Стратегия формирования психологического мышления персонала и родителей в дошкольном учреждении

  1. Людмила Овсяник
    30 авг 2016 376
    Людмила Овсяник Психолог
    «Человек образованный знает,
    где найти то, чего он не знает»

    Георг Зиммель

    Статья рождена в период, когда я работала психологом в дошкольном учреждении. Мне повезло создать за 10 лет работы психологизированное поле на территории детского сада, где общение с психологом всех обитателей садика, от детишек, до персонала, и до родителей воспитанников носил терапевтический и психопросветительский характер.
    И так, практическая психология в действии.

    "Степень реализации основных направлений профессиональной деятельности практического психолога в условиях детского дошкольного учреждения (психодиагностика, психопрофилактика и просвещение, психологическое консультирование, коррекция и развитие) зависит от многих факторов, и один из них - это уровень психологизации педагогического коллектива и родителей.

    Психологизированный педагог или родитель понимают назначение психолога в коллективе, принимают и выполняют осознанно рекомендации психолога, знают с какими проблемами можно обращаться к психологу, активно пользуются услугами психологической службы.

    При построении конструктивного взаимодействия психолога с педагогами и родителями создаются условия наиболее эффективного решения целого ряда детских проблем.

    В каждом из рассмотренных ниже направлении работы психолога, можно отметить приемы, позволяющие активизировать процесс формирования психологического мышления воспитателей и родителей.

    1. Психодиагностика
    При сборе психологом первичной информации о детях и при текущих исследованиях, воспитателям раздаются карты наблюдений, опросники, при заполнении которых воспитатель акцентируют свое внимание на психологических особенностях и эмоциональных проблемах детей.

    - Что вас беспокоит в поведении ребенка?
    (агрессивность, застенчивость, лживость, тревожность, замкнутость, другое)
    - Как вы определите статус ребенка в группе?
    (изолированный, популярный, лидирует, другое)

    Изучение психологом уровня возрастного развития дошкольников позволяет родителям и педагогам получать своевременную информацию об актуальном состоянии ребенка и о возможных проблемах его возрастного развития.
    На основе анализа возрастных, личностных и коммуникативных особенностей детей проводятся индивидуальные консультирования родителей, выдаются в «тетради психолога» рекомендации воспитателям.

    2. Психопрофилактика и просвещение
    На родительских собраниях родители получают информацию о возрастных особенностях детей и основных психологических потребностях каждого конкретного возраста. Родители с помощью психолога определяют темперамент своего ребенка, репрезентативную систему индивидуальной модели восприятия, отвечая на вопросы опросников, сами рассчитывают уровень своей тревожности, рисуют и получают интерпретацию проективных тестов.
    Все эти приемы вызывают у родителей повышенный интерес к психологии.
    Весьма эффективным средством повышения психологического мышления родителей является
    10-ти часовой тренинг родительских отношений (Майк и Терри Квин), который ежегодно проводится в нашем детском саду.
    В каждой группе, в «уголках психолога», размещается различная психологическая (сменная) информация
    На плановых семинарах и лекциях для воспитателей обычно проводятся мини - тесты, обработку которых делают сами воспитатели, психологические игры, способствующие самопознанию и пониманию другого.
    Большой интерес у воспитателей вызвали психологические характеристики, полученные ими по результатам теста 16 PF (Cattel).
    Проведенный с воспитателями тренинг формирование гуманистической модели общения с детьми позволили педагогам лучше разобраться в себе, тоньше прочувствовать ребенка.

    3. Коррекция и развитие
    Информация о работе созданных психологом на основе первичной психодиагностики коррекционно-развивающих и профилактически-развивающих групп помещена в «уголках психолога» в каждой группе. Родители получают информацию о том, когда и на какие занятия с психологом ходят дети группы. При желании родители могут посетить занятия, в котором участвует их ребенок. Воспитатели так же принимают активное участие в снижении психологических проблем детей. Индивидуально-личностный подход к детям обеспечивается подробными рекомендациями в «тетради психолога» по каждому обследованному ребенку. Для снижения эмоциональных и коммуникативных детских проблем воспитателям предлагаются коррекционные групповые игры.
    Воспитатели ознакомлены с приемами разбора конфликтных детских ситуаций, и с приемами работы с агрессивными, конфликтными детьми.
    Воспитатели наблюдают за отношением детей к занятиям по специально разработанной схеме, позволяющей выделить и оказать помощь не включенным в занятие детям.

    4. Психологическое консультирование
    Консультирование родителей и воспитателей в основном проводится по запросу.
    Для активизации психологического мышления родителей используются следующие приемы:
    • анкетирование родителей (сбор первичной информации о детско – родительских отношениях, взятие разрешения родителей на психодиагностику ребенка);
    • информационный листок в группе о начале психодиагностики с приглашением родителей присутствовать на диагностике своего ребенка;
    • «уголки психолога» в каждой группе с указанием графика работы службы психолога;
    • родительские собрания с презентацией психологической службы детского сада (в начале учебного года);
    • психодиагностика старших дошкольников по готовности к школе в присутствии родителей.
    Рассмотренные выше направления деятельности психолога раскрыты под углом влияния на психологизацию педагогов и родителей. Используемые вербально - коммуникативные и невербальные средства в практической работе психолога способствуют формированию психологического мышления. Об этом может свидетельствовать анализ запросов (обращений за психологической помощью) персонала (постоянный контингент) и родителей (сменный контингент) детского дошкольного учреждения.

    Представленный графики позволяет проследить динамику обращений за психологической помощью (в течение 5 лет):
    год /// количество запросов к психологу персонала ДУ
    2002/2003. ////16
    2003/2004. ////22
    2004/2005. ////37
    2005/2006. //// 54
    2006/2007 /// 69

    год /// количество запросов к психологу родителей
    2002/2003. //// 30
    2003/2004. //// 42
    2004/2005. ////65
    2005/2006. //// 76
    2006/2007 //// 94

    В заключении хочется отметить, что психологизация персонала и родителей – это процесс длительный, требующий определенных усилий психолога и, конечно же административной поддержки. "
     

    Вложения:

  2. Понравилось? Поделитесь с друзьями

Похожие статьи по психологии