1. Юлия Жемчужникова
    3 янв 2019 1015
    Юлия Жемчужникова Психолог
    Этот материал – лоскуты материала, будущие главы книги о ведьмах. Потому тут многое лишь обозначено. Буду рада откликам, вопросам, критике, историям.
    Драконы – большая тема. Следует помнить, что хотя и есть некоторые закономерности, обусловленные архетипичностью Дракона... Однако, у каждого, у каждой он свой, и отношения с ним довольно интимны.


    Ни рыба, ни мясо

    На психологическом языке рептилия – существо, живущее на грани миров (пограничное), но в самом примитивном, биологическом варианте.

    Основание нашего любимого органа мы называем рептилийный мозг. Это та его часть, которая отвечает за самые примитивные инстинкты, молниеносные реакции на стимулы, биологическое выживание. Эта зона мозга выручает нас в ситуациях, когда человеческое не работает.

    Мы все вырастаем на травмах. Мышцы души, как и мышцы тела, прирастают, сращивая микротравмы. В здоровом варианте это микротравмы (максимум растяжения) сепарации от родителей и постижения социума. Преодоление фрустраций, небольших потерь, обид, обманов, страхов – всё это делает нас сильнее душой.

    Но, к сожалению, очень многим из людей приходится переживать в детстве, подростковости, юности серьёзные травмирующие события. Смерть родителя или сиблинга, потеря дома, сексуальное насилие... И тогда часто появляются Драконы.

    (Если у Тебя есть Дракон, вероятна здесь реакция раздражённого несогласия. Драконы – отщеплённая часть, а расщепление происходит при травме. Потому психика наша сопротивляется восстановлению этой связи. Простите).

    Джордж Р. Р. Мартин и авторы сериала «Игра Престолов» хорошо показали это взрослым в образе Дейнерис. Ну а у детей в мультиках полно вариантов.

    Есть много умной и полезной литературу по исследованию травм в психологии. По мне лучшим остаётся Дональд Калшед. Но читать его нелегко.

    Ситуации разные, травма бывает внезапной и быстрой или долгой во времени, случаясь в разном возрасте, она по-разному нападает на душу с разной силой разрушения. Сопротивление травматизации тоже зависит от многих причин.

    Постоянным можно считать то, что душа, как и тело, отчаянно ищет путь выживания. Почти всегда этот путь – расщепление. И у него много направлений. Мы сегодня о двух.

    Первый вариант – травмирующий опыт консервируется в Эго. Человек, в раннем возрасте получивший травму, становится психологическим уродом – сволочью или несчастной жертвой. Девочка, подвергшаяся абъюзу или потерявшая мать, плохо пережившая развод родителей, мучительную депривацию, подсознательно принимает на себя вину и «карму», превращается в некрасивую, недостойную человеческой жизни Лягушку.

    Другое направление –душа девушки отщепляет непереносимое и «на его месте» возникает нечто. Довольно часто это некое чудище, монстр, пограничное существо, рептилия, которая спасла наделила силой и потому обретает независимость во внутрипсихическом пространстве, соединяясь с Самостью, заглатывая и присваивая часть её мощи. Это яйцо дракона. Калшед описывает множество вариантов расщепления психики и в том числе потерянный и обретаемый контакт с имеющими огромную силу Спасателями. Сила эта разрушительна и могущественна, она прячется, контакт с ней сложен, в ней огромный, но трудно приручаемый ресурс.

    Простите, если тут мудрёно получилось. О травмах души просто и коротко не получается.

    Ещё раз про Василису
    Сказка «Царевна-лягушка». Вспомним?
    Мы встречаем Василису вместе с Иваном-царевичем, ищущим стрелу, в болоте. Лягушка. Такой поворот не редкий в сказках. Царевны частенько бывают заколдованы. Редкий случай и фантазия Вильгельма Гауфа – принцесса, заколдованная в гусыню в «Карлик-Нос». А так всё больше змеи, рыбы, страшные уродины. Но мы сегодня про лягушку. Образ нам близок и понятен. Страна наша полна болот и мух, лягушек только в городах не встретишь, а так – главная наша рептилия.

    Каждая девочка – принцесса по рождению. В том смысле, что она имеет право на нежное внимание и поощрение, заботу и красоту, и должна вырасти в любви, научиться ей, чувствительности, гармонии, заботе о мире, чтобы потом стать царицей, королевой матерью.

    Травма – потерянность из своего царства. История Василисы-лягушки передается нам коротко, но намекает на две травмы. Звучит только отец и мамки-няньки (где мать?), и ещё какая-то тёмная история с Кощеем.

    С Дейнерис формат позволил выдать массу подробностей. (кто не смотрел сериал и не читал книг, можно почитать её историю в Википедии). Тут и потеря родителей, и эмиграция, и предательство брата, и сексуальное насилие...

    В таких ситуациях запускается программа выживания. Подобно тому, как Кощей жизнь и силу свою спрятал в яйце (а он тоже вроде был травмированным героем в прошлом), так у принцессы, оказавшейся в трясине бед, возникает связь с яйцами древних ящеров. Они могут ждать встречи сколь угодно долго. А потом «вдруг».

    Лягушка ловит стрелу и встречает принца. Имеет право по рождению. Правда лягушкам принцы обычно достаются не первого эшелона. Безвольный. Но честный, старательный.
    Вот и она – старательная. Угодить, соответствовать.

    Казалось бы, что такого? Старый царь-свёкор разные блажи выдает. Требует показать, побаловать, удивить. Старшие невестки – обычные барышни среднего сословия, предъявляют ему, что смогли. А он ещё и поносит.

    Наша Василиса так не может. Она должна доказать себе и всем, что у неё всё по высшему разряду. Такие молодые женщины часто страдают домашним перфекционизмом. Ну или если не хватает на постоянно, то выдают изматывающие праздники, пиры, ремонты и т. п. всплески доказываний «я отличная хозяйка и жена». Так травмированная женственность доказывает свою «нормальность». Причем вне своей семьи.

    Ивана-царевича вполне устраивает его жизнь... Но вот приходит пригорюнившись: батюшка затребовал предъявить... Василиса-лягушка, хоть и премудрая, но нет у неё простой житейской защиты от реплик вроде «а вот у людей...». Она прямо-таки заводится.

    Дальше интересно. Муж уложен спать. Ему не осилить безумства женственности. И начинается магия. Я опрашивала разных женщин, просила пересказать сказку. Так вот у многих (я в том числе) некая, вероятно советская версия, что Василиса ночью творит чудеса сама, пользуясь лишь помощью разных мелких зверюшек. (Мультик такой был в нашем детстве, а-ля Золушка). Так многие из нас и ведут себя, особенно в начале замужества: не спать ночь-другую, сшить, приготовить, украсить... И всё сама. А он и не удивится толком. Гордись сама себе.

    В изначальной сказке Василиса похоже сама ничего особо не делает. Она же принцесса. Магия её состоит в призывании неких мамок-нянек, которые и сотворяют то, что удивляет свёкра. Такой вариант редок в нашей жизни. Однако многие василисы осваивают некоторые хитрые способы добывания сокровищ (подруги, мама-бабушка, али-экспресс...).

    Невестки попроще делают бесхитростно и сами, потому не очень получается. Магия Василисы состоит в том, что имеет она вкус, стиль и знает, как добыть.

    Иван наш не особо вовлечён, мало чему удивляется и максимум в инстаграм выложит «не знаю, как у неё это получается». Он ведь в основном лягушку видит – барышню в лосинах и застиранной футболке, лечащую масками прыщики, а то и трещины на сосках после беременности и родов...

    Однако, повторяющаяся ситуация с сотворением чудес миру на удивление набирает обороты. И доходит до апогея: удивить надо предъявлением себя. Поехать в гости к родителям или на корпоратив, или на совместный отдых с друзьями... И тут остапа понесло.

    Недавно из сети пришло отличное замечание: Золушка не хотела замуж! Она хотела выходной, красивое платье и потанцевать на балу. Воистину. Золушка росла под присмотром строгой мачехи. И Фея-Крёстная мудро ограничила её пребывание на празднике. А вот за нашей Лягушкой такого присмотра нет. Потому она уж разойдётся вовсю. Продемонстрирует миру не только наряд, но и разную бытовую магию с озёрами и лебедями.

    Муж наконец просыпается. А как адекватно реагировать? Бежать и что-то... Что-то... Хоть странную эту шкурку сжечь - пристанище странное, магию из прошлого. И тут он её теряет. Как он мог! Утраченное доверие – предательство, это трудно пережить. Теперь ищи-свищи...

    Дейнерис Таргариен Бурерождённая
    Травмирована вероятно при рождении, потом теряет родителей. Мы встречаем её в 13. Нежная доверчивая, воспитанная принцессой девочка подросток, которую брат продаёт замуж в грубую среду мужского насилия. Она справляется и с этим, с помощью той тихой решимости и силы, которой обладают принцессы, обретает женственность трудно и упорно. Но травмы не заканчиваются. Раненый муж теряет силу, она предпринимает отчаянные попытки спасти его и ребёнка и теряет всё. Она входит в жертвенный огонь потерь и выходит из него обнажённой, властной, прекрасной и страшной матерью драконов. С этого момента она растит своих драконов (мы для простоты будем далее говорить в единственном числе) они защищают и сопутствуют, одновременно спасая её и отдаляя от других людей.

    Дракон нужен женщине для полётов, для пожаров, для чувства защищенности. Это некрасивая, грубая мощь (любоваться можно, но очень издалека), под защитой которой можно жить, путешествовать, властвовать, взаимодействовать. Дракон для женщины – не партнер, не зверь... Это мои дети – говорит Дейнерис. Они вышли из травмы, из пламени, которое не убило, древняя мощь. Это тот самый Спаситель – защитник призванный, порождённый травмой, живущий в Самости.

    И начинаются скитания. Порой и Ты, Сестра, подобно Дейнерис, бродишь по разным местам в поисках пристанища для своего Дракона. Но Тебя боятся, хотят поработить, использовать, кто нанять пытается, кто в жёны взять с приданным. Да и Ты всё пытаешься обрести своё царство, используя героев, торговцев, трикстеров, царевичей. Одна из сестёр подарила мне грустное – «попытки монетизации драконов».

    Потом вдруг – очарование Героя (Джон Сноу), который смог не испугаться, протянуть руку, погладить Твоего Дракона. Он уже бывал убит, встречался со Страхом, стал выше него... Но у него свой Путь. И вообще, он – брат (хотя и может пару раз случится близость). Придётся его отпускать.

    Нестрашный дракон
    Мультфильм «Мулан» (Дисней).
    Дракончик, посланник предков. Вероятно, так символически и выглядит древняя «сила» рептилийного мозга, оберегающая девочку, выросшую в полной здоровой семье и отправившуюся в опасные приключения юности. Он – хитрость и чуткость, спонтанность реакций, осторожность, ориентация, айкидо на всех планах бытия. Поддержав девушку в сложных ситуациях, он удаляется в воспоминания, закреплённый навык жизни, дали сознания. Там, где здоровая женственность набирает силу, он не особо нужен.

    Дракон травмированной женщины обычно огромен.
    Такого в кармане или запазухой не потаскаешь. Квартирка ему для приземления маловата будет. И даже не желая зла, он сокрушает что-то вокруг когтистыми лапами, мощным хвостом, большими крыльями, только пытаясь умоститься. А уж если намёк на ретравматизацию – спасайся кто может – сожжёт полгорода.

    Нестрашный, небольшой дракон, как тотемный зверь хранитель, не прост, но при умелом обращении полезен.

    Дракон Хранитель
    Одно из базовых свойств арехетипического дракона – хранитель сокровищ. Принцесса – тоже сокровище, обычно для родителей (реальных или внутрипсихических).

    Стихотворение Анны Ахматовой «Путник милый», которое многим наверное известно по чудесной песне Светланы Сургановой.
    «... Здесь живет дракон лукавый,
    Мой властитель с давних пор.
    А в пещере у дракона
    Нет пощады, нет закона.
    И висит на стенке плеть,
    Чтобы песен мне не петь.
    И дракон крылатый мучит,
    Он меня смиренью учит,
    Чтоб забыла дерзкий смех,
    Чтобы стала лучше всех...».


    Это плен, заточение в перфекционизме охраняющей женственности. Когда девушка на пороге юности, Злая Мать, Мачеха, Мегера, Злобная Ведьма удерживает её в пещере или башне от безрассудства, учит смиренью, «быть лучше всех», хранить себя как сокровище. Это не дружественный дракон, Змей-Горыныч, не отпускающий девушку к её потерям, готовый пожрать. От него девушка сбегает с помощью первого же проехавшего мимо героя.
    Спасается, убегает... Но она уже знакома с Драконом, его мощью. И может быть припрятала, прихватила с собой яйцо дракона. На будущее. «Вдруг пригодится»...

    Змей-Горыныч
    Как вы помните, у нас невест и молодых жён ворует или Кощей Бессмертный или Змей-Горыныч. Кощей – символ зажившегося жадного старого бывшего героя. А вот Змей? Забудьте на минутку образы из мультиков. Змея/гора, живёт в пещере, многоголовая гидра... Это же наш нелюбимый образ могучей, пугающей феминности, один из образов архетипа Ужасной Матери.
    Прислушайтесь, как созвучно с Медузой Горгоной.

    Это совсем отторгнутый, одинокий Дракон, самый опасный, потому как контакта с ним никакого, он вроде как сам по себе. Мучается, злиться. Как обиженная мать-Деметра, или злая Гера, испепеляет всё подряд. Без хитрости и осторожности и не подобраться. Герою придётся торговаться, ловчить. Женщине – лучше в сторонке подождать, разве только знаешь подсказки какие...

    Охваченность Анимусом
    Пугающая непонятность и природная мощь Дракона – ужасающая феминность. При близком контакте неизбежно возникает тема силы и борьбы, укрощения одной силы другой. Так женщина-мать/сестра Дракона охватывается Анимусом.

    «Облако ожесточенности... У женщины выражает себя в виде упрямых мнений, предвзятых интерпретаций, инсинуаций, непонимания, всё это направлено к тому, чтобы разрушить отношения двух человеческих существ... (К. Г. Юнг «Эон»)

    Базовое доверие. Это то, что необходимо для по-настоящему близких отношений. Но его очень трудно сохранять. И вот, когда оно обрушивается, возникает предательство, чаще всего никто не собирался предавать, особенно мама, так получилось...
    Обиды. Разочарования. Дракон помогает с ними справляться. Он их пожирает. Он ими кормится.

    Это сейчас мода на драконов.
    Вероятно потому, что люди их видят в мультиках и на картинках, а вот встречались бы без стёкол террариумов с крокодилами и драконами комодо, относились бы по-реалистичнее. Всем своё место.
    А раньше не особо девочки старались их при себе держать. Гнали, прятали. Снова искали отношений близких и доверительных. Но и с мужчиной опять: разочарования, обиды, предательства. И вот он летит на выручку, верный змей, готовый и испепелять и уносить в облака...

    Мужчина, которому на тренингах и психологических группах рекомендуется обнять- цепенеет. А вы пробовали обнять дракона?

    Дурак кидается сражаться напролом. От активного спора до драки. К ужасу нашему часто реально убивает или калечит дракона вместе с женщиной или сам погибает.

    Интеллектуал или хитрец прячется, выжидает, ищет уязвимое место или строит ловушку.
    Ловушка – всё та же монетизация, правила. Вместо танцев и «странного» творчества – стать нотариусом, управленцем или бухгалтером в совместном бизнесе... Сделать Дракона нет, не полезным, а утилитарным. Дракон в такой ловушке то затихает смиряясь, порой какое-то время вращает мельничные колёса... Но потом вдруг начинает биться, изрыгать пламя калеча себя и окружающих, разрушая воздвигнутую над ним башню...

    Дракон для женщины – символ силы и свободы. Только всё же хотелось бы, чтобы помнили: Он – фантазия. Реальная фантазия.
    «Мы всегда фантазируем в напряжении настоящего, мы переживаем мечту как актуальность» (Ф. Перлз).
    То есть мы получаем от этой мечты ресурс... Мы можем переживать силу и свободу, полёт с Драконом. Но не можем обрести их насовсем в жизнь.
    Воля Дракона нацелена на независимость. Но он не очень-то разборчив (рептилия всё же).
    «Подлинная автономия основывается на доверии к себе и к другому человеку». (Полли Янг-Айзендрат)

    Это очень не просто. Отличить доверие и зависимость, падать спиной, если уже ударялась... Но оно того стоит. И Дракон тут, увы, не помощник.

    Дракон и мальчик
    Мультфильм «Как приручить дракона». Кое в чём перекликается с «Песнь моря». Мальчик, выросший без матери, умудряется приручить безобразную раненую феминность. Он выживает, хотя и лишается ноги. Во второй части обнаруживается, что мать жива. Живёт в изоляции со своими детьми-драконами. Ведьмам-мамам мальчиков стоит обратить внимание.
    Вообще очевидно, что увлечение динозаврами и драконами чаще всего совпадает у мальчиков с эдипальным периодом развития.

    У мужчин тоже бывают драконы.
    Дракон во внутрипсихическом мальчика или мужчины – это контакт с мощной и устрашающей феминностью. Поэтому мужчины либо побеждают дракона, убивают (ну мы знаем, что совсем это невозможно, а так, отрубание голов) или заковывают в цепи.

    Психологически развитые, продвинутые или природно-мудрые (начиная с со Св. Егория/Георгия) – приручают, держат на привязи, иногда и выгуливают. Справедливо замечено: враги драконов не рыцари, а крестьяне. Именно труд (земледелие) противостоит с драконами, герои – лишь инструмент. Чтобы заниматься обычными земными делами мужчине порой приходится «включить героя» и усмирить дракона.

    А вот женщины со своими драконами любят заигрывать. Мы с вами живём прямо-таки в эру разгула драконофилии, моды на драконов. Вероятно это месть эволюции за тысячелетия патриархата.
    Если у Тебя свой мощный Дракон, то тут он может на меня рыкнуть, а то и огнём... Потому отпряну и попробую пояснить. Драконофилия- любовь, страсть к драконам. «Мода» – не нравится? Конечно, Драконы всегда особенные, и твой – уникален.

    Что делать?
    В здоровом царстве нет места драконам во дворце и поблизости. Хотя множество известных мне семей умудряется как-то жить со скелетом в шкафу и драконом под кроватью.

    Помню замечательную сказку (к сожалению не смогла найти автора и точное название), в которой дракон постепенно с помощью детей превращается в котёнка.

    Именно кошки часто берут на себя функцию по восстановлению базового доверия. Они одновременно демонстрируют силу и магию, преданность и независимость, автономию и высокую степень близости. Если в семье есть кошка, то дракон вряд ли там живёт. Ну разве что небольшой, если как-то разграничат территорию.

    Дракон – мощнейшая компенсация потери доверия к миру, партнеру, близким. Каждый поживший уже человек знает, как трудно восстанавливать потерянное доверие. Далеко не всегда удаётся. И Дракон продолжает жить с тобой.

    Что ж, тогда нужно драконам место, время, ритуалы, в курсе которых должны быть домочадцы. Драконов надо выгуливать подобно большим собакам в специально отведенных местах. Но следует не путать драконов с собаками и другими животными, он может быть предан, но не дрессируем, это всё-таки рептилия, древний ящер и больше схож с крокодилом. То есть выгуливаете вы всё-таки крокодила, а не собаку. Реакция его может быть очень резкой, спонтанной и не контролируемой, дрессировка - ограниченной. Потому, хорошо, если небольшой всё-таки. А если большой – хорошо бы в уединенных местах встречаться.

    Хотите всё же таки монетизировать – флаг вам и кассовый аппарат в руки. Помните только, что это обычно предательство по отношению к зверю-защитнику/помощнику.
    (Пояснение. Монетизация – это «как-то в деньги превращать», продавать то есть... Вот женщина летает например или рисует или поёт... А потом вдруг: «надо как-то это продавать, чтобы муж заценил, да и сама...». А Дракон – он преданный, ребенок...).

    Присмотритесь к нюансам. Пользуетесь ли вы драконом при восхождении в Гималаях или вытаскивая детей из тюрем, или показываете его с трюками на ярмарках?

    Смерть дракона
    Итак. Дракон может присутствовать в вашей жизни, если как-то все приспособились. Может обнаружить, что он тут лишний и ему пора в его дальние подземелья.
    Можно Дракона отпустить.
    Хорошо, если сможешь насовсем. Обычно связь всё же остается. А значит тем, кто рядом с Тобой придётся быть настороже. Вдруг покажется что Тебе что-то угрожает... И вот уже сера и пламень...

    Но может Дракон и погибнуть. Это очень сложный, один из сложнейших для переживания моментов жизни. Бывают такие бои в жизни, когда (примерно как у С. Лукьяненко в «Ночном дозоре») ведьма оказывается в эпицентре, попадает случайно на линию фронта света и тьмы. Или как Дейнерис вдруг узнаёт, что война за свою жизнь и своё царство – ничтожна по сравнению с борьбой за жизнь вообще против холода и смерти. В таких боях Дракон часто гибнет, спасая своего человека. Так бывает с тотемами. Мой зверь силы погиб в моей большой битве за детей в 2015. Я не жалею. В моём большом кругу семьи и друзей ему уже нет места.

    Сейчас в процессе написания поняла, что это совпало в том числе с тем, что я (после многократных проработок, проживания, психоаналитической работы...) именно в это время наконец поставила себе на стол мамин фотопортрет и почувствовала возможность спустя почти 30 лет после её смерти спокойно сосуществовать с её взглядом.

    Есть мощнейшая сила на планете – эволюция жизни, она пожертвовала драконами, наверняка не напрасно...

    Можно ли, чтобы не умирал? Да, конечно. Питер Пен вот не взрослел. Можно жить в любой реальности.
    Я предпочитаю ту, где есть место и грусти, и смерти, где всему своё время. Где я и мои любимые рождаются, живут и умирают. Это не вычеркнуть. Это для меня тоже про доверие к миру. А смотреть мультики, бегать по снегу, обнимать любимых, делать, творить хочется ещё больше, когда это помнишь.

    Береги Себя.
    Ю Же, Милое, дек.2018

    дракон.jpg
     
  2. Понравилось? Поделитесь с друзьями