Структурированная техника "Психодраматическое размышление о Доме, который построил "Я"

  1. Admin
    3 апр 2016 973
    Admin Администратор
    Лопухина Елена

    Структурированная техника «Психодраматическое размышление о Доме, который построил «Я»»

    С темой обретения своего дома приходиться иметь дело любому терапевту и в клиентских группах и в индивидуальной терапевтической работе. Тема дома - одна из самых часто распространенных и значимых тем в психотерапевтической работе.

    Типовые жалобы в рамках этой темы можно разделить на два вида. Во-первых – это жалобы, связанные с отсутствием собственного жилья, и в том числе, - на трудности жизни на съемных квартирах, на проблемы отстаивания своих границ в родительском доме или в отношениях с супругами или с их родственниками.

    Во-вторых – жалобы тех, у кого свое жилье есть. Конечно, наличие собственного жилья – крайне важный фактор душевного благополучия любого человека. Но его получение далеко не всегда решает проблемы, которые связывают с его отсутствием. Тогда независимо от размеров помещения клиенты говорят о том, что им тесно, неуютно, дискомфортно, что у них нет своего места в собственном доме.
    Действительно, место, в котором мы живем, наше жилище, далеко не всегда становится Моим Домом, Домом для моей души.
    О чувстве бездомности и связанных с ним ощущений дефицита энергии, отсутствия опоры и уверенности, безнадежности, безвыходности нередко говорят клиенты, как при отсутствии, так и при наличии своего даже самого объективно удобного жилья.
    С другой стороны, опыт моей работы убедил меня в том, что во многих случаях люди успешно решают задачу получения собственного жилья после того, как они преодолевают соответствующие психологические барьеры и запреты и обретают ощущение своего дома внутри своей души.
    Дом, прежде всего, это освоенное место и обитель человека. Сам дом выступает в качестве символа космоса как упорядоченного пространства, а дверь и порог символизируют переход из внутреннего, освоенного пространства в мир внешний, враждебный и неупорядоченный. Будучи жилищем человека, в своей пространственной организации дом уподобляется человеческому организму: различные его части соотносятся с частями тела и его органами (крыша — голова, окна — глаза, очаг — сердце дома).

    В духовном плане дом может рассматриваться как хранилище родовой мудрости человечества, традиции. Дом отождествляется с родом (например, в геральдике), с храмом (в этой связи исторически дом, как правило, содержал алтарь для домашнего культа или в роли алтаря выступал домашний очаг).

    Для того чтобы жилище (house) стало домом (home), например, в греческой традиции требовалось присутствие Гестии. Гестия - греческая богиня очага и храма. Ни дом, ни святилище не были освящены, пока не придет туда Гестия.

    Архетип Гестии символически обозначает священный огонь, который дает свет, тепло и жар для приготовления пищи, духовно ощущаемое присутствие, благодаря которому дом ощущается живым, целостным, дающим защищенность, уверенность, умиротворенность, восстановление энергии и новые силы.

    Есть люди, создающие атмосферу Дома везде, даже в купе поезда, за считанные минуты. Их дом всегда с ними, он внутри – он в их душе. В жилище созданном такими людьми или просто рядом с ними ощущается атмосфера покоя, уюта, душевное тепло. Это люди, про которых можно сказать у которых хороший контакт с архетипом Гестии.
    Архетипический образа Гестии представляется привлекательной и продуктивной метафорой для понимания темы обретения своего дома, для выбора возможных направлений психодраматической работы с этой темой и для конструирования различных психодраматических техник.
    В мастерской, проведенной на 7 психодраматической конференции, мне хотелось вместе с участниками поразмышлять на тему обретения своего дома и поделиться некоторыми результатами поиска психодраматических средств направленных на получение более глубокого контакта с энергией архетипа Гестии и со своим истинным уникальным внутренним домом.
    Мастерская была построена как структурированная психодраматическая техника, которую я назвала «Дом, который построил «Я» ». Работа мастерской была посвящена исследованию возможных ответов на ряд вопросов: Что такое Дом для меня? Что дает мне свой собственный мой дом? Что делает жилище Моим Домом, где я чувствую себя собой? Как я вижу путь к обретению своего Дома и процесс его построения? Есть ли внутренние препятствия на этом пути? Что говорит мой Дом, построенный в реальности или пока только в моем воображении обо мне?

    Прежде чем приступить к описанию этой структурированной техники хочется заметить, что ее любые элементы с небольшими изменениями можно использовать как отдельные приемы и способы психодраматической работы, как в группе, так и в индивидуальных сессиях. Дальнейшее описание включает ряд активностей, которые на мастерской не удалось осуществить из-за временных ограничений.

    Описание структурированной техники «Дом, который построил «Я» ».

    А. Вводные разогревы

    1. Вступление.
    Несколько слов про тему обретения дома для моей души и про архетип Гестии.

    2. Социометрическое деление группы. «Есть ли у меня Дом»
    Группе предлагается разделиться на 2 подгруппы: те, у кого есть свой дом как жилище, и те, кто считает, что его у них нет.
    Затем первой подгруппе предлагается разделиться на две части: те, кто чувствует там себя действительно дома, и те, кто не ощущает свое жилище своим домом
    Интересно, что на конференционной мастерской последняя подгруппа оказалась самой большой, почти две трети участников. Это говорит на наш взгляд об актуальности в данной группе проблемы внутреннего освоения своего жилища (house) и превращения его в свой истинный дом (home).

    3. Медитативный разогрев «Путь к обретению дома».
    В ходе медитативного разогрева директор просит членов группы закрыть глаза и предлагает ответить наедине с собой на серию последовательных вопросов, затрагивающих различные аспекты актуального состояния в отношении к свому дому, включая возможности и препятствия на пути к его обретению.
    «Подумайте о месте, где вы живете. Ощущаете ли Вы его своим домом? Является ли этот дом домом для Вашей души? Является ли этот дом домом, к которому стремится Ваша душа? Домом, о котором вы мечтаете, в котором Вы хотели бы жить?»
    «Есть ли у вас образ своего будущего настоящего дома? Ощущаете ли вы себя на пути к обретению своего дому?»
    «Ощущаете ли Вы препятствия на этом пути? Ели да, то каковы они? Внешние они или внутренние? Преодолимы или нет?
    «Какие препятствия представляются самыми трудными? Я не могу остановиться, нужно все время быть в пути? Или для меня любой дом – тюрьма и, если я хочу быть свободным, дома не должно быть? А может быть, я не имею право иметь свой дом или недостоин? Или нельзя иметь свой дом, это роскошь, а богатым быть стыдно, особенно, когда дети в Африке голодают? А может быть, я знаю, что мечта о доме просто неосуществима, у меня никогда не будет столько денег? А для кого-то настоящий дом без кого-то рядом не может быть домом, даже если какой-то дом и есть? Или наоборот мне бы хотелось быть в своем доме одному, а это почему-то невозможно. Или есть страх, что, Если у меня будет дом – его отнимут – поэтому лучше его не иметь, или не чувствовать своим домом?
    «Или у меня есть помещение, квартира, комната, но я не ощущаю дом, где я живу моим домом? Для меня там нет места? Или я не могу его освоить, сделать по-настоящему своим? Не знаю, что с ним делать, слишком большое пространство, я умею жить только в небольшом тесном углу? Или не могу его полюбить? Не могу создать в доме нужную мне атмосферу?»
    «А может быть это совсем иные препятствия?»

    4. Обсуждение в парах результатов внутреннего исследования.
    Участниками предлагается поделиться в парах своими чувствами, образами и ассоциациями, возникшими в ходе исследования своего актуального состояния в отношении к своему дому и препятствиями на пути к его обретения (если такие есть).

    5. Блиц опрос в большой группе
    Директор собирает несколько ответов от участников на вопрос:
    «Какие препятствия, услышанные паре от партнера и сказанные вами, вас удивили?»
    «Что понял про свои препятствия, что удивило меня?»
    Примеры ответов участников мастерской фокусируют возможные темы, для дальнейшей психотерапевтической проработки: «Мой дом был построен для другой жизни, и теперь встает задача его реконструкции», «Есть вещи, которые захватывают пространство в доме». «Понял, что факт владения не обязателен, чтобы у меня был Дом». «Хочется расширить пространство, оказывается его недостаточно для моего Дома». «Купить квартиру, значит потратить деньги, которые сейчас дают свободу». «Трудности переезда, выбора того, чего не брать с собой». «Новый дом построен, а во сне возврат в старый дом, не могу с ним расстаться». « Иметь свой дом страшно, придется бороться, чтоб его не отобрали». «Не могу чувствовать свой дом Домом, так как в нем нет порядка». «Дом без мужчины не дом, нет защиты». «У меня есть свой дом, но ощущение, что в нем нет для меня места».

    Б. Процесс, строительства и освоения дома

    1. Вступление.
    Вводные слова директора про построение образа своего Дома:
    « Я твердо уверена, что любое свершение, достижение начинается с мечты, фантазии. И для обретения истинного дома своей Души, сначала нужно понять себя, что я хочу и тщательно с любовью выстроить образ будущего дома.
    Когда этот образ, простроенный отчетливо и детально живет в душе, он, с одной стороны дает ощущение Дома, даже если физического дома нет, и, с другой стороны именно он необходим для его материального воплощения в реальной реальности. Сила мечты известна. Если человек ясно понимает, что он хочет, он знает, зачем ему и за что бороться, ради чего стараться, трудится, у него возникает мощный драйв, побуждающий к реальным действиям, продвигающий его к успешной реализации.
    Я предлагаю Вам сегодня помечтать о своем доме»

    2. Блиц опрос в большой группе
    Директор собирает несколько ответов от участников на вопросы:
    «Что такое Дом лично для вас? Что делает дом именно моим домом? Местом, где я чувствую себя собой? Что дает мне свой собственный мой дом?»

    3. Техника «Разговор путешественника с Территорией моего Дома»
    Медитативный разогрев «Место для моего дома»:
    «Допустим в своем воображении, что все препятствия преодолены, нет ничего невозможного, у каждого из вас есть все нужные ресурсы. И Вы приступаете к созданию своего дома. Процесс построения дома начинается с выбора места, где он будет расположен.
    Представьте себе, что Вы оказались в том пространстве, которое самое лучшее в мире место для вашего дома, где я хочу, чтобы стоял мой дом. Где он, мой дом находится, в каком пространстве существует? Оглянитесь, внимательно рассмотрите территорию, на которой он стоит. Что здесь есть рядом с Вашим домом, вокруг него? Может это дома? Тогда они маленькие или большие, высокие? Или это место в парке? А может быть, это и не город, и вы видите поле, а может быть лес или берег моря или горы?
    Найдите для той территории, на которой располагается ваш дом короткое название не больше 3 слов, выражающее главную суть этого пространства. Например: «Я улица рядом с парком и фонтаном»».

    4. Техника «Разговор путешественника с Территорией моего Дома»
    Разогрев «Знакомство территорий друг с другом»
    Участникам предлагается войти в роль своей Территории, походить по комнате, представиться друг другу (« Я тихая улица у парка» - « А я домик в лесу»). За 5 минут нужно осуществить как можно больше знакомств с разными другими территориями.

    5. Техника «Разговор путешественника с Территорией моего Дома» Психодраматическая Виньетка. Демонстрация алгоритма работы:
    Главная цель данной техники – через взаимодействие со своей территорией узнать что-то о себе. Виньетка здесь проводится в варианте монодрамы.
    1 Шаг.
    Директор выбирает протагониста для демонстрации техники.
    2 Шаг.
    Директор обращается к протагонисту как к Территории и расспрашивает Территорию: «Кто ты? Какая ты? Какое здесь основное время года? Как ты живешь? Что у тебя есть хорошего? Что ты даешь тому, кто будет здесь жить». Директор из роли Путешественника может задать несколько уточняющих вопросов о том, что представляет собой эта Территория, проясняющих картинку.
    Директор предлагает протагонисту войти в роль Путешественника, выслушать рассказ Территории о себе.
    Территория рассказывает Путешественнику о себе. Задача директора в роли Территории - постараться разрекламировать ее Путешественнику
    3 Шаг.
    Директор предлагает протагонисту в роли Путешественника, обратиться к Территории, сказать то, что здесь и сейчас спонтанно хочется ей сказать, и задать ей любые вопросы.
    Протагонист из роли Территории отвечает на обращение и вопросы Путешественника. Директор здесь может задать дополнительные вопросы Территории, например: «Как мне тебя обрести», «Что мне нужно сделать, чтобы ты стала местом для моего Дома?»
    Протагонист в роли Путешественника слушает ответы Территории
    Затем при необходимости следует две – три короткие смены ролей с дополнительными вопросами и ответами.
    4 Шаг.
    Директор из роли Путешественника спрашивает протагониста в роли Территории: «Хочешь ли ты узнать, что я как путешественник думаю о тебе?»
    И затем дает Территории свою спонтанную Обратную связь, говорит о том,
    Как он видит ее со стороны и что он видит как проходящий Путешественник. Протагонист из роли Территории выслушивает эту Обратную связь.
    Директор из роли Территории спрашивает протагониста в роли Путешественника: « Что ты как Путешественник можешь сказать обо мне?» Протагонист из роли Путешественника дает Территории свою Обратную связь, говорит о том, как он видит ее со стороны и что он видит со стороны как проходящий Путешественник.
    Протагонист из роли Территории выслушивает эту Обратную связь и дает свой комментарий на слова Путешественника, если он есть.
    Протагонист из роли Путешественника выслушивает этот комментарий.
    5 Шаг.
    Директор предлагает протагониста выйти в позицию зеркала и спрашивает его: «Что ты почувствовал в роли Путешественника. Почувствовал ли ты, что хочешь остаться?» «Что ты почувствовала в роли Территории?»
    « Как это все было для тебя?»
    6 Шаг.
    Директор предлагает протагонисту вернуться в роль Территории и сказать главное сообщение тому, кто собирается остаться здесь жить. Если Протагонист не захотел остаться, Территория посылает сообщение: «Если бы ты захотел остаться то...»
    Директор из роли Путешественника чтобы помочь Протагонисту дать сообщение из роли Территории и говорит: « Я хочу здесь жить, я решил, остаться. Какое сообщение ты мне посылаешь, что главное ты хочешь сказать мне?»
    7 Шаг.
    Виньетка завершается тем, что путешественник выслушивает послание Территории.

    6. Техника «Разговор путешественника с Территорией моего Дома» Психодраматическая работа в парах.
    Работа по описанному выше алгоритму с первым Протагонистом.
    Шеринг директора и первого протагониста.
    Работа со вторым Протагонистом.
    Шеринг директора и второго протагониста.
    Завершающий шеринг в паре.

    7. Техника «Встреча с Домом»
    Медитативный разогрев «У входа в мой Дом»
    Теперь, когда Вы выбрали место, где должен быть расположен ваш Дом, представьте, что Вы в первый раз подходите к входу в свой Дом. Вы смотрите на Ваш дом. Вы не знаете еще что внутри и как там. Есть только дом, в котором вы хотели бы жить. И вот Вы уже стоите перед входом в него. Посмотрите на него какой он. Может это многоэтажный дом, высокий или не очень, может это большой загородный дом или небольшой домик, а может это не здание, а палатка, а может это не дом, а пещера, или землянка, или дупло дерева, или облака. Хочется ли войти? Хочется ли оставаться у дома? Или может, вообще, хочешь уйти? Возможно, Вы хотите что-то спросить у Дома? А может быть дом хочет что-то сообщить вам? Что говорит Вам Дом? Можно услышать ответ Дома. Если окажется, что дом молчит, тогда можно постараться понять, о чем говорит Вам его молчание.

    8. Техника «Встреча с Домом».
    Психодраматическая виньетка
    Директор выбирает протагониста для демонстрации техники.
    Протагонист выбирает себе дубля и вспомогательное «Я» на роль своего Дома
    Директор предлагает протагонисту обратиться к Дому со своими вопросами. Директор может помочь Протагонисту сформулировать важный вопрос. Например: «Как мне тебя обрести поскорее?» «Почему ты молчишь и о чем?»
    Директор предлагает протагонисту в роли Дома выслушать вопросы, озвученные дублем Протагониста. Дубль задает дополнительный вопрос: «Есть ли что-то, что ты мой Дом хочешь мне сказать? Есть ли у тебя какое-то важное сообщения для меня?»
    Протагонист в роли Дома дает ответ на все эти вопросы
    Протагонист выслушивает этот ответ, озвученный вспомогательным «Я» и, если захочет, может сказать Дому что-то еще.

    9. Техника «Встреча с Домом».
    Аутошеринг.
    Директор предлагает каждому участнику шеринг с самим собой: «Постарайтесь услышать свой мгновенный интуитивный ответ себе самому на вопрос: Что мой дом, каким я вижу его извне, говорит мне обо мне?»

    10. Техника «Разговор с тремя предметами в своем Дома»
    Медитативный разогрев «Мой Дом изнутри»:
    « Последние препятствия преодолены, у Вас есть все нужные ресурсы, нет ничего невозможного. Вы уже выбрали место, где должен быть расположен ваш Дом, вы уже встретились с ним. Вы видели его фасад, стены и входную дверь. И вот Вы, наконец, входите в Дом, даже, если прежде это казалось невозможным. Итак, Вы оказались в Вашем доме. Тут, внутри, есть стены и помещение, которое Вам принадлежит, но оно пока пустое. Вам предстоит его освоить и тогда оно станет Вашим истинным Домом.
    Теперь Вы приступаете к созданию своего дома, дома вашей Мечты. Побродите мысленно внутри Вашего дома. Ваше воображение обладает волшебной силой так, что вам достаточно пожелать и в этот же момент вокруг Вас возникает именно то, что вы хотите, чтоб здесь, в Вашем доме, было. Спросите себя: Каким же Я хочу, чтобы этот дом был изнутри, чтоб это был настоящий лучший дом именно для моей души? Пройдитесь по всему внутреннему пространству Дома, может здесь во внутреннем пространстве Дома несколько этажей и нужно подняться вверх или спуститься вниз. Походите по комнатам, если в доме есть комнаты. Попробуйте обойти все помещения вашего дома. Рассмотрите внимательно все то, что здесь есть.
    То, что вы обнаружите, может в разной степени совпадать или не совпадать совсем с тем, что есть у вас в том другом, прежнем доме из реальной жизни. Очень возможно, там и окажется что-то, что Вы взяли с собой в свой новый прекрасный дом.
    Рассмотрите стены, пол, окна и двери, мебель, разные создающие комфорт и украшающие дом предметы, может быть картины, фотографии. Присмотритесь, прислушайтесь к себе, почувствуйте: Что же есть в Моем Доме?
    Что делает этот дом именно Моим Домом, что характеризует его атмосферу, задает стиль? Без чего этот дом не был бы для меня истинным домом для моей души?
    Что именно вносит важнейший вклад в состояние внутреннего покоя, радости, в ощущение что, вот, наконец, я дома, вот оно мое собственное уникальное место в мире, место, где я чувствую себя собой, которое является частью меня, и которому я принадлежу?
    Из всего того, что есть в Вашем дом, выберите, пожалуйста, только три главных, самых значимых для Вас, предмета. Это может быть какая-то вещь, или элемент обстановки, или особенность интерьера, или что-то иное. Что же это за три ваших главных предмета, какие они?»

    11. Техника «Разговор с тремя предметами в своем Доме»
    Психодраматическая виньетка. Демонстрация в большой группе
    В проведении виньетки используются цветные платки и прямой обмен ролями.
    Результатом работы будет в основном фокусировка в действии, а также,
    По-возможности, инсайт и эмпаумент.
    Виньетка помимо терапевтических задач является демонстрацией алгоритма последующей работы в малых группах по 5 человек.
    Шаг 1. Выбор протагониста для виньетки. Директор выбирает протагониста для демонстрации техники. Он задает вопрос группе: «Кто хотел бы встретиться со своими предметами и прояснить свои отношения с ними?» и приглашает одного из желающих на сцену
    Шаг 2. Фокусировка и контракт.
    Вопросы к протагонисту: «Что бы ты хотел (хотела) от этой встречи?»
    «Расскажи, какое это место, каков твой дом снаружи и какие три предмета в нем есть».
    Шаг 3. Построение сцены
    Инструкция протагонисту: «Сделай шаг. Войди в дом как хозяин/ка этого дома. Посмотри вокруг – что здесь есть, что ты видишь? Что это за три самых важных предмета в твоем Доме?» «Все три предмета находятся в одной комнате, в одном пространстве или в разных?» Директор предлагает протагонисту
    Выбрать последовательно платки, символизирующие каждый предмет и вспомогательных «Я» на роль трех предметов. А также расспрашивает протагониста о каждом предмете. Протагонист выбирает дубля и платок на роль себя как хозяин/ка своего Дома. Директор предлагает протагонисту найти каждому предмету место в пространстве сцены и выбирать последовательность, в которой он будет говорить с предметами.
    Шаг 4. Проигрывание разговора с тремя предметами.
    Протагонист встречается по очереди с каждым предметом по следующему алгоритму:
    Сообщение хозяина/хозяйки предмету.
    Протагонист рассказывает предмету о том, что он для него значит и почему он так важен в его доме.
    Инструкция протагонисту: «Посмотри на первый предмет внимательно.
    Скажи ему, какой он для тебя, как ты к нему относишься, что чувствуешь к нему, что он для тебя значит, почему он такой особенный, почему он так важен для тебя, важен именно в твоем Доме, важен для того, чтобы твой дом был твоим домом».
    Если необходимо директор задает уточняющие вопросы.
    Например, про лестницу: «Скажи ей, откуда и куда она тебя ведет, откуда и куда ты идешь, понимаясь с 1 этажа на второй». Протагонист: « Я поднимаюсь с первого этажа, который для всех, на второй, который только для меня и самых дорогих мне людей. Для меня важен переход из общественного пространства в личное". Директор дублирует: «А иногда я по тебе буду спускаться...» Протагонист продолжает: «... К тем, кто придет в мой дом, к более широкому кругу людей». Директор спрашивает: «А как раньше ты жила, пока ты свой дом не построила? Почему для тебя важно спускаться на 1 этаж? Раньше были какие-то трудности с этим?» Ответ протагониста: «Невозможно иметь только один второй этаж, нужна гостиная». Таким образом, выясняется, что лестница нужна не столько для того, чтобы подниматься в личное пространство, сколько для того, чтобы спускаться для более широкого общения.
    Если протагонист затрудняется выполнить инструкцию из своей роли, директор предлагает спросить предмет «Почему ты так важен для меня?» Из роли предмета протагонисту ответ, как правило, приходит.
    Предмет принимает сообщение хозяина/хозяйки
    Протагонист из роли предмета выслушивает от дубля сообщение хозяйки и инструкцию директора. («Что ты ответишь своей хозяйке? Что ты к ней чувствуешь? Нравится ли тебе служить ей?»). Директор предлагает предмету рассказать хозяину/хозяйке, что он дает, почему он так важен, так сильно нужен («Ты ведь все знаешь про свою хозяйку»). Дубль, услышав ответ предмета, может задать ему несколько уточняющих вопросов, углубляя содержание ответа.
    Хозяин/хозяйка принимает сообщение предмета
    Протагонист из роли хозяина выслушивает ответ предмета, озвученный Вспомогательным «Я». Например, сообщение окна: «Заботься обо мне, не забывай меня мыть».
    Директор выявляет эмоциональную реакцию протагониста на сообщение предмета и поощряет его к ответному действию
    Директор спрашивает протагониста: «Сейчас, когда слышишь послание предмета, что с тобой происходит? Что ты чувствуешь?» Услышав ответ, предлагает: « Может быть, ты хочешь еще что-то сказать окну, его о чем-то спросить или попросить?» Протагонист может захотеть выразить свои чувства к предмету не только в словах (например «Я люблю тебя мое окно, мне нравиться смотреть на тебя, дотрагиваться до тебя»), но и действием (например, обнять его). Если директор видит эту интенцию, он может поощрить протагониста: «И что бы ты хотел сделать?» или «Сделай сейчас то, что ты хочешь».
    Предмет принимает эмоциональную реакцию хозяина/хозяйки и дает ответную реакцию
    Протагонист из роли предмета выслушивает дубля и дает свою спонтанную реакцию на действия и слова своего хозяина (например, ответное объятие).
    Директор помогает протагонисту сформулировать последнее важное Послание предмета хозяину/хозяйке
    Протагонист выслушивает последнее Послание предмета
    Протагонист в зеркале рефлексирует свои чувства и формулирует главный вывод.
    - Директор помогает протагонисту сформулировать свой главный вывод.
    Например: «Каждый раз, видя тебя, я буду вспоминать о том, что у меня есть первый этаж и возможность туда спуститься»
    - Директор расспрашивает протагониста о его чувствах в конце разговора с предметом или помогает их сформулировать. Например: «Похоже, ты чувствуешь радость?» «Да!»
    Шаг 5. Психодраматическое завершение. Хор предметов и закрепление ресурсного состояния
    Директор дает протагонисту инструкцию: «Посмотри на все три предмета, посмотри на свой дом. У тебя есть дом, в нем всего очень много, но эти три предмета сегодня самые важные для тебя» и предлагает послушать главные сообщения трех предметов
    Протагонист выслушивает сначала последовательный хор, затем одновременный хор вспомогательных «Я»
    Директор здесь помогает осознать и закрепить ресурсное состояние:
    - Задает вопрос: «Когда ты слышишь все это вместе, что с тобой происходит?»
    - Предлагает протагонисту взять у Вспомогательных «Я» их платки: «Это действие символизирует готовность взять себе их энергию, принять от них помощь и, поддержку».
    - Предлагает протагонисту накинуть все эти платки на себя: «И когда ты одеваешь их на себя, они становятся частью тебя или иначе их энергия возвращается к тебе
    - Спрашивает «Как тебе сейчас?» Протагонист отвечает, например: «Защищено», «спокойно», «радостно», «ощущаю прилив сил».
    - Директор может предложить выбрать еще один платок, цвет которого будет символизировать, то новое, то важное, что добавилось в результате разговора с тремя предметами: « Мы пока не знаем что это, но когда ты наденешь платок, ты почувствуешь, что это». Далее директор спрашивает протагониста «Что это за ощущение?». Протагонист отвечает, например: «Это радость от нового знания о себе»
    Деролинг. Протагонист снимает роли с платков и забирает их сущность, их энергию внутрь себя: «Забери то, что принадлежит тебе»

    12. Техника «Разговор с тремя предметами в доме».
    Психодраматическая работа в группах по 5 человек
    В проведении виньетки используются цветные платки и прямой обмен ролями
    По - очереди с каждым предметом.
    Шаг 1. Процедура Разделения на 5-ки
    Роли в 5-ке: протагонист, директор и 3 вспомогательных «Я» - 3 предмета (Например: камин кресло качалка стол обеденный)
    Директор обращается к группе: «Кто хочет быть протагонистом. Мне нужно одна пятая часть участников».
    Директор предлагает группе разделиться на 5-ки, по 4 участника на каждого протагониста
    Шаг 2. Процедура работы с протагонистом в 5-ках:
    Распределение ролей в малой группе: директор и три вспомогательных «Я»
    Работа с протагонистом по описанному выше алгоритму. Малая группа работает с одним протагонистом. Если остается время, процедура повторяется для второго протагониста
    Шаг 3. Шеринг в малой группе
    Шеринг из ролей для Протагониста
    Вспомогательные «Я» делятся чувствами из своей роли, в том числе своими впечатлениями о человеке, который здесь живет: «Что мне говорит о тебе выбор для своего Дома такой именно такого предмета? Что я могу сказать о человеке, который выбрал этот предмет для своего дома?».
    Завершающий общий шеринг
    Шеринг и обсуждение результатов медитативного разогрева, демонстрации в большой группе и работы в малой группе в технике «Разговор с тремя предметами в доме».
    Инструкция для шеринга: «Обсудите в пятерках полученный опыт. Каковы основные чувства и ощущения связанные с предметами из вашего Дома возникали в ходе работы? Что важное вы поняли про предметы выбранными Вами для своего Дома и про свой Дом? Что вас удивило? Что Вы узнали из этого опыта о себе?»

    13. Техника «Разговор с тремя предметами в Доме»
    Обще групповой шеринг. Блиц опрос.
    Инструкция директора: «Что самое важное хочется сказать о полученном опыте?»

    14. Мой дом как Автопортрет. Медитация и шеринг в парах
    Вступление:
    «Можно многое понять про человека, побывав в доме, где он живет, посмотрев на то, как там организовано его пространство, на его мебель, дверные ручки, портьеры, картины и безделушки и т. д. Особенно, ели он сам построил этот дом для себя. Мой Дом отражает меня – он мой автопортрет.
    Образ дома в моем воображении говорит обо мне не меньше, а подчас и больше, чем мой реальный сегодняшний дом, хотя бы уже потому, что он был построен раньше, а мой образ, моя мечта отражает меня еще и сегодняшнего и будущего».
    Медитация «Мой дом как автопортрет»
    «Вспомните все то, о чем думали в ходе всей работы сегодня. О чем вспомнилось, какие чувства возникали? Каковы были основные чувства и ощущения связанные с местом для вашего Дома, с самим Домом, с главными предметами в доме Дома? Что самое важное вы поняли про свой Дом?
    Посмотрите теперь на Дом своей мечты как на свое отражение. Попробуйте поисследовать это отражение. Какой он мой дом, – и какой я? Как мой образ Дома отражает меня? Что оно говорит мне обо мне? Про какие это качества и свойства человека оно говорит? Постарайтесь назвать несколько характеристик присущих владельцу такого дома. Это человек, которому свойственно что? Который любит и ценит что? Что Я узнал из этого опыта о себе? Что самое важное Я понял про себя, заглянув в это зеркало? »
    Шеринг и обсуждение в парах: «Что это говорит мне обо мне».
    Шеринг и обсуждение результатов опыта, полученного в ходе медитативных разогревов, психодраматических демонстраций в большой группе, работы в парах и в малых группах, а также шеринга вспомогательных «Я» из ролей территории и предметов.
    Инструкция для шеринга: «Обсудите в парах полученный сегодня опыт
    И все то, что вы поняли из этого опыта про себя. Что Вам рассказали о Вас Ваши образы своего Дома, его территории, предметов в Доме и другие ваши выборы?»

    15. Техника «Встреча с Местом силы»
    Медитативный разогрев «Мое место силы»
    «Вы обошли весь Ваш дом, знаете, где он находится, какой он, что в нем есть, пообщались с тремя предметами, которые делают этот дом именно Вашим домом. Теперь попробуем найти в нем Ваше место силы.
    Место силы как родная земля в сказках - это место восстановления и обогащения энергией. Как вам кажется, где именно, в каком именно конкретном месте, я ярче всего ощущаю, что вот, я дома? Это место, без которого этот дом не был бы вашим истинным Домом.
    Какое место в вашем замечательном прекрасном уникальном доме есть это самое ваше место, самое ваше место силы?
    Поищи и найди в своем доме то место, которое обладает особой скрытой силой, которое способно питать тебя энергией, место, где ты можешь получить энергию для исцеления и восстановления сил, место, к которому ты прикладываешься, как герой в сказках к сырой земле.
    Если Вы нашли это место, ответили себе на вопрос где оно, какое оно, что это за место, вы можете открыть глаза»

    16. Техника «Встреча с Местом силы»
    Психодраматическая виньетка. Демонстрация алгоритма работы.
    Техника «Встреча с Местом силы» предполагает краткую по времени, но глубокую работу, направленную в основном на самосознание, на внутренние, в том числе телесно-энергетические ощущения, и в меньшей степени на коммуникацию. В такой, скорее интровертированной работе необходимо давать протагонисту достаточно времени на то, чтобы войти в контакт со своим состоянием.
    В проведении виньетки используются цветные платки
    Шаг 1.
    Инструкция протагонисту:
    «Походи не спеша, и почувствуй, где оно, место силы твоего Дома, где оно будет располагаться в пространстве сцены. Выбрав свое место силы, обозначь его стулом. А теперь найди в пространстве сцены место, с которого ты смотришь на твое место силы. Встань на него и скажи, где дверь и окна помещения, в котором оно твое место силы находится (если они здесь есть). Какого цвета та энергия, которую ты получаешь здесь, на месте силы? Выбери платок, который будет обозначать его энергию и накинь на стул. Может быть, чтобы отразить энергию твоего места силы, тебе понадобиться выбрать несколько платков».
    Шаг 2. Протагонист декорирует стул платками
    Шаг 3. Протагонист стоит в месте, с которого смотрит на место силы.
    Инструкция протагонисту:
    «Ты находишься в своем Доме и смотришь на это особенное сакральное место в нем, место твоей силы. В прежние времена это был очаг, или «красный угол». А это именно твое место силы. Расскажи, что это за место? Это место находится в Доме, который стоит где? Опиши в нескольких словах, какой он твой Дом?
    Что с тобой происходит, когда ты смотришь на свое место силы?»
    Шаг 4.
    Протагонист выбирает свой дубль и платок для того себя, который встречается со своим местом силы.
    Шаг 5.
    Послание места силы хозяину/хозяйке дома.
    Директор предлагает протагонисту войти в роль места силы: «Ты место силы этого Дома. Что ты хочешь сказать хозяину/хозяйке дома?»
    Шаг 6.
    Протагонист в роли хозяина/хозяйки дома в месте силы. (Здесь и далее используется прямой обмен ролями).
    Директор предлагает протагонисту вернуться в свою роль и пойти в свое место силы, выбрав то, как ему лучше - сидеть или стоять там.
    Голос места силы (его играет дубль) стоит рядом, например, за спиной протагониста, и озвучивает свое послание хозяину/хозяйке дома.
    Инструкция протагонисту: «Побудь на этом месте, почувствуй ту энергию, которую оно тебе дает. Что ты ощущаешь, здесь, в месте силы своего Дома?»
    Шаг 7.
    Директор предлагает протагонисту выйти из места силы и встать туда, откуда он смотрел на свое место силы, молча постоять там и почувствовать свое состояние.
    Шаг 8.
    Затем директор предлагает протагонисту снова вернуться на место силы: «Побудь здесь еще немного и почувствуй, что сейчас здесь с тобой происходит». «И из этого состояния, что тебе хочется сказать миру, всей вселенной? Скажи миру: Что мне хочется сделать, когда я нахожусь в своем месте силы?
    «Оставайся здесь, в месте своей силы столько времени, сколько тебе нужно».
    «А теперь скажи, обращаясь к своему месту силы, что оно дает тебе самое главное, 2 -3 вещи, начиная с: «Ты даешь мне...»».
    (Например, опору, спокойствие, уверенность)
    Шаг 8.
    Директор предлагает протагонисту выйти из места силы и встать туда, откуда он смотрел на свое место силы. Вспомогательное «Я» - дубль из роли места силы озвучивает то, что оно дает: « Я даю тебе... ».
    Директор спрашивает протагониста: «Что это за чувство сейчас? Попробуй найти метафору того, на что похоже это твое состояние?»
    Протагонист описывает свое чувство и/ или метафору своего состояния
    Шаг 8.
    Протагонист делает деролинг (дубля и платков) и забирает себе энергию места сила своего дома.

    17. Техника «Встреча с Местом силы»
    Психодраматическая работа в парах.
    В паре используются цветные платки и прямой обмен ролями (монодрама). Процедура разделения группы на пары
    Процедура работы в парах: «Встреча с Местом силы» по описанному выше алгоритму. По-очереди, сначала один директор, другой протагонист. Затем члены пары меняются ролями.
    Шеринг в парах.
    Протагонисты делятся чувствами и отвечают на вопрос: Что мне больше всего нужно от места силы моего Дома – в чем моя главная потребность?
    18. Завершающий обще групповой шеринг. Блиц опрос.
    Инструкция директора:
    «Поднимите руки, кто сделал из всего, что происходило в ходе работы мастерской важные выводы. Кто получил для себя какой-то ресурс? Что именно конкретно я с собой уношу?»
    Вот некоторые из прозвучавших ответов: «Я буду искать свое место силы».
    «Место для дома есть, место силы есть, нужно построить дом».
    «Поняла, что мне нужно делать». «Поняла, что мое место силы не там, где я думала, поэтому им не пользовалась». «Чувствую в себе новую энергию»

    На этом работа мастерской закончилась.
    Хочется, однако, поделиться несколькими техническими идеями, которые можно использовать при продолжении работы с темой своего Дома в длительной клиентской группе.

    19. Техника «Консультация у Гестии»
    Псходраматическая встреча с богиней домашнего очага и храма Гестией, в которой протагонист спрашивает у нее совета как решить свою конкретную проблему, связанную с обретением своего Дома.

    20. Техника «Нарисуй свой дом»
    Разогрев
    Инструкция: «Сконструируйте свой дом в своем воображении, чтоб это был настоящий, лучший Дом для вашей души. Какой он? Что там есть? Нарисуйте свой дом, таким, каким он вам видится. Обсудите в парах те картинки, которые у вас получились».
    Психодраматическое разыгрывание в группе рисунка протагониста

    21. Техника «Атмосфера моего дома»
    Разогрев
    Инструкция: «Обсудите в парах, что делает дом именно моим Домом, местом, где я чувствую, что вот, я дома? Что делает его единственным уникальным местом в мире, где я чувствую себя самим собой, которое одновременно является частью меня, принадлежит мне, и которому я принадлежу?
    Что там есть, что создает его атмосферу, задает его стиль?»
    Психодраматическое разыгрывание в группе атмосферы Дома

    22. Техника «Переезд в новый Дом»
    Разогрев
    Инструкция: «Что из всего того, что есть у вас сейчас, вы возьмете с собой в свой новый дом, истинный Дом вашей души?» «Что из всего того, что есть у вас сейчас, вы оставите в старом доме».
    Психодраматическое прощание с ненужными предметами старого дома
    Психодраматическое исследование ценности и значения того, что я беру с собой в новый дом.

    23. Виньетки по всей теме
    Процедура выбора протагонистов для виньеток:
    Членам группы предлагается вспомнить обо всем, что происходило с ними во время разогревов, виньеток, в работе в малых группах и парах.
    Возможные инструкции директора:
    - «Были ли моменты, затронувшие вас эмоционально? Возникли ли значимые чувства? Инсайты? Что-то, что вас удивило или озадачило? Кто бы хотел это исследовать?»
    - «Возникла ли какая-либо личная тема, связанная с обретением своего дома?»
    - «Кто хотел бы встретиться со своим домом и прояснить свои отношения с ним?»

    По теме:
    1. Техника Детская комната. Психодрама
    2. Все про психодраму

    pereezd-300x229.png
     
  2. Понравилось? Поделитесь с друзьями