Культурно-исторический, психологический аспекты дефлорации

  1. Гузель Махортова
    8 дек 2018 255
    Гузель Махортова Юнгианский аналитик
    Тема потеря девственности является одной из запретных и мало освящённых в литературе, о ней не принято говорить вслух. Но это важное событие на пути обретения зрелой женственности.

    В современном обществе бытуют диаметрально противоположные мнения по отношению к факту потери девушкой девственности. Полярность мнений, обусловлена различиями в мировоззрении. На одном полюсе находятся те, в чьём бессознательном доминируют языческие представления о дефлорации, на другом – приверженцы традиционных религий.

    С давних времен девственная плева была символом. В патриархальных культурах (к таким относится и наше общество) главенствует мужская, т. е. собственническая модель сексуальных отношений, где девственность «повышает» ценность потенциальной партнерши.

    Мужчины с такой установкой пытаются уменьшить чувство тревоги и переживания неполноценности, обладая женщиной, которая еще никому не принадлежала. Это исконное мужское соперничество, та конкурентная борьба, которая позволяла претендовать на лучшее самому и не позволять этого сопернику. Так реагировали мужчины еще со времен первобытной орды, где в отношении «самок», кроме сексуального интереса (в то время запретов на инцест не существовало, и поэтому доминирующий «самец» претендовал на любую «самку» в племени) ведущими эмоциями были: гнев, зависть и страх. Страх, когда опасно, но хочется. И компенсацией этих страданий для них есть обладание «призом», на который имеют право только они.

    В 1507 году городской совет французского городка Амьен принял новый закон: "Муж не имеет права делить ложе с женой в первую брачную ночь без разрешения своего сеньора, прежде чем сам сеньор не соблаговолит разделить ложе с женой своего вассала". Чем объяснить смену парадигмы?
    В мрачную эпоху Средневековья, когда с одной стороны аскетизм и пуританство достигли катастрофических масштабов, материализовавшись в Инквизиции, приписавшей себе полномочия сжигать самых красивых женщин на кострах, с другой стороны невиданный разгул языческих суеверий в простонародье.

    В древности, когда в Европе процветали шаманские культы, как и в первобытнообщинных племенах в наше время, дефлорацией занимались колдуны, шаманы, способные лишить девушку девственности, не привлекая гнева богов и злых духов.
    В древние скандинавские племена существовал такой обычай. С наступлением темноты перед первой брачной ночью волхв уводил девственницу в лес, разжигал костер и приносил жертву - лося или кабана. И только после этого совершал с девушкой ритуальное соитие. Если половой акт не сопровождался разрывом девственной плевы и кровотечением, жертва признавалась не принятой
    В средние века роль волхва унаследовал феодал, причем дефлорация крепостных девушек была не только его правом, но и священной обязанностью. Право первой брачной ночи распространялось и на монахов. Например, каноники Лионского собора приглашались в качестве дефлораторов своими крепостными подданными. Истории известен случай, когда монахи одного монастыря в Пьемонте обратились к местному епископу с просьбой избавить их от подобной процедуры. Иерарх пошел им навстречу и заменил право первой ночи уплатой денежной компенсации.
    В папуасском племени тяжесть дефлорирования ложилась на плечи друзей мужа. Незадолго до свадьбы жених просил двоих-троих приятелей похитить невесту и сорвать красный цветок ее невинности. Те выполняли пожелание товарища: уводили девушку в лесную чащу, дефлорировали при помощи каменного ножа, затем совершали ритуальное совокупление и возвращали невесту родителям. С этого момента все мужчины племени могли прийти в ее дом и "опробовать" новоиспеченную женщину. Как только поток желающих исчерпывался, новобрачные играли свадьбу.
    А вот у некоторых народов Сибири и крайнего Севера принято было приглашать на дефлорацию "чужака" - представителя другой народности. Причем такая гостеприимность имела чисто эгоистические причины: считалось, что вместе с кровью девственницы на мужчину изливается гнев предков. А если обряд проводит иноземец, то он и принимает огонь на себя!
    У многих народов дефлорацию совершали Бессознательный страх перед дефлорацией имеется, как у мужчин, так и девушек. Если страх девушки вполне объясним, то страх мужчин, предпочитающих не связываться с девственницами, не первый взгляд кажется не понятным.

    В этой инициации можно выделить несколько уровней. Отличительной особенностью этого периода является морально-этическая сторона вопроса. Суровый цензор сверх – Я в лице общественного мнения и общепринятой морали оказывает сильное давление на психику девушки, с одной стороны. С другой, она испытывает давление личного, родового и архетипического бессознательного. Всё это вкупе со страхом проникновения фаллоса и разрыва, как физиологической, так и психологической целостности. Сексуальная близость – это не только физическое соитие двух тел, но и психологическое проникновение мужчины и женщины друг в друга, которое оказывает воздействие на общение с противоположным полом в дальнейшем.

    У мужчин есть свой зеркальный архетипический страх - быть "поглощенным" вагиной. Это архаичные иррациональные страхи, не относящиеся прямо к половому акту, но тем не менее, также проявляются себя в той или иной степени при взаимодействии между мужчиной и женщиной.

    Личные, семейные запреты, страхи вступают в конфликт с энергией либидо, поднимающейся из глубин бессознательного, катализатором пробуждения сексуальных энергий могут стать гормональные бури подросткового возраста.

    Дефлорации может тормозиться из-за страхов и морально-этических установок, и тогда девушка рискует остаться старой девой на всю оставшуюся жизнь. Так же девушка может спешить отведать запретный плод из-за чувства протеста, в то время как психологически ещё не готова. Ранний секс чреват нежелательными беременностями, абортами, незрелым материнством, когда дитя рождает дитё со всеми вытекающими последствиями.

    Для некоторых девушек первый сексуальный опыт при неумелых, грубых действиях мужчины - дефлоратора может завершиться скальпелем и хирургической иглой. Ложе любви превратиться в операционный стол, медовый месяц проведён в больнице.

    В тех случаях, когда дефлорация связана с актом насилия, в том числе инцестуозного характера, у девушки формируется негативное отношение к этой стороне жизни. В результате несоответствия ожиданий, связанных с первым сексуальным опытом, у девушек возникает чувство неуверенности в себе, неудовлетворенности, страх и ненависть к мужчинам, отвержение этой стороны жизни вообще, или смирение жертвы перед неизбежным и обязательным действом, которое нужно перетерпеть.

    Сам секс может восприниматься как нечто постыдное, грязное, болезненно-агрессивное. У девушки может развиться чувство вины, неприятие и отказ от женственности как причины, спровоцировавшей «животное» отношение и эти «грязные» действия мужчин. В этих случаях первый сексуальный опыт воспринимается большинством девушек как травмирующая ситуация, накладывающая отпечаток на сценарий дальнейшей сексуальной жизни.

    Гендерные стереотипы и установки так же могут подавлять сексуальную активность девушек, заставляя их чувствовать себя зависимыми и подчиняемыми, скованными во время секса.

    В современном российском обществе патриархальные установки на соблюдение девушкой незримого кодекса чести ослабли. Девственность избранницы в большинстве случаев не является залогом гармоничных отношений, как в паре, так и семье.

    Вовремя и после перестройки, когда наше общество подверглось массированным атакам со стороны западных масс-медиа, страны которых уже пережили секс-революцию, стали разрушаться традиционные представления о семье и браке, о роли и месте женщины в этом мире. Модель женственности, худо-бедно выстроенная после Октябрьской революции, в которой девственность невесты продолжала считаться одной из основных ценностей для жениха и его семьи, стала трансформироваться.

    Экономический кризис породил кризис мужеско - женских отношений, секс стал восприниматься как безопасный и быстрый способ знакомства; девственность как атавизм и бремя, психологическая закрепощенность и отсталость.

    С горечью могу констатировать вымывание нуминозного, священного аспекта первой близости влюблённых юноши и девушки.

    Психологи провели опрос среди студенток столичных ВУЗов. Результаты исследования показали, что 37,5% опрошенных девушек считают свою девственность грузом. Они хотели, как можно быстрее избавиться от него, быть похожими на своих подруг, у которых уже был первый сексуальный опыт.
    37,5% опрошенных девушек видели свой первый сексуальный опыт как продолжение своих отношений. Они доверяли своим партнерам и именно с ними хотели быть более близкими.25% опрошенных девушек получили свой первый сексуальный опыт в результате насилия, инцеста и т. п.

    Из-за желания попробовать секс из любопытства, из-за стремления быть, как все, не выглядеть «посмешищем» в глазах окружающих, девушка решается на первую близость, не испытывая особой любви к партнёру. В результате дефлорация является актом физиологического изменения статуса девушки, с отсутствующей плевой, но не психологической трансформацией, знаменующей переход на новый этап развития женственности.

    Многие клиентки выражали сожаление, что решились на этот шаг по причинам, названным выше, а не из чувства любви, потребности психологического и духовного слияния с избранником.

    В этих случаях можно говорить, что инициации перехода в полной мере не произошло.

    Немаловажным является и отношение родителей к началу сексуальной жизни дочерей. Тем самым создают страх перед будущими отношениями, Формирование негативных установок, осуждение и контроль со стороны родителей, чтобы дочь не дай то Бог «не принесла в подоле» бастарда, усиливают и без того тревожное состояние девушки.

    Первая близость с мужчиной - это очень глубокое и тревожное переживание. И здесь девушке, становящейся женщиной, очень нужна психологическая поддержка и такт любимого мужчины, которому она может довериться в моменте наивысшей уязвимости и неопределённости. Важно не торопиться, а прислушиваться к себе. С одной стороны, в порыве чувств, в момент страсти близость может произойти спонтанно по любви и взаимному согласию. Это в идеале. Но когда страх и тревожность пересиливают желание и чувство взаимного притяжения, как нельзя лучше подходит поговорка «семь раз отмерь, один раз отрежь».

    Если вы сталкиваетесь с осуждением факта лишения девственности со стороны родителей или других значимых людей, не стоит принимать это лично на свой счёт.

    Задачами этого периода развития женственности можно назвать доверие как своей природе, так и избраннику. Принятие интимной стороны жизни. Открытие мира радости и чувственного наслаждения, которые могут подарить мужчина и женщина друг другу в сексе. Важно суметь почувствовать единение с мужчиной не только на физическом уровне, но и психологическом, духовном.

    Доверие к мужчине – партнёру не должно быть безоговорочным, поэтому необходимо позаботиться о своей безопасности на предмет нежелательной беременности, инфицирования. Нужно быть готовой к тому, что первый секс может не соответствовать романическим ожиданиям, к непониманию и осуждению окружающими, в первую очередь родителями.

    Важно не замыкаться в самой себе, если всё пошло не так, как вы ожидали. Вас оставил мужчина, отвернулись родители.

    Самое важное в психологии потери девственности - отношение самой девушки к себе (как личности, будущей матери, жене, любовнице). Прежде, чем решаться на этот шаг нужно получить о себе достаточно объективной информации: о своей психофизиологии (особенности строения, функционирования, реагирования, чувствительности). Такую информацию вы можете получить у таких специалистов как гинеколог, сексолог (или сексопатолог, если есть к этому показания), психолог. Эта информация позволит избежать лишних страхов о последствиях дефлорации и дальнейшей половой жизни, избавиться от предрассудков - того, чем пугают обычно девочек родители (трагичностью последствий первого аборта, обязательной очень болезненной дефлорацией и пр.). Также пройти «ликбез» по мужской сексологии (если раньше этому уделялось мало внимания).

    Метафизическим аспектом этой инициации является формирование качества принятия мужчины на всех уровнях.

    Девушка, лишаясь девственности, отдаёт символ чистоты и непорочности, взамен становится женщиной, способной доставлять и получать наслаждение мужчине в любви.
    Об этом и других периодах становления женственности, инициирующих переходах в моей книге " Жила-была девочка, сама виновата. От наивной дурочки к зрелой женщине". Её можно заказать на сайте издательского дома "Питер" (введя промокод - книга - в корзину можно получить скидку на 25%).

    обложка.jpg

    Для тех, кому удобней делать покупки в "Лабиринте", Озоне

    5C1BF9ED-49F4-4982-B228-C1BF56B67A14.jpeg
     
  2. Понравилось? Поделитесь с друзьями