О подавленной агрессии или откуда берутся мазохисты

  1. Евгения Сергеева
    12 сен 2016 15150
    Евгения Сергеева Администратор
    Мазохизм как психологическое явление весьма удачно описан в статье психолога Ирины Юрьевны Млодик «Мазохизм как способ выжить, или обогревая вселенную. Взгляд психотерапевта». В ней автор рассуждает о формировании структуры психики мазохиста, а также рассматривает отдельные мазохистические черты характера, наблюдающиеся и у людей с иным психическим складом.
    Статья может быть интересна и полезна довольно широкому кругу читателей. Мы же рассмотрим некоторые ее моменты с целью понять, что из себя представляет человек-мазохист.


    Мазохист – это индивидуум, чьи проявления воли и желания стали подавляться еще в детстве, отчего произошло обесценивание личности и возникла стойкая привычка самоотверженно отказывать себе в удовольствиях ради других. Как следствие такой человек не способен принять себя и внешний мир, построить здоровые отношения в социуме, имеет психосоматические нарушения.

    Давайте рассмотрим типичные составляющие личности мазохиста.
    Во-первых, навык молчаливого и терпеливого страдания

    Зарождается еще в раннем детстве, если родители сознательно или бессознательно подавляли чувства, волю и желания ребенка с целью сделать его более «удобным» и «управляемым».

    Именно тогда у маленького человека возникает твердая уверенность, что хорошее отношение окружающих зависит исключительно от меры его самоотречения. Такой ребенок старается услужить другим, не требуя ничего взамен, не возражая, не имея собственного мнения.

    Интересно, что подобного поведения мазохист ожидает также от всех окружающих его людей. Любого, кто «осмелится» проявить заботу, прежде всего, о своих личных нуждах, мазохист будет воспринимать с неприязнью или даже с агрессией. Впрочем, чувств своих он, скорее всего, не проявит, ведь его учили молча терпеть.

    Во-вторых, вследствие подавленной в детстве агрессии, склонность к манипулятивным и пассивно-агрессивным ее формам.
    Поскольку прямые формы агрессии были уничтожены еще в детстве, любой внутренний дискомфорт мазохиста переходит в косвенные формы манипуляции, которые он использует поистине виртуозно:


    - пассивное ожидание

    Живя в стремлении угодить окружающим, мазохист пребывает в уверенности, что и они обязаны отвечать ему тем же в подтверждение хорошего отношения к нему.

    - пассивное обвинение

    Не найдя в окружающих (особенно родных ему людях) стремления услужить ему в уплату за его услужливость, мазохист страдает и обижается, делая всех вокруг виноватыми в своих чувствах. Близким такого человека приходится жить под постоянным гнетом неясной вины, хотя, по сути, его пассивно-агрессивное поведение часто направлено даже не на то, что происходит с ним в данный момент, а на безрадостное детство.

    - пассивное наказание

    Обычно наступает следом за пассивным обвинением – виновные в страданиях мазохиста должны быть покараны! Провинившийся даже не сразу поймет, что же происходит. На него просто свалится груз неприятных ощущений: с ним престанут общаться, лишат внимания и заботы либо всем видом дадут понять, что он единолично несет ответственность за подавленное состояние мазохиста.

    - пассивное лишение

    Заключается в том, что мазохист просто-напросто лишает своих близких возможности позаботиться о нем, а после за это же на них и обижается.
    Он отчаянно старается все сделать самостоятельно даже там, где его помощь особо и не требуется, а после винит окружение в недостатке заботы и благодарности.


    - пассивное саморазрушение

    Не найдя подходящего объекта для обвинения или наказания, мазохист рано или поздно «заворачивает» всю накопившуюся за годы жизни в страданиях и лишениях злость внутрь себя, что со временем приводит к саморазрушению.

    Способы для разрушения своей личности могут выбираться самые разнообразные – тяжелые заболевания, алкогольная либо наркотическая зависимость – все, что угодно, лишь бы оправданно можно было страдать и наказывать себя вплоть до безвременной смерти.


    - внезапный выход из отношений

    Зачастую несбывшееся ожидание бескорыстного самопожертвования от других и накопившееся подавленное недовольство приводят к тому, что мазохист внезапно и без всяких объяснений прекращает любые отношения с близким ему человеком. Он не способен выразить свое мнение или отстоять точку зрения, и это лишает его партнера возможности понять, что же, собственно говоря, произошло.

    В-третьих, провокация чужой агрессии.
    По статистике склонность к мазохизму чаще наблюдается у женщин, воспитанных агрессивным или садистически настроенным отцом. Вследствие этого женщина стремится перенести подобную модель поведения в свою семью, выбирая в партнеры мужчину-садиста либо сознательно провоцируя мужа к порывам агрессии, отчего она сможет тихо и регулярно страдать. Она также найдет тысячу причин и оправданий своим страданиям и невозможности отказаться от таковых, ибо это ее удел и жить по-другому для мазохистки не представляется возможным.


    В-четвертых, самозабвенное служение другим в ущерб себе.
    Мазохист живет в иллюзорном мире, где мера любви и заботы о нем должна быть пропорциональна мере вынесенных им страданий. Он твердо уверен в собственной «хорошести», ведь ни к кому явных претензий не имеет, а пассивные манипуляции считает своим неотъемлемым правом. Его реальность – в самобичевании.

    3333.jpg

     
  2. Понравилось? Поделитесь с друзьями
  3. Комментарии
  4. Вчера как раз читала главу о мазохистах у Мак-Вильямс. Любопытно, что мазохистам бесполезно сочувствовать и бесполезно их спасать. Автор описывает случай, как она, пожалев одного особенно несчастного мазохиста, дала ему свою машину, и он тут же въехал на ней в столб! А когда бесплатно консультировала другого мазохиста и жалела его, его дела становились все хуже, и хуже. Как раз у мазохистов и проявляется тенденция получать вторичные выгоды от своих несчастий. Им надо научиться гневаться, выражать гнев, негодование, тогда они выздоравливают.
    Еще любопытно то, что мазохизм в какой-то степени присутствует при всех типах психопатологии.
     
  5. Только в том случае, если он сам не готов к этому и осознает, что это ему не нужно. Это как алкоголик. Он знает, что это не здорово. Но не осознает. Чтобы ему не говорили - он не бросит пить, пока не будет готов к этому (осознанность)

    Статья отличная!
     
  6. Andrew SD
    Andrew SD 31 авг 2017
    Допустим я увидел себя, что с этим знанием делать?
     
  7. А как Вы сами думаете?:)
     
  8. Lika.roz
    Lika.roz 4 сен 2017
    По возможности к психотерапевту, учиться осознавать и выражать гнев без вреда для себя и окружающих. Если пока такой возможности нет, стараться замечать, что вам не нравиться, что злит, чего бы хотелось для себя и соотносить это с возможностями и желанием окружающих. "Увидеть себя" это огромный шаг, достойный уважения!

    "Увидеть себя" и написать об этом, это Поступок, возможно судьбоносный. А в Вашем ответе можно заподозрить обесценивание (
     
  9. Andrew SD
    Andrew SD 5 сен 2017
    К сожалению обратиться к психотерапевту не выйдет из-за недавних событий (2016 год), когда психотерапевт разглашал врачебные тайны третьей стороне. Доверия нет к психотерапевтам. Да и психотерапевтов в городе не особо много.
     
  10. Huxley
    Huxley 5 ноя 2017
    А самое неприятное, что любая из этих моделей поведения, перенесенная на окружающих, особенно на детей, сразу формирует у них определенную картину мира и они проживают уже не свою жизнь.
     
  11. Полина1989
    Полина1989 7 окт 2018
    И я узнала себя. И это совсем не смешно. Мне например совершенно не нравится страдать. Но психологическое подавление в детстве сделало меня совершенно безвольной, также постоянный страх быть отвергнутой.
    Даже если я пытаюсь постоять за себя, чуть сильнее на меня надави, и все. У меня холодеют ноги, дышать становится тяжело, в голове шум.
    Не могу связать 2х слов.
    Я действительно "удобный"человек.
    Любое мое сопротивление легко оборачивают против меня. Я пытаюсь не верить, и это бесконечное чувство вины, и доказывание самой себе, что я имею право на то, и на то. При том внутренние мои ощущения четко мне говорят, что права я ни на что не имею.