
  5. Борис Фрейдин
    Борис Фрейдин 26 фев 2018
    Очень интересная и профессионально написанная статья. Спасибо, Анна.
     
  6. Анна Чичина
    Анна Чичина 26 фев 2018
    Борис Фрейдин, благодарю за отзыв.