Последствия дисгармоничного воспитания (случай из практики)

  1. Мария Виноградова
    11 окт 2016 2850
    Мария Виноградова Гештальт-терапевт
    Как правило, затрагивая тему раннего развития, молодые родители преисполняются энтузиазма, в то время как психологи бьют тревогу. Приводя в качестве примера книгу Масару Ибуки «После трех уже поздно», мамы и папы доказывают необходимость как можно раньше начать развивающие занятия: чтение и математика по методике Зайцева, английский язык по методике Глена Домана, сейчас есть даже материалы для раннего изучения химии и геометрии, - почему бы нет? Проводя занятия в игровой форме, можно не только вложить в малыша новые знания, но и научить его применять их на практике. Однако, окунаясь в мир знаний, родители зачастую забывают о необходимости давать ребенку время на самостоятельное изучение окружающего мира, обучать его навыкам самообслуживания, развивать способности к социальному общению и главное – давать ему определенное количество одобрения и принятия для формирования позитивной самооценки. Именно этот момент является камнем преткновения между родителями и психологами, которые работают с последствиями дисгармоничного (перекошенного в сторону интеллекта) развития ребенка. Я хочу рассказать о случае из собственной практики.

    В прошлом году ко мне на прием пришла семья – Ирина, Александр и их старший сын Владислав (11 лет). Причина визита - несоответствие поведения уровню знаний и умений Владислава, в результате чего складывается ситуация непонимания и непринятия его сверстниками, учителями и даже членами семьи.

    - Влад и дома, и в школьном коллективе ведет себя как 5 - летний мальчик, - жалуется мама. – Он плюется, дергает ребят за одежду и за волосы, отпускает какие - то детские шутки и сам же смеется над ними. Все это сильно влияет на отношение педагогов: они делают замечания в дневнике, занижают оценки. Одноклассники не хотят дружить с ним, а мы... Нам все это уже так надоело, - я зачастую просто срываюсь с катушек, - мама беспокойно ерзает на стуле, отец кашляет и подается вперед, Влад весь как будто сжимается и вздыхает. Рассказ продолжает Александр:

    - С другой стороны, нельзя не учитывать и его высокое интеллектуальное развитие (кивок в сторону сына), которое тоже создает проблемы: Влад часто задает педагогам трудные вопросы, на которые те не всегда могут ответить, а одноклассники, чувствуя себя глупее, игнорируют его или издеваются.

    После того, как Владислав согласился с наличием этой проблемы, я предложила ему подождать в другой комнате. В процессе общения с родителями выяснилось, что Александр - военнослужащий, Ирина - домохозяйка. С рождения до 5 лет Влад жил в Санкт - Петербурге с матерью, бабушкой и дедушкой (родители матери). Отец служил в Москве, поэтому виделся с сыном нечасто, - примерно раз в 3 месяца. В детский сад мальчика решили не отдавать: его воспитанием в основном занималась мать и дедушка. Принцип воспитания звучал так: «Вырастить всесторонне развитого мальчика, который непременно сделает какое - нибудь великое открытие» Решая данную задачу, уже с года дед брал Влада на рыбалку и объяснял устройство автомобилей, а мать вместо соответствующих возрасту игрушек постоянно предлагала сыну развивающие методики и игры на опережение его потребностей. Вместо мультфильмов Влад смотрел передачи познавательного телеканала Discovery, а вместо прогулок сидел дома и занимался конструированием радиоуправляемой техники. Уже тогда у него проявились последствия интеллектуальной перегрузки и отсутствия соответствующих возрасту игр и общения - быстрая утомляемость, рассеянность, частое переключение внимания с одного занятие на другое, нежелание доделать начатое до конца, обрывочность (фрагментарность) знаний, чрезмерная ситуативная энергичность.

    Друзей у мальчика не было: другие дети пасовали перед сложными играми, которые он им предлагал, и, кроме того, побаивались его чересчур активного и временами навязчивого поведения. Когда Влад приблизился к младшему школьному возрасту, они с матерью перебрались жить в Москву – в служебную квартиру, которую получил отец. В возрасте 6 лет врачи поставили Владу диагноз – гиперактивность. Попытки выровнять поведение с помощью медикаментов не имели положительного результата: мальчик усиленно занимался самообразованием и конструированием, на детской площадке в основном носился один, во время болезни или в плохую погоду дома просто не мог найти себе места – бегал по квартире или разбирал и снова собирал всю домашнюю технику.

    Когда Влад пошел в школу, у семьи появились серьезные проблемы. Безуспешно пытаясь завладеть рассеянным вниманием постоянно крутящегося на стуле мальчика, классный руководитель невзлюбила его: в дневнике еженедельно появлялись замечания и плохие оценки, мать с отцом специально приглашались на внушающие беседы о неподобающем поведении сына. Как признавался сам Влад, на уроках ему было совершенно неинтересно, поскольку читать, писать и считать мать с дедом научили его еще в 4 года, а больше в школе ничего интересного не было. При переходе в среднюю школу классный руководитель поменялся: новая учительница с пониманием отнеслась к особенностям мальчика, однако здесь возникла проблема иного рода. Если в начальной школе Влад смог подружиться с несколькими мальчиками, то в средних классах никто не захотел поддерживать с ним отношения. На родительском собрании стало известно, что Влад неоднократно подвергался буллингу со стороны одноклассников за то, что «ведет себя как маленький». Родители и сами заместили, что, несмотря на поразительный для своего возраста объем знаний и характер занятий, сын часто «впадает в детство»: например, сидит на полу и играет в машинки, гоняется по дому за кошкой, говорит откровенные глупости и сам же смеется над ними, после школы часто катается на детской площадке для малышей. За эти «детские шалости» мать ругает и стыдит сына (при этом отец либо ведет себя равнодушно, либо соглашается с матерью), а поддерживать его в высокоинтеллектуальных занятиях у Ирины не хватает ни времени, ни сил (2 года назад в семье родился второй сын Роман).

    В этом непростом случае стоит внимание на то, что в детстве мать постоянно предлагала Владу несоответствующие его возрасту игрушки и развивающие занятия и теперь, балуясь как ребенок, мальчик неосознанно пытается нагнать и компенсировать ценные моменты отнятого прогрессивной мамой детства, в котором непременно должно быть место наивным шалостям, простым играм и самостоятельному выбору занятия (даже перекладывание вещей с места на место или переливание воды из стакана в чашку и обратно являются важными составляющими развития ребенка). Также в глаза бросается тот факт, что с самого первого дня в школе Влад не чувствовал интереса к учебе и видел, что остальные дети умеют намного меньше, чем он. Поэтому, с другой стороны, поведение «маленького мальчика» может быть осознанной попыткой стать ближе к одноклассникам и найти себе друзей. Понимая, что этим он привлекает внимание (пусть даже негативное), Влад продолжает вести себя подобным образом и дома, раздражая родителей. Несомненно, на поведение Владислава оказало влияние и появление в семье младшего брата, который окружен заботой и любовью мамы с папой, чего так не хватало Владу в детстве (вспомним, что мать в основном занималась его интеллектуальным развитием, а отец появлялся раз в сезон). Но если у маленьких детей регресс поведения проявляется в основном в физической форме (как и младенцы, они начинают писаться и говорить «агу», просят, чтобы их запеленали и покормили из бутылочки) то в случае Влада поведенческий регресс принял иную форму, возвратив его на 5-6 лет назад.

    Трудно принять своего ребенка таким, какой он есть, когда все прошедшие годы родители ожидали от него совсем другого, будучи уверенными в возможности вырастить вундеркинда. Поэтому первое, что мне пришлось объяснить Ирине и Александру, это необходимость избавиться от своих ожиданий по отношению к сыну и начать проявлять больше заботы о его чувствах и общем состоянии. Как бы тревожно это ни звучало, необходимо разрешить ему «наиграться» хотя бы дома, и если есть возможность – перевести мальчика в другую школу (поскольку даже при попытке вести себя соответственно возрасту в старой школе уже вряд ли получится выстроить с одноклассниками полноценные дружеские отношения). Отцу следовало больше общаться с Владом, подавая пример мужского поведения и выражая сыну поддержку. Обоим родителям нужно было понять, что, каким бы взрослым ни был сын, появление в семье второго способствовало развитию детской ревности (хотя внешне это может быть совершенно незаметно), поэтому важно сгладить ее, уделяя Владу индивидуальное внимание, выражая одобрение и похвалу за выполненную просьбу или помощь по дому, а также за новые идеи (Влад конструирует радиоуправляемые модели и пишет компьютерные программы).

    При разговоре с Владом мальчик положительно воспринял рекомендацию пройти коррекционный курс у поведенческого терапевта, в то время как Ирина начала у меня личную терапию. В начале этого учебного года (после 20 сеансов с поведенческим терапевтом) Влад перешел в другую школу, где к радости всей семьи быстро нашел общий язык с одноклассниками и учителями. Ирина в настоящее время продолжает посещать мой кабинет и делает заметные успехи в работе со своими ожиданиями и принятием особенностей каждого из своих сыновей, и главное – себя самой – такой, какая она есть.

    последствия дисгармоничного воспитания.jpg
     
  2. Есть вопросы? Спросите психолога прямо сейчас!
    Получить консультацию
    Не откладывайте решение вопроса!
  3. Понравилось? Поделитесь с друзьями
  4. Комментарии
  5. Елена.
    Елена. 12 окт 2016
    Добрый день. А можно я скажу? )С первых строк вы ( я так поняла текст) осуждаете раннее развитие, хотя заголовок темы совсем другой. Неправильное воспитание - это трагедия, а английский язык здесь ни при чем. Есть множество билингвов, которые развиты гармонично. А люди приезжающие из ближайшего зарубежья совсем не морочаться на эту тему. Они говорят на своем языке и на русском. Потому что посещают русскую школу.
    Родители учат читать ( мы), но не учат КАК общаться со сверстниками (мы), как с ними играть, что строить, забывают давать физическую подготовку и по - этому дети теряются в школе. В нашем классе почти все умеют читать и писать и только малая часть не умеет себя вести с другими детьми. И это наша беда.
    Про "неинтересно". Я весь первый класс просидела под партой. Мне было не интересно. На тот момент я не умела читать и писать. Если бы всем было интересно в школе, то не было бы отстающих и не всегда отстающие, это дети прошедшие раннее обучение. Есть еще неинтересные учителя.
    Извините за мое непрофессиональное мнение)
     
  6. Мария Виноградова
    Мария Виноградова 13 окт 2016
    Елена, напротив: спасибо Вам за внимание к материалу!
    Я не осуждаю раннее развитие, если параллельно с ним родители не забывают о необходимости прислушиваться к собственным желаниям ребенка, учитывать возможности его возраста, развивать у ребенка навыки самообслуживания и главное - умение общаться со сверстниками и взрослыми (социализация).
    Заголовок темы определен конкретным случаем, который я описывала, - в нем перекос в сторону раннего развития без учета вышеперечисленных моментов как раз является главной причиной дисгармоничного взросления мальчика.
    "Есть множество билингвов, которые развиты гармонично", - безусловно. Как правило, родители таких деток с рождения уделяют внимание индивидуальным особенностям и предлагают игры и задания соответственно возрасту (а не соответственно своей установке непременно вырастить вундеркинда, как в описанном случае).
    "Родители учат читать ( мы), но не учат КАК общаться со сверстниками (мы), как с ними играть, что строить, забывают давать физическую подготовку и по - этому дети теряются в школе", - согласна с Вами, Елена. Вот и получается, что родительская "забывчивость" создает ребенку проблемы социализации, которые мы наблюдаем в случае Влада.
    "Есть еще неинтересные учителя", - это факт: к сожалению, так всегда было и есть сейчас. Очень мало учителей, который действительно находятся на своем месте, - искренне и глубоко увлечены своим предметом, постоянно развиваются в своей области, умеют так преподнести материал, чтобы вызвать интерес и мотивировать учеников на самостоятельное изучение. Кроме того, хороший учитель не только педагог, но и неплохой психолог, который может найти индивидуальный подход к отстающему ученику. Это отдельная тема, на которую можно беседовать очень долго. Еще раз спасибо за Ваше мнение, Елена!
     
  7. Люблю читать случаи из практики. ) Помню, увидела у тети книгу В. Леви и заглянула, а там как раз всякие такие случаи, не оторваться было.
    Мне кажется, действительно сейчас некоторые родители сами не дают своим детям достаточно времени общаться со сверстниками, в приоритете 10 кружков или один - но идет работа на медаль, на первое место. Замыкаются в кругу семьи, тренеров и педагогов. Детям некогда просто побегать поиграть на площадке с друзьями, они все "развиваются" либо играют сами с собой в одиночестве. Я знаю такие семьи. Вроде у ребенка все есть сполна, а в то же время чего - то существенного не хватает. И общаются такие дети в гостях больше со взрослыми, пытаясь показать свою состоятельность в науке, музыке, учебе.
     
  8. LadyViaBless
    LadyViaBless 14 окт 2016
    Мария Виноградова, спасибо, Вы подняли очень актуальную тему! Действительно, следуя за модой на раннее развитие, родители не учитывают способности и желания своих детей. Не скрою, моя старшая дочь в свои 5, 5 лет уже давно читает, считает, пишет, рассказывает огромные стихи. Но я не водила ее в "почемучки" (пошли однажды для интереса, а обучение там только по определенной программе без индивидуального подхода). Из перечисленных Вами в первом сообщении методик я выбрала ПОДХОДЯЩИЕ ЕЙ и стала заниматься тем, что ей НРАВИТСЯ и НЕДОЛГО. Так что времени на "детство" у нее достаточно.

    Что касается билингвизма, я сама являюсь таковой, я замечаю от этого только плюсы.
    Информация о том, что "даже перекладывание вещей с места на место или переливание воды из стакана в чашку и обратно являются важными составляющими развития ребенка" стала для меня не скажу, что новой, но я не придавала этому должного значения. Буду теперь более лояльной к просьбам младшей дочери налить водички в кукольные посудки))

    Еще раз спасибо!
     
  9. Мария Виноградова
    Мария Виноградова 14 окт 2016
    Alba2, Вы совершенно правы, - подобных случаев сейчас действительно много. Как - то ко мне на прием пришли родители с 8 - летней дочкой, жалоба - появившаяся леность, нежелание общаться, апатия ко всему происходящему. В ходе консультации выяснилось, что помимо школы девочка посещает 7 секций (большинство из них - 2 раза в неделю! ), постоянно участвует в различных конкурсах и олимпиадах и основную часть времени проводит дома за письменным столом, где нередко и засыпает. Времени на прогулки и общение со сверстниками просто нет, при этом родители искренне удивляются ее состоянию, ведь они "делают все, чтобы их любимой девочке было хорошо".
    LadyViaBless, благодарю Вас за то, что поделились собственным опытом. Именно такой всесторонний подход к развитию ребенка представляется мне самым правильным. Что касается посудки, мои дети часто играют в пикник и просят для игры настоящую еду и соки/воды. Понимаю, что с вероятностью 99% потом придется потратить время на уборку, но опыт, который дети получают в этой игре, бесценен (ведь кроме моделирования реальной ситуации и изучения свойств предметов - что - то режется лучше, вода льется быстрее, чем, скажем, кефир, - они учатся взаимодействовать и договариваться друг с другом).
     
  10. LadyViaBless
    LadyViaBless 14 окт 2016
    Мария Виноградова, мои тоже часто просят дополнение к воде - кефир, овсяные хлопья ( любят смотреть, как они набухают, побыв в воде) и другие крупы. Как Вы подметили, 99% - ная перспектива убирать всю эту "размазню" меня совсем не привлекает, поэтому до сего дня разрешала им заниматься подобными делами крайне редко. А после Вашего комментария пришла в голову мысль смотреть на время уборки не как на "зря потраченное", а как на "посвященное детям для гармоничного развития" (хоть и не принимаю в этом непосредственного участия)!
     
  11. Евгения Сергеева
    Евгения Сергеева 15 окт 2016
    Елена. , билингвы появляются в семьях, где два языка и оба родных, а не второй язык изучается по заданиям, курсам и т. д. В странах бывшего СССР все билингвы. Потому что есть русский и есть язык той страны, в которой они живут. И это двуязычие повсюду - кино, радио, книги, газеты и только в такой сфере обитания и появляется билингвизм.
    Ребенок не испытывает того напряжения, как при обучении осваивая новый язык, это естественный процесс.
     
  12. Елена.
    Елена. 16 окт 2016
    Евгения Баженова, я не поняла вашу мысль, Евгения) Ребенок испытывает практически в любом предмете напряжение, когда он изучает и не понимает, когда это не интересно и так далее. Егорка учит язык с 1 года ( примерно). Учим через пень колоду. Потому что сама я язык не знаю, а то не можем, то некогда и так далее. Но все же мне удалось сгладить углы изучения данного языка на данный момент. Он хорошо понимает, но теряет навыки. Потому что часто болеем и многое пропустили. Напряжения с языком у него нет. Может сидеть и читать сказки на английском) :)
    Ага. Я тоже запрещала грязь разводить. Вот я балбеска. Ведь в этой грязи дома - уроки жизни. Можно в ванную посадить и краски дать или ту же кашу. Теперь пытаюсь догнать упущенное ((

    Люди часто заблуждаются, думая что сперва нужно знать родной язык, то есть начать хотя бы говорить на нем, а потом уже учить другой. Я спрашивала - Почему? - ни кто так не ответил. Единственное, против двуязычия некоторые неврологи, да и то не все.
    Мы не думаем словами, мы думаем образами. По - этому лучше всего ребенка сразу погружать в язык образов, чтобы он мог думать одинаково на двух языках. Так проще запомнить и усвоить язык) Наши преподаватели не говорили с сыном на русском. Не понимаешь? Ну тогда я тебе покажу)) было так:)
     
  13. Евгения Сергеева
    Евгения Сергеева 16 окт 2016
    Елена. , я к тому, чтобы не сравнивать билингвов и детей, изучающих второй язык. Не брать пример с Маши, которая знает одинаково русский и английский в 10 лет, но знает потому, что она родилась в Англии и прожила там до 10 лет.
    Но да, я за языки :) за их изучение, но опять же не ценой диких нервов ребёнка.
     
  14. Елена.
    Елена. 16 окт 2016
    Евгения Баженова, вот что инет делает) Я свосем не хотела сравнивать)) Я хотела сказать, что язык то уж совсем здесь ни при чем))Что раннее развитие - это развитие комплексное, а не так как как у нас ( (
     
  15. Евгения Сергеева
    Евгения Сергеева 16 окт 2016
    Елена. , инет страшная вещь :) я не писала, что Вы сравниваете, это дополнение к всему вышесказанному Марией, Вами и другими участниками )