1. Евгения Сергеева
    22 сен 2016 2431
    Евгения Сергеева Администратор
    О наказании ребенка, как о воспитательном методе, наверняка знают все. Многим из нас довелось как испытать на себе в детстве, так и применить его в отношении своих чад.

    Однако, далеко не всем родителям известно, что наказание – понятие довольно обширное, имеющее свою видовую структуру. В этой статье мы постараемся выделить и описать основные виды наказаний.

    1. Обращение к чувству вины

    Суть такого наказания заключается в том, что взрослый подчеркивает неправильность и недопустимость совершенного ребенком поступка с целью вызвать у последнего чувство вины за содеянное. Применение такого метода актуально, когда система моральных норм ребенка находится в стадии становления и чувство вины означает осознание граней плохого и хорошего.

    Следует хорошо подумать, прежде, чем прибегнуть к этому виду наказания, чтобы не допустить развития заниженной самооценки у ребенка.

    Если же «виновный» сам осознает недостойность своего поступка, то лишний раз подчеркивать его вину может быть крайне вредно.

    2. Эмоциональное давление

    Вследствие собственной эмоциональной неустойчивости, родители могут выплескивать гнев и ярость на малыша, срываться на крик. Это приводит к притуплению чувства эмпатии у ребенка, он перестает реагировать на любые проявления эмоций у окружающих его людей. В конечном итоге он начинает испытывать постоянный страх перед родителями, что является неправильным и недопустимым.

    3. Объяснение последствий

    Задача такого метода – объяснить ребенку, как совершенный им поступок может быть воспринят и оценен окружающими. В принципе - это не наказание в обычном его понятии, а скорее побуждение к размышлению малыша о последствиях содеянного.

    Объяснение последствий способствует развитию у ребенка умения объективно оценивать свои действия и значение их для остальных людей.

    4. Словесные нападки

    Неодобрение поступков малыша может быть выражено родителями в вербальной форме в виде замечаний, упреков, осуждений, несущих крайне негативный смысл.

    Последствия такого наказания могут быть разрушительны для маленькой личности. Ведь в своих поступках ребенок ориентируется на слова родителей и их оценку (послушный/непослушный). Результатом могут стать неуверенность в себе, чувство постоянной тревоги, замкнутость, стремление избегать всего нового и непонятного, ощущение собственной недостойности и ненужности, что не наилучшим образом сказывается на развитии малыша.

    5. Позиция «стороннего наблюдателя»

    Этот вид наказания, возможно, является самым сложным именно для родителей. Ведь смысл его в том, чтобы дать нашалившему малышу возможность самому подумать о совершенном проступке, сделать собственные выводы и, по возможности, постараться исправить все самостоятельно. Не следует сразу же указывать ребенку на его проступок, а дать время на принятие самостоятельного решения. Например, рассыпал или пролил что-то – убери за собой, сломал – попробуй починить. Здесь важно, чтобы действие исправления соответствовало возрасту ребенка и не являлось непосильным для его лет трудовым наказанием. Родитель в сложившейся ситуации может помочь и быть примером для подражания.

    6. Прекращение потенциально опасных действий

    Применяется тогда, когда поступки, совершаемые малышом, могут нанести вред его здоровью или здоровью окружающих, привести к порче материальных ценностей. В таком случае действия ребенка должны быть немедленно прекращены родителями. Если малыш отреагировал на блокаду его деятельности бурно и негативно, стоит подождать, пока он успокоится, а после – спокойно провести разъяснительную работу в конкретной ситуации.

    7. Конфликт «на паузе»

    Метод оправдан, когда ребенок находится в состоянии «эмоциональной бури» и немедленная реакция на его поведение только усугубит ситуацию. В таком случае конфликтный момент как бы ставится на паузу до момента наступления эмоциональной стабильности, а потом обязательно обсуждается.

    8. Лишение удовольствий

    Заключается в запрете или ограничении компьютерных игр, просмотра мультфильмов, отказе в покупке игрушек или сладостей. Метод является действенным для детей всех возрастов. Применение его должно быть очень дозированным, не граничащим с узурпацией власти, чтобы у ребенка не возникало чувства безысходности.

    9. Игнорирование

    Ответом на неблаговидные детские поступки выступает показательный отказ от любых взаимодействий с ребенком, выраженный в словах типа «Ты мне больше не нужен» или подобных. На практике может вызвать состояние тревожности, страха, эмоциональной подавленности и ощущение неясной опасности у малыша. Не стоит использовать этот метод, если вы видите, что ребенок принимает ваши слова, как оценку его самого, а не совершенных им действий.

    10. Ограничение свободы передвижения

    Это не что иное, как знакомое многим из нас с детства «иди в угол! », «не выходи из своей комнаты! », «на улицу не выйдешь! » и тому подобные меры, сутью которых является ограничение или запрет на какую-либо деятельность.

    Последствия такого наказания всегда негативны. Ущемление свободы передвижения воспринимается малышом как состояние абсолютной беспомощности, что может привести к целому ряду разрушительных состояний: развитие отрицательных реакций либо, наоборот, полнейшую покорность и эмоциональную пассивность, ощущение постоянной зависимости от старших и как следствие – абсолютная несамостоятельность, неспособность к принятию решений.

    11. Наказание деятельностью

    Происходит, когда родитель принуждает провинившегося ребенка делать что-либо в наказание. Например, «не слушался на детской площадке, будешь целый час читать книгу». При этом мотивы наказания ребенку непонятны, и сам процесс воспринимается им, как издевательство со стороны родителей.

    Постоянное применение этого типа наказания может спровоцировать у ребенка неприятие любых требований либо, наоборот, пассивность и покорность любым притязаниям, что способно существенно затормозить или вовсе разрушить формирование самостоятельной личности.

    12. Телесные наказания

    Являются абсолютно недопустимым методом воспитания и говорят лишь об эмоциональной неустойчивости и неумении родителей налаживать здоровое общение со своими чадами. У ребенка же подобные меры ассоциируются лишь с болью, страхом и унижением, что никак не способствует развитию гармоничной личности. Неприемлемо даже грозить ребенку физической расправой. Подобные наказания влекут за собой агрессивность, неспособность нормально общаться и разрешать конфликты мирным путем.

    Подводя итоги, можем сделать вывод, что всего лишь несколько способов наказания являются гуманными и действенными. Применять их следует взвешенно и очень осторожно, всегда следуя единожды выработанным правилам. Спокойствие и конструктивность родителей – вот залог благополучного разрешения любой конфликтной ситуации.

    123.jpg
     
  2. Понравилось? Поделитесь с друзьями
  3. Комментарии
  4. Олеся Веревкина
    Олеся Веревкина 22 сен 2016
    На старшем пробовали разные методы воспитания. Потому что сами были еще почти дети и не знали, как и что правильно. Тогда и книг не было. Только Карнеги. Из него тоже что - то брали, но уже не помню что. И в угол ставила и по попе шлепала, когда старше стал, то гулять не пускала. А он включит пылесос, вроде как убирает, а сам через окно и только его и видели. Младшему ничего из этого не досталось. Потому что не помогало, на старшем проверили. Никита иногда мне высказывает, что вот, Гришу вообще не наказывали. Так его и не за что было особо. Старший нам такого джазу давал... А Гришка другой. То ли мы сами повзрослели и стали иначе относится к некоторым вещам. Не знаю. Сейчас отношения доверительные. Стараюсь говорить о своих эмоциях. И все равно к каждому ребенку нужен свой подход. У меня два сына и оба совершенно разные.