1. Людмила Хабирова
    7 апр 2018 242
    Людмила Хабирова Участник
    Про домашку.

    Пару недель назад позвонила мне Машина классная руководительница.
    - Людмила Игоревна, я понимаю, что вы очень заняты, но у нас будет проходить в школе конкурс детских научных работ. Мне очень нужно, чтобы Маша участвовала. Вы ей можете помочь?
    - Ну, ладно, что делать, нужно так нужно. А на какую тему нужна работа?
    - Выберите любую, там много разных секций.
    Мы сели с Машей выбирать тему. Вначале Маша предложила сделать работу про редкие виды животных Калужского края. Но когда мы с ней увидели положение о конференции, оказалось, что в работе для второго класса (внимание!) должна быть гипотеза, эксперимент, анализ результатов эксперимента и выводы.
    Мы призадумались: животные явно не подходили... Мой разум метался в отчаянной тоске: работы вагон и две тележки, гора грязного белья, я только приехала из одной командировки и скоро ехать в другую, а тут еще эта вечная школьная домашка... И тут у меня, как обычно, включился стеб.
    - Маша, а, Маша, как ты думаешь, много детей сами делают все школьные задания?
    - Неа, мама, никто не делает.
    - Маш, а как ты думаешь, дети вообще могут сами делать домашку?
    - Ну, да, конечно, могут.
    - А чего не делают?
    Маша задумалась.
    - Мам, а я не знаю.
    - А давай узнаем?
    - О, круто, давай. А еще узнаем, когда могли бы делать сами, да?
    - Давай.
    Так и родилось Машино исследование «Факторы, влияющие на самостоятельное выполнение домашних заданий младшими школьниками».
    Хотите эксперимент? Всегда, пожалуйста. Их есть у нас.
    Маша немножко поразмыслила и выдвинула рабочую гипотезу о том, что самостоятельно выполнять домашнее задание легче, когда оно интересное и творческое.
    Потом мы с ребенком составили анкету. Полный текст всех ответов в посте приводить не буду, но вопросы были следующие:
    1. Сколько времени ты тратишь на выполнения домашних заданий ежедневно?
    2. Кто помогает тебе с домашним заданием?
    3. Как часто?
    4. Почему тебе помогают?
    5. Когда ты можешь сделать домашнее задание самостоятельно?
    6. По какому предмету легче всего выполнять домашние задания?
    7. По какому предмету сложнее всего выполнять домашние задания?

    Детям предлагалось выбрать один из предложенных ответов и написать свой. А потом Маша пошла в школу и проанкетировала 58 учеников вторых классов.

    Результаты исследования оказались очень интересными.

    Оказалось, что 92% детей выполняют домашние задания при помощи взрослых, в основном родителей, иногда других членов семьи.

    Иногда в роли помощника выступает учитель продленки, но затем детям все равно помогают дома. 8% отметили, что все и всегда делают сами. Но срезались уже на следующем вопросе, когда написали, что помогают им часто.

    То есть вы чувствуете проблему, да? У детей нет даже понимания собственной несамостоятельности, они живут в иллюзии того, что они занимаются и все делают сами. Действительно самостоятельно выполняет все задания, судя по ответам, всего 1 ребенок.

    На этом чудеса не закончились...
    Когда нужно было указать причины, по которой детям нужна помощь, около половины детей написали, что обращаются к взрослым, когда им не понятно задание. Четверть отметила, что не справляются самостоятельно, из-за того, что не могут правильно контролировать время и не в состоянии сразу сесть за уроки. Но самым интересным было то, что четверть детей вообще не понимает причин, они просто писали, что мама всегда сидит рядом, когда они делают уроки.

    Чувствуете масштаб трагедии, да?

    А вот гипотеза Машина не подтвердилась. Оказалось, что большинство детей готовы заниматься самостоятельно, когда им мало задают и они понимают, за какое время он осилят домашку. Потом шла забота о родителях: я занимаюсь сам, когда вижу, что мама с папой очень устали или заняты. А интересное и творческое задание оказалось лишь на третьем месте среди причин.
    Среди самых сложных с точки домашних заданий предметов безоговорочно победил русский язык! Почему? Подозреваю, что так случилось потому, что я, человек с высшим филологическим образованием, некоторые задания и правила перечитываю по три раза, чтобы осознать, что же хотел донести до ребенка автор учебника, и периодически нахожу там такие перлы как «непроизносимые звуки» или «слова-указатели» (это такой прекрасный термин, на который заменили местоимения, еще есть слова-помощники)...

    То есть вы понимаете, куда моего ребенка и меня завели научные изыскания...

    Для того, чтобы у дети могли учиться самостоятельно, надо задавать задания, которые написаны простым и понятным ребенку языком, не требуют много времени на выполнение, и учить детей тайм-менеджменту. А родителям желательно хоть иногда задаваться вопросом, ради какой такой благой цели я вместе с ребенком сижу над книжкой по литературному чтению.

    В общем, вот такое вышло у Маши школьное исследование. Школа не оценила, между прочим.
     

    Вложения:

  2. Понравилось? Поделитесь с друзьями
  3. Комментарии
  4. Neruvim
    Neruvim 8 апр 2018
    Любопытно. Как вы думаете, почему школа не оценила?

    Ощущение, словно к заданию было ещё какое-то требование, которое не было озвучено. И его не учли при выполнении.
    Ведь странно, как минимум такая задумка и реализация должны вызывать уважение.
     
  5. Потому что школа находится в системе. У них другие задачи - не научить ребенка, а показатели, показатели, показатели...

    P. S. Вчера в разговоре со знакомой, прозвучала фраза, которая четко ставит точки: время идёт, мир МЕНЯЕТСЯ, а наша система в стагнации
     
  6. Neruvim
    Neruvim 8 апр 2018
    Я согласен с этим утверждением, т. е. по моим ощущениям похоже на правду (по крайней мере частично).
    Однако мне бы хотелось услышать более конкретный ответ про этот случай. Были упомянуты показатели, тогда вопрос перефразирую так - в какие показатели решение задачи не уложилось?

    Ну или так. Можно ли как-то скорректировать исследование или выступление, чтобы Маша выиграла конкурс?
    Просто я убеждён, что в рамках системы образования можно решать задачи и творчески, и соответствуя правилам системы. И тогда не будет противопоставления, конфликта, наоборот, будет положительный пример другим и самому себе.
    А если не найти такого решения, то можно разочароваться и перестать стремиться что-то делать из интереса при выполнении дз. Что грустно.
     
  7. Мария Карловна
    Мария Карловна 8 апр 2018
    В нашей школе такое исследование понравилось бы, только в самом деле, в погоне за показателями, мы очень часто забываем о главном- школа должна быть интересной.
     
  8. Юлия Попова
    Юлия Попова 21 апр 2018 в 20:24
    Интересное исследование! Любопытная статья! Здорово, что проанкетированы малыши!
    Во втором классе дети должны частично взять ответственность за уроки на себя, в 3 классе - полностью, но в действительности всё иначе. Видимо, это было нормой для советской школы, с другой нагрузкой...