Последствия дисгармоничного воспитания (случай из практики)

  1. Мария Виноградова
    11 окт 2016 1795
    Мария Виноградова Гештальт-терапевт
    Как правило, затрагивая тему раннего развития, молодые родители преисполняются энтузиазма, в то время как психологи бьют тревогу. Приводя в качестве примера книгу Масару Ибуки «После трех уже поздно», мамы и папы доказывают необходимость как можно раньше начать развивающие занятия: чтение и математика по методике Зайцева, английский язык по методике Глена Домана, сейчас есть даже материалы для раннего изучения химии и геометрии, - почему бы нет? Проводя занятия в игровой форме, можно не только вложить в малыша новые знания, но и научить его применять их на практике. Однако, окунаясь в мир знаний, родители зачастую забывают о необходимости давать ребенку время на самостоятельное изучение окружающего мира, обучать его навыкам самообслуживания, развивать способности к социальному общению и главное – давать ему определенное количество одобрения и принятия для формирования позитивной самооценки. Именно этот момент является камнем преткновения между родителями и психологами, которые работают с последствиями дисгармоничного (перекошенного в сторону интеллекта) развития ребенка. Я хочу рассказать о случае из собственной практики.

    В прошлом году ко мне на прием пришла семья – Ирина, Александр и их старший сын Владислав (11 лет). Причина визита - несоответствие поведения уровню знаний и умений Владислава, в результате чего складывается ситуация непонимания и непринятия его сверстниками, учителями и даже членами семьи.

    - Влад и дома, и в школьном коллективе ведет себя как 5 - летний мальчик, - жалуется мама. – Он плюется, дергает ребят за одежду и за волосы, отпускает какие - то детские шутки и сам же смеется над ними. Все это сильно влияет на отношение педагогов: они делают замечания в дневнике, занижают оценки. Одноклассники не хотят дружить с ним, а мы... Нам все это уже так надоело, - я зачастую просто срываюсь с катушек, - мама беспокойно ерзает на стуле, отец кашляет и подается вперед, Влад весь как будто сжимается и вздыхает. Рассказ продолжает Александр:

    - С другой стороны, нельзя не учитывать и его высокое интеллектуальное развитие (кивок в сторону сына), которое тоже создает проблемы: Влад часто задает педагогам трудные вопросы, на которые те не всегда могут ответить, а одноклассники, чувствуя себя глупее, игнорируют его или издеваются.

    После того, как Владислав согласился с наличием этой проблемы, я предложила ему подождать в другой комнате. В процессе общения с родителями выяснилось, что Александр - военнослужащий, Ирина - домохозяйка. С рождения до 5 лет Влад жил в Санкт - Петербурге с матерью, бабушкой и дедушкой (родители матери). Отец служил в Москве, поэтому виделся с сыном нечасто, - примерно раз в 3 месяца. В детский сад мальчика решили не отдавать: его воспитанием в основном занималась мать и дедушка. Принцип воспитания звучал так: «Вырастить всесторонне развитого мальчика, который непременно сделает какое - нибудь великое открытие» Решая данную задачу, уже с года дед брал Влада на рыбалку и объяснял устройство автомобилей, а мать вместо соответствующих возрасту игрушек постоянно предлагала сыну развивающие методики и игры на опережение его потребностей. Вместо мультфильмов Влад смотрел передачи познавательного телеканала Discovery, а вместо прогулок сидел дома и занимался конструированием радиоуправляемой техники. Уже тогда у него проявились последствия интеллектуальной перегрузки и отсутствия соответствующих возрасту игр и общения - быстрая утомляемость, рассеянность, частое переключение внимания с одного занятие на другое, нежелание доделать начатое до конца, обрывочность (фрагментарность) знаний, чрезмерная ситуативная энергичность.

    Друзей у мальчика не было: другие дети пасовали перед сложными играми, которые он им предлагал, и, кроме того, побаивались его чересчур активного и временами навязчивого поведения. Когда Влад приблизился к младшему школьному возрасту, они с матерью перебрались жить в Москву – в служебную квартиру, которую получил отец. В возрасте 6 лет врачи поставили Владу диагноз – гиперактивность. Попытки выровнять поведение с помощью медикаментов не имели положительного результата: мальчик усиленно занимался самообразованием и конструированием, на детской площадке в основном носился один, во время болезни или в плохую погоду дома просто не мог найти себе места – бегал по квартире или разбирал и снова собирал всю домашнюю технику.

    Когда Влад пошел в школу, у семьи появились серьезные проблемы. Безуспешно пытаясь завладеть рассеянным вниманием постоянно крутящегося на стуле мальчика, классный руководитель невзлюбила его: в дневнике еженедельно появлялись замечания и плохие оценки, мать с отцом специально приглашались на внушающие беседы о неподобающем поведении сына. Как признавался сам Влад, на уроках ему было совершенно неинтересно, поскольку читать, писать и считать мать с дедом научили его еще в 4 года, а больше в школе ничего интересного не было. При переходе в среднюю школу классный руководитель поменялся: новая учительница с пониманием отнеслась к особенностям мальчика, однако здесь возникла проблема иного рода. Если в начальной школе Влад смог подружиться с несколькими мальчиками, то в средних классах никто не захотел поддерживать с ним отношения. На родительском собрании стало известно, что Влад неоднократно подвергался буллингу со стороны одноклассников за то, что «ведет себя как маленький». Родители и сами заместили, что, несмотря на поразительный для своего возраста объем знаний и характер занятий, сын часто «впадает в детство»: например, сидит на полу и играет в машинки, гоняется по дому за кошкой, говорит откровенные глупости и сам же смеется над ними, после школы часто катается на детской площадке для малышей. За эти «детские шалости» мать ругает и стыдит сына (при этом отец либо ведет себя равнодушно, либо соглашается с матерью), а поддерживать его в высокоинтеллектуальных занятиях у Ирины не хватает ни времени, ни сил (2 года назад в семье родился второй сын Роман).

    В этом непростом случае стоит внимание на то, что в детстве мать постоянно предлагала Владу несоответствующие его возрасту игрушки и развивающие занятия и теперь, балуясь как ребенок, мальчик неосознанно пытается нагнать и компенсировать ценные моменты отнятого прогрессивной мамой детства, в котором непременно должно быть место наивным шалостям, простым играм и самостоятельному выбору занятия (даже перекладывание вещей с места на место или переливание воды из стакана в чашку и обратно являются важными составляющими развития ребенка). Также в глаза бросается тот факт, что с самого первого дня в школе Влад не чувствовал интереса к учебе и видел, что остальные дети умеют намного меньше, чем он. Поэтому, с другой стороны, поведение «маленького мальчика» может быть осознанной попыткой стать ближе к одноклассникам и найти себе друзей. Понимая, что этим он привлекает внимание (пусть даже негативное), Влад продолжает вести себя подобным образом и дома, раздражая родителей. Несомненно, на поведение Владислава оказало влияние и появление в семье младшего брата, который окружен заботой и любовью мамы с папой, чего так не хватало Владу в детстве (вспомним, что мать в основном занималась его интеллектуальным развитием, а отец появлялся раз в сезон). Но если у маленьких детей регресс поведения проявляется в основном в физической форме (как и младенцы, они начинают писаться и говорить «агу», просят, чтобы их запеленали и покормили из бутылочки) то в случае Влада поведенческий регресс принял иную форму, возвратив его на 5-6 лет назад.

    Трудно принять своего ребенка таким, какой он есть, когда все прошедшие годы родители ожидали от него совсем другого, будучи уверенными в возможности вырастить вундеркинда. Поэтому первое, что мне пришлось объяснить Ирине и Александру, это необходимость избавиться от своих ожиданий по отношению к сыну и начать проявлять больше заботы о его чувствах и общем состоянии. Как бы тревожно это ни звучало, необходимо разрешить ему «наиграться» хотя бы дома, и если есть возможность – перевести мальчика в другую школу (поскольку даже при попытке вести себя соответственно возрасту в старой школе уже вряд ли получится выстроить с одноклассниками полноценные дружеские отношения). Отцу следовало больше общаться с Владом, подавая пример мужского поведения и выражая сыну поддержку. Обоим родителям нужно было понять, что, каким бы взрослым ни был сын, появление в семье второго способствовало развитию детской ревности (хотя внешне это может быть совершенно незаметно), поэтому важно сгладить ее, уделяя Владу индивидуальное внимание, выражая одобрение и похвалу за выполненную просьбу или помощь по дому, а также за новые идеи (Влад конструирует радиоуправляемые модели и пишет компьютерные программы).

    При разговоре с Владом мальчик положительно воспринял рекомендацию пройти коррекционный курс у поведенческого терапевта, в то время как Ирина начала у меня личную терапию. В начале этого учебного года (после 20 сеансов с поведенческим терапевтом) Влад перешел в другую школу, где к радости всей семьи быстро нашел общий язык с одноклассниками и учителями. Ирина в настоящее время продолжает посещать мой кабинет и делает заметные успехи в работе со своими ожиданиями и принятием особенностей каждого из своих сыновей, и главное – себя самой – такой, какая она есть.

    последствия дисгармоничного воспитания.jpg
     
  2. Понравилось? Поделитесь с друзьями
  3. Комментарии
  4. Елена.
    Елена. 12 окт 2016
    Добрый день. А можно я скажу? )С первых строк вы ( я так поняла текст) осуждаете раннее развитие, хотя заголовок темы совсем другой. Неправильное воспитание - это трагедия, а английский язык здесь ни при чем. Есть множество билингвов, которые развиты гармонично. А люди приезжающие из ближайшего зарубежья совсем не морочаться на эту тему. Они говорят на своем языке и на русском. Потому что посещают русскую школу.
    Родители учат читать ( мы), но не учат КАК общаться со сверстниками (мы), как с ними играть, что строить, забывают давать физическую подготовку и по - этому дети теряются в школе. В нашем классе почти все умеют читать и писать и только малая часть не умеет себя вести с другими детьми. И это наша беда.
    Про "неинтересно". Я весь первый класс просидела под партой. Мне было не интересно. На тот момент я не умела читать и писать. Если бы всем было интересно в школе, то не было бы отстающих и не всегда отстающие, это дети прошедшие раннее обучение. Есть еще неинтересные учителя.
    Извините за мое непрофессиональное мнение)
     
  5. Мария Виноградова
    Мария Виноградова 13 окт 2016
    Елена, напротив: спасибо Вам за внимание к материалу!
    Я не осуждаю раннее развитие, если параллельно с ним родители не забывают о необходимости прислушиваться к собственным желаниям ребенка, учитывать возможности его возраста, развивать у ребенка навыки самообслуживания и главное - умение общаться со сверстниками и взрослыми (социализация).
    Заголовок темы определен конкретным случаем, который я описывала, - в нем перекос в сторону раннего развития без учета вышеперечисленных моментов как раз является главной причиной дисгармоничного взросления мальчика.
    "Есть множество билингвов, которые развиты гармонично", - безусловно. Как правило, родители таких деток с рождения уделяют внимание индивидуальным особенностям и предлагают игры и задания соответственно возрасту (а не соответственно своей установке непременно вырастить вундеркинда, как в описанном случае).
    "Родители учат читать ( мы), но не учат КАК общаться со сверстниками (мы), как с ними играть, что строить, забывают давать физическую подготовку и по - этому дети теряются в школе", - согласна с Вами, Елена. Вот и получается, что родительская "забывчивость" создает ребенку проблемы социализации, которые мы наблюдаем в случае Влада.
    "Есть еще неинтересные учителя", - это факт: к сожалению, так всегда было и есть сейчас. Очень мало учителей, который действительно находятся на своем месте, - искренне и глубоко увлечены своим предметом, постоянно развиваются в своей области, умеют так преподнести материал, чтобы вызвать интерес и мотивировать учеников на самостоятельное изучение. Кроме того, хороший учитель не только педагог, но и неплохой психолог, который может найти индивидуальный подход к отстающему ученику. Это отдельная тема, на которую можно беседовать очень долго. Еще раз спасибо за Ваше мнение, Елена!
     
  6. Люблю читать случаи из практики. ) Помню, увидела у тети книгу В. Леви и заглянула, а там как раз всякие такие случаи, не оторваться было.
    Мне кажется, действительно сейчас некоторые родители сами не дают своим детям достаточно времени общаться со сверстниками, в приоритете 10 кружков или один - но идет работа на медаль, на первое место. Замыкаются в кругу семьи, тренеров и педагогов. Детям некогда просто побегать поиграть на площадке с друзьями, они все "развиваются" либо играют сами с собой в одиночестве. Я знаю такие семьи. Вроде у ребенка все есть сполна, а в то же время чего - то существенного не хватает. И общаются такие дети в гостях больше со взрослыми, пытаясь показать свою состоятельность в науке, музыке, учебе.
     
  7. LadyViaBless
    LadyViaBless 14 окт 2016
    @Мария Виноградова, спасибо, Вы подняли очень актуальную тему! Действительно, следуя за модой на раннее развитие, родители не учитывают способности и желания своих детей. Не скрою, моя старшая дочь в свои 5, 5 лет уже давно читает, считает, пишет, рассказывает огромные стихи. Но я не водила ее в "почемучки" (пошли однажды для интереса, а обучение там только по определенной программе без индивидуального подхода). Из перечисленных Вами в первом сообщении методик я выбрала ПОДХОДЯЩИЕ ЕЙ и стала заниматься тем, что ей НРАВИТСЯ и НЕДОЛГО. Так что времени на "детство" у нее достаточно.

    Что касается билингвизма, я сама являюсь таковой, я замечаю от этого только плюсы.
    Информация о том, что "даже перекладывание вещей с места на место или переливание воды из стакана в чашку и обратно являются важными составляющими развития ребенка" стала для меня не скажу, что новой, но я не придавала этому должного значения. Буду теперь более лояльной к просьбам младшей дочери налить водички в кукольные посудки))

    Еще раз спасибо!
     
  8. Мария Виноградова
    Мария Виноградова 14 окт 2016
    @Alba2, Вы совершенно правы, - подобных случаев сейчас действительно много. Как - то ко мне на прием пришли родители с 8 - летней дочкой, жалоба - появившаяся леность, нежелание общаться, апатия ко всему происходящему. В ходе консультации выяснилось, что помимо школы девочка посещает 7 секций (большинство из них - 2 раза в неделю! ), постоянно участвует в различных конкурсах и олимпиадах и основную часть времени проводит дома за письменным столом, где нередко и засыпает. Времени на прогулки и общение со сверстниками просто нет, при этом родители искренне удивляются ее состоянию, ведь они "делают все, чтобы их любимой девочке было хорошо".
    @LadyViaBless, благодарю Вас за то, что поделились собственным опытом. Именно такой всесторонний подход к развитию ребенка представляется мне самым правильным. Что касается посудки, мои дети часто играют в пикник и просят для игры настоящую еду и соки/воды. Понимаю, что с вероятностью 99% потом придется потратить время на уборку, но опыт, который дети получают в этой игре, бесценен (ведь кроме моделирования реальной ситуации и изучения свойств предметов - что - то режется лучше, вода льется быстрее, чем, скажем, кефир, - они учатся взаимодействовать и договариваться друг с другом).
     
  9. LadyViaBless
    LadyViaBless 14 окт 2016
    @Мария Виноградова, мои тоже часто просят дополнение к воде - кефир, овсяные хлопья ( любят смотреть, как они набухают, побыв в воде) и другие крупы. Как Вы подметили, 99% - ная перспектива убирать всю эту "размазню" меня совсем не привлекает, поэтому до сего дня разрешала им заниматься подобными делами крайне редко. А после Вашего комментария пришла в голову мысль смотреть на время уборки не как на "зря потраченное", а как на "посвященное детям для гармоничного развития" (хоть и не принимаю в этом непосредственного участия)!
     
  10. Евгения Сергеева
    Евгения Сергеева 15 окт 2016
    @Елена. , билингвы появляются в семьях, где два языка и оба родных, а не второй язык изучается по заданиям, курсам и т. д. В странах бывшего СССР все билингвы. Потому что есть русский и есть язык той страны, в которой они живут. И это двуязычие повсюду - кино, радио, книги, газеты и только в такой сфере обитания и появляется билингвизм.
    Ребенок не испытывает того напряжения, как при обучении осваивая новый язык, это естественный процесс.
     
  11. Елена.
    Елена. 16 окт 2016
    @Евгения Баженова, я не поняла вашу мысль, Евгения) Ребенок испытывает практически в любом предмете напряжение, когда он изучает и не понимает, когда это не интересно и так далее. Егорка учит язык с 1 года ( примерно). Учим через пень колоду. Потому что сама я язык не знаю, а то не можем, то некогда и так далее. Но все же мне удалось сгладить углы изучения данного языка на данный момент. Он хорошо понимает, но теряет навыки. Потому что часто болеем и многое пропустили. Напряжения с языком у него нет. Может сидеть и читать сказки на английском) :)
    Ага. Я тоже запрещала грязь разводить. Вот я балбеска. Ведь в этой грязи дома - уроки жизни. Можно в ванную посадить и краски дать или ту же кашу. Теперь пытаюсь догнать упущенное ((

    Люди часто заблуждаются, думая что сперва нужно знать родной язык, то есть начать хотя бы говорить на нем, а потом уже учить другой. Я спрашивала - Почему? - ни кто так не ответил. Единственное, против двуязычия некоторые неврологи, да и то не все.
    Мы не думаем словами, мы думаем образами. По - этому лучше всего ребенка сразу погружать в язык образов, чтобы он мог думать одинаково на двух языках. Так проще запомнить и усвоить язык) Наши преподаватели не говорили с сыном на русском. Не понимаешь? Ну тогда я тебе покажу)) было так:)
     
  12. Евгения Сергеева
    Евгения Сергеева 16 окт 2016
    @Елена. , я к тому, чтобы не сравнивать билингвов и детей, изучающих второй язык. Не брать пример с Маши, которая знает одинаково русский и английский в 10 лет, но знает потому, что она родилась в Англии и прожила там до 10 лет.
    Но да, я за языки :) за их изучение, но опять же не ценой диких нервов ребёнка.
     
  13. Елена.
    Елена. 16 окт 2016
    @Евгения Баженова, вот что инет делает) Я свосем не хотела сравнивать)) Я хотела сказать, что язык то уж совсем здесь ни при чем))Что раннее развитие - это развитие комплексное, а не так как как у нас ( (
     
  14. Евгения Сергеева
    Евгения Сергеева 16 окт 2016
    @Елена. , инет страшная вещь :) я не писала, что Вы сравниваете, это дополнение к всему вышесказанному Марией, Вами и другими участниками )