1. PsyPress
    31 июл 2018 215
    PsyPress Модератор
    Эта информация не о том как медитировать. Если бы курс был об этом таким, я бы не подошел на роль преподавателя. Но я хотел представить и тем из вас кто уже медитировал, и тем кто никогда этого не делал, различные варианты медитации и медитативного опыта, которые существуют, в особенности каким образом они соответствует способам буддистского мышления и нашей теме. Если вы никогда не медитировали, вам может показаться, что медитация это нечто довольно сложное, вы должны овладеть этой техникой и практиковать, практиковать, практиковать.
    И – знаете что? Возможно, вы правы.

    Я имею в виду: все люди разные. Некоторым это дается легко. Не в моем случае. На самом деле, какое-то время я медитировал, не чувствуя большого удовлетворения от практики. Наконец, я решил погрузиться глубже – на недельном «молчаливом» ретрите, и только после этого медитация стала доступна мне по настоящему. Ну даже и теперь это – серьезная работа. Однако, как уже было сказано, ваши отношение может измениться. Более того, имеются определённые ориентиры, способные создать у нас представление о том, что медитация предлагает. Один из них всплыл в недавней беседе с Шинзен Ян. Он относится к типу людей, у которых я говорил ранее как о «западных буддистах».

    Более того, он был одним из пионеров «западного буддизма». Более сорока лет назад он уехал из Америки и был пострижен в монахи в Японии, затем он повернулся и стал учителем медитации. Он разработал собственную систему обучения медитации. Возможно, он не признается в верности
    Ортодоксальному буддизму, однако, его учения в большей степени основаны на буддисткой чувствительности. Итак, в этой части беседы мы начинаем с того, о чем говорилось в первой лекции. С того, как медитации меняет восприятие чувств.

    Шинзен Ян: Когда медитация работает, это дает вам набор навыков, которые позволяют испытать физический и эмоциональный дискомфорт с большей остротой. Однако с меньшей проблематичностью. Другими словами, высокая чувствительность подразумевает восприятие, которое отличается высокой остротой, но меньшей проблематичностью. Вы учитесь входить в дискомфорт. Есть два типа отношений с дискомфортом. Избегать его. Если вы на это способны – замечательно. Ну что если нет? Что ж, если вы не способны на это, хорошо бы иметь в запасе возможность искать укрытие в самом дискомфорте. Таким образом, можно и рыбку съесть, и в воду не лезть. Весь спектр человеческого бытия принадлежит вам. В том числе и его неудобные стороны. Однако, ощущение проблематичности, ощущение страдания при этом уменьшается. Таким образом, можно говорить об этом бесконечно.

    Есть некая разновидность практики, которую я советую людям в качестве быстрого пути к пониманию сути. Думаю, иногда это работает. Я говорю вот о чем – когда вам действительно грустно. Людям для этого вообще не обязательно медитировать. Когда вы чувствуйте грусть на грани депрессии, сядьте, закройте глаза и просто попытайтесь принять это. Просто согласитесь с этим. На что похожа ваша печать? Уделите этому внимание. Просто разрешите этому быть. Просто спросите себя... Закройте глаза и внимательно рассмотрите это чувство грусти. Позвольте ему приблизиться. И некоторые из людей, кто это делал, сообщают, что хотя они не медитировали (и это удивительно), они чувствуют некоторое ослабление страдания.

    Шинзен Ян: Я позволю себе небольшую поправку, утверждая, что эти люди фактически медитировали. Вы дали им объект для медитации. Вы не обязаны держать глаза закрытыми и сидеть на полу. Что вы просили их делать? Вы просили их сосредоточиться на дискомфорте. Вы просили их попытаться рассмотреть дискомфорт. И не вступать в борьбу с дискомфортом.

    Стало быть, медитация может быть проще пареной репы. Возможно. Но я хотел бы добавить некое примечание к этому разговору. Знаете, Шиндин сказал, что у медитации – это не обязательно означает сидеть с закрытыми глазами. Совершенно верно: к примеру, вы можете стоять в очереди в магазине и чувствовать нетерпение, поскольку обслуживание кого-то впереди занимает слишком много времени, так как он забыл заблаговременно приготовить кредитку у кассы. И тут вы можете просто перевести внимание на свое раздражение и рассмотреть его. В этом случае оно потеряет над вами власть и растворится. Вот что может произойти. Однако, я думаю, это Все же чаще происходит с людьми, которые регулярно медитируют. Настолько регулярно, что могут привнести практику в повседневную жизнь.

    Рассмотрим типы медитативных практик. Для начало, нужно сказать, что различные буддистские традиции используют разные техники медитации. Например, тибетские буддисты во время медитации часто занимаются визуализацией образов. Дзен-буддисты медитирует на коаны. Это загадочные или парадоксальные высказывания или вопросы. А иногда буддисты медитируют с открытыми глазами, сидя, глядя на стену или что-то другое. В медитации Випассана, которую часто практикуют в Юго-Восточной Азии, много внимания уделяют изучению устройству ума. Таким образом, имеется множество различных традиций, а также стереотипов, связанных с практикующими эти традиции. Допустим, я слышал однажды, что тибетская медитация – для художников, дзен – для поэтов, а Випассана для психологов.

    Тем не менее, я думаю, что у этих традиций больше общих черт, чем различий. Я думаю, что изучение ума присутствует в той или иной степени во всех этих традициях. Несмотря на то, что это наиболее чётко выражено в качестве цели медитации Випассаны. Разговаривая с людьми, я понял, что это характерно для всех. Когда я беседую с серьезными практиками медитации (я имею в виду тех, кто имеет куда больше опыта, чем я сам), я вижу, что все они говорят на одном языке. Когда они говорят о самых глубоких переживаниях, так или иначе они находят описательные средства в недрах буддистской доктрины.

    Так что, мне кажется, вместо того, чтобы рассматривать все типа медитации бытующие в буддизме, имеет смысл остановиться на двух основных разновидностях. Обе они могут присутствовать в рамках одной и той же традиции. И два эти типа соответствуют последним факторам восьмеричного благородного пути, который мы рассматриваем ранее: Правильное памятование (осознанность) и Правильное концентрацию. Вот эти две разновидности медитации. Медитация в виде концентрации означает интенсивное сосредоточение внимания на чем-нибудь. Это может быть мантра или ваше дыхание. Возможно, это некий визуальный образ и вы фокусируете внимание на нём. Растворяетесь в нём.

    Утверждают, что этот тип медитации приносит спокойствие и даже блаженство. И в самом деле, я могу засвидетельствовать это блаженство. То, что произошло во время моего первого медитационного ретрита, на четвёртый или пятый день сосредоточения на дыхании. Вдох-выдох, вдох-выдох: это было довольно трудно вначале, но был какой-то момент я совершенно растворился в этом. И вошёл в состояние, которое могу описать единственно как блаженное.

    Было много сильнейших визуальных впечатлений. Я помню, что подумал: видимо, так действует героин! Это было невероятно! И, разумеется, я был весьма горд собой. Мне показалось, что я полностью реализовался в качестве медитирующего. И после ретрита я решил обсудить это с одним из учителей. Это был довольно короткий разговор. И вот я описываю всё это ему и, разумеется, жду, что он выдаст мне медаль или что-то в этом роде. Не то, чтобы я решил, что достиг нирваны, однако я была уверен, что получил доступ к высокому уровню сознания. И он сказал: «да, звучит неплохо». И добавил: «ну не слишком привязывайся к этому«. Он, разумеется, был хорошим буддистом и напомнил мне, что не стоит привязываться к любому наслаждения. Тут важно помнить, что это был ретрит в традиции Випассаны, и это значит что использовались медитации памятования (осознанности), второго из двух упомянутых типов медитации.

    Мы не занимались поисками концентрации или блаженства, ничего подобного. Нам нужно было медитировать, чтобы видеть вещи ясно. Вы можете и даже должны использовать методы концентрации, чтобы добраться до состояния, когда он настолько стабилен спокоен, что вы способны на медитации памятования (осознанности). Однако, мне нужно было это в качестве трамплина на уровне гораздо более низком, чем то, что получилось в итоге. Итак, что такое медитация памятования (осознанности)?

    Это означает исследования содержания вашего повседневного опыта. Ваи чувства. Все, что вы способны почувствовать. Звуки, которые вы слышите во время медитации. И если вы привносите это в повседневную жизнь – эти вещи становится различимыми. Однако вы наблюдаете их необычным образом, особым образом. Вы уже слышали кое-что об этом беседе с Шинзен Ян.

    Когда он упоминал исследования неприятных ощущений. Обычно ваше отношение к такому чувству как тревога, это первое - вам оно не нравится. И второе, оно контролирует ваше мышление. Вот например, вы сидите и думаете — «я завалю завтра презентацию». Или наоборот, говорите себе — «ну, все будет в порядке потому, что наверное никого важного среди присутствующих не будет». В любом случае, тревога контролирует о чем вы думаете. И это довольно иронично. Знаете, вот у вас есть ощущение, которое вам не нравится, которое вы не звали. И тем не менее, вы позволяете этому ощущению контролировать ваши мысли. Как вы могли почерпнуть из разговора с Шинзен, во время внимательной медитации, в данном случае, вы наблюдаете за ощущениям без оценки «нравится» или «не нравится», не судя о нём так сказать.

    Вы за ним наблюдаете объективно. И в результате это ощущение уже не контролирует ваши мысли. Если подумать, это как бы не естественный подход, потому что все ощущения родились в результате естественного отбора, чтобы влиять на наши мысли и чувства. Мы уже видели кое что из этого в первой лекции, как страх может влиять на то, что вы видите.

    Это как раз то, для чего ощущения и существуют, с точки зрения естественного отбора они призваны в помощь управлению нашим поведением, нашими мыслям, и нашими чувствами. Так что переворачивать все с ног наголову, и рассматривать ощущения так, чтобы лишить их силы это знаете, весьма и весьма дерзко! И довольно неестественно и к тому же это огромное нарушение принципов естественного отбора, в своем роде. И всё это следует из описания медитации памятования (осознанности), которое я слышал недавно на лекции от Бику Боди.

    Проводил эти лекции он довольно таки давно, но они доступны онлайн и вот что он говорит о памятование осознанности: обычно весь спектр нашего внимания используется в качестве инструмента для обслуживания наших биологических и психологических потребностей, но памятование (осознанность) – разновидность внимания, которое работает независимо от всех скрытых целей и задач.

    Мне нравится идея о том, чтобы говорить о наших биологических и психологических потребностях, как о скрытых. Это делает их, в некотором роде, нелегитимными. В то время как с точки зрения естественного отбора все наоборот: именно они являются содержанием вашей жизни.

    Именно они определяют всё, что вы знаете о мире. И вот он собирается отбросить их. Он говорит, что памятование (осознанност) ь – это внимание, которая функционирует в атмосфере беспристрастности. Это внимание, которое стремится к чистой объективности, осознанность, отражающие природу вещей в том виде как они есть без дополнений, без улучшений, без интерпретации в виде развёртывания субъективной оценки комментирования.

    Итак, идея в том, что ум как он обычно работает и для чего предназначен не является надёжным инструментом восприятия и мышления. С этим я согласен. Мне кажется, что человеческий разум в его обычном виде – не самый надёжный способ увидеть мир таким каков он есть. И мы будем развивать эту идею. Однако, здесь я хочу прерваться и просто подчеркнуть, что речь идёт о радикальной реориентации осознанности. Мне кажется, что памятование (осознанность) способствует тому тончайшими состоянию, подобное тому, как вы видите осознанно, Вы движетесь по жизни осознанно и способны оценить её красоту. И всё это – истинная правда, это самом деле возможно, но в то же время это – хождение по лезвию осознанности.

    Поскольку это – своего рода бунт против течения естественного отбора. Такой поворот событий не был предусмотрен природой. Позже мы обсудим это подробнее. Мы получим более полное представление про памятование (осознанность). Мы также поговорим о мимолетности ума и тому подобному. Мы увидим, что с научной точки зрения происходит в мозге человека, который выполняет медитации памятования (осознанности) и если на то пошло, другие виды медитации.

    Медитация.jpg
     
  2. Понравилось? Поделитесь с друзьями