57 оттенков серого (качества вашей терапии)

  1. Борис Фрейдин
    19 фев 2019 2907
    Борис Фрейдин Психотерапевт
    Терапия процесс интимный.
    Существует мнение, что эффективность терапии определяется за счёт всего трёх компонентов, каждый из которых вносит свой вклад в общий успех. В процентном соотношении это можно представить так:
    • Личность клиента -35%
    • Личность консультанта -35%
    • Методология -30%
    Процесс взаимодействия клиента (находящегося в терапии) и консультанта (проводящего терапию данного клиента) называется терапевтическим альянсом или терапевтическими отношениями.

    Цель терапевтических отношений состоит в том, чтобы помочь человеку в терапии изменить свою жизнь к лучшему. Такие отношения имеют важное значение, поскольку довольно часто это первая ситуация, в которой человек, получающий терапию, делится интимными мыслями, убеждениями и эмоциями по рассматриваемому вопросу (вопросам) и очень важно, чтобы терапевт обеспечивал безопасную, открытую и непредвзятую атмосферу, в которой клиент мог бы чувствовать себя в безопасности.

    Основными компонентами хороших терапевтических отношений являются: доверие, уважение и конгруэнтность.

    Терапевтам так же необходимо проявлять сочувствие и искренность. Как и в любых других социальных отношениях, терапевтические отношения имеют границы, которые помогают определить приемлемое и неприемлемое поведение.

    Установление терапевтических отношений является жизненно важным шагом в процессе восстановления, и для того, чтобы отношения были продуктивными, ключевое значение имеет доверие.

    Человек, ищущий терапевта, должен верить, что его или ее терапевт обладает знаниями, навыками и желанием обеспечить необходимый уровень безопасности и заботы.

    Поскольку баланс сил в терапевтических отношениях в значительной степени смещён в сторону терапевта, человек, проходящий терапию, должен также верить в то, что конфиденциальные вопросы останутся конфиденциальными и что он или она защищены от вреда, эксплуатации или манипуляции со стороны терапевта.

    После того, как терапевтические отношения сформированы, человек в терапии может стать более склонным к эмоциональному самораскрытию и предоставить более подробную информацию о своих проблемах и переживаниях. Это, в свою очередь, помогает терапевту лучше понять точку зрения, чувства и мотивы человека переживающего кризис. Обладая более полным пониманием ситуации, терапевт может обеспечить наиболее подходящее лечение и использовать наиболее эффективные стратегии для решения проблем клиента.

    Но не всегда терапевтический альянс гармоничен, эффективен и безопасен.

    В этой статье мы будем рассматривать личность консультанта, точнее уровень профессионализма и его влияние на терапевтические отношения.

    Если в процессе терапии вы испытываете переживания, которые вызывают у Вас:
    • негативные эмоции по отношению к вашему консультанту;
    • неприязнь, стыд, унижение;
    • ощущение общего дискомфорта от встреч;
    • страх быть непонятым или непринятым;
    • беспомощность, зависимость от консультанта, особенно, если вы чувствуете что это происходит в связи с нарушением ваших личных границ, этики или несопоставимо с вашей системой ценностей, возможно, в вашей терапии есть проблемы.
    Основной набор действий человека (пациента, клиента), который столкнулся с подобными трудностями в своей терапии выглядит так:
    1. Открыто обсудить со своим терапевтом конкретные моменты терапии или специфику ваших взаимоотношений в целом. Даже если вы ошибаетесь и трактуете действия терапевта не правильно (и проблема обострённого восприятия лежит " на вашей стороне") хороший терапевт будет открыт и готов обсуждать эти сложности.
    2. Закончить терапию, объяснив (или, в отдельных случае даже без объяснений) консультанту причину своего отказа в сотрудничестве с ним.
    3. Получить консультацию от второго (альтернативного) терапевта по поводу проблематики указанной в п.1
    4. Обратится в органы надзора за профессиональной деятельностью
    5. Обратиться в суд
    Здравый смысл подсказывает, что приоритетным должен быть путь открытого обсуждения возникших проблем, но практика показывает, что это далеко не так.

    Фрустрированных, разочарованных, искалеченных "терапевтическими отношениями " клиентов с каждым годом становится всё больше и больше. Такое откровенно низкое качество терапии прежде всего наносит ущерб психике клиентов, компрометирует профессиональную психологическую помощь, создавая порочное общественное мнение и подрывая доверие к специалистам -профессионалам в целом.

    Ниже представлены 57 настораживающих признаков сомнительной по качеству терапии.

    Каждый из этих признаков обладает разной силой воздействия. Часть из них объяснимы ситуативно, часть не подпадают ни под какие исключения - они отмечены звездочкой (*)
    Предупреждение:
    ⦁ всё нижеперечисленное " тревожные признаки" - исключительно субъективное мнение автора статьи, не рекомендуется воспринимать эту информацию, как догму.
    ⦁ В контексте данной статьи понятия Терапевт и Консультант считать идентичными.

    Стоит обратить внимание на качества вашей терапии, если:
    • Консультант не имеет достаточной и конкретной подготовки для решения ваших проблем. Не готов предоставить вам документы подтверждающие его специальность и квалификацию.*
    • Консультанта не интересуют изменения, которые вы хотите осуществить и ваши цели с которыми вы пришли в терапию.
    • Консультант не может четко определить и проинформировать вас, как он может помочь вам решить любую проблему, которая привела вас в терапию.
    • Терапевт не дает объяснений о том, как вы узнаете, когда ваша терапия будет завершена. Критерии эффективности терапии не определены или очень "размыты".
    • Консультант не обращается за консультацией к другим терапевтам (когда это необходимо) или по вашей просьбе.
    • Терапевт дает гарантии и/или обещания.
    • Терапевт имеет неурегулированные жалобы от других клиентов, поданные в лицензионный совет или судебные органы
    • Терапевт не предоставляет вам информацию о ваших правах как клиента, конфиденциальности, специфике технического характера и гонорарах, чтобы вы могли честно и осознанно согласиться на терапию.
    • Терапевт осуждает или критикует ваше поведение, образ жизни или проблемы.
    • Терапевт “смотрит” на вас сверху вниз или относится к вам пренебрежительно при анализе отдельных областей вашей жизни.
    • Терапевт обвиняет вашу семью, друзей или партнера.
    • Терапевт поощряет вас обвинять свою семью, друзей или партнера.
    • Терапевт сознательно или неосознанно удовлетворяет свои личные психологические потребности за ваш счет при помощи терапии. Например потребность в контроле, оценке, признании
    • Терапевт пытается быть вашим другом*.
    • Терапевт прикасается к вам без вашего согласия.
    • Консультант пытается иметь сексуальные или романтические отношения с вами*.
    • Терапевт много говорит о личных проблемах и о своём духовном росте часто без какой-либо терапевтической цели.
    • Консультант пытается заручиться вашей помощью в чем-то, не связанном с вашей терапией*.
    • Терапевт раскрывает идентифицирующую вас информацию без разрешения или полномочий*.
    • Консультант сообщает вам идентификационную информацию о других клиентах*.
    • Терапевт не принимает вашу негативную обратную связь или признать свои ошибки.
    • Терапевт фокусируется на диагностике, не помогая вам в изменениях.
    • Терапевт слишком много болтает.
    • Терапевт вообще не разговаривает.
    • Консультант часто использует профессиональный жаргон, не объясняя значения терминов и/или употребляя их по отношению к Вам не корректно.
    • Терапевт уделяет внимание только вашим мыслям и информации в ущерб вашим чувствам, эмоциям или телесному опыту.
    • Терапевт фокусируется на чувствах и телесном опыте в ущерб вашим мыслям, рассуждениям или интуиции.
    • Терапевт ведёт себя так, как будто у него есть ответы и решения на всё и тратит ваше время, рассказывая вам о том "что такое хорошо, а что такое плохо".
    • Консультант говорит вам, что делать, принимает решения за вас или дает советы, которых вы не просили.
    • Терапевт поощряет вашу зависимость, позволяя вам удовлетворять свои эмоциональные потребности от него. "Кормит рыбой, вместо того что бы помочь вам научиться её ловить"
    • Консультант пытается удержать Вас в терапии против вашей воли*.
    • Терапевт утверждает, что только его подход / метод/ модальность работает и дискредитирует другие подходы к терапии.*
    • Психотерапевт постоянно оспаривает вашу точку зрения или часто настроен конфронтационно.
    • Консультант не помнит вашего имени и/или не помнит, что происходило на предыдущих сессиях
    • Терапевт не обращает на вас внимания или, изображает - что слушает и понимает вас, не уделяя достаточного внимания Вам здесь и сейчас.
    • Консультант отвечает на телефонные звонки во время сеанса.
    • Терапевт не принимает в расчёт специфику вашей культуры или религии.
    • Консультант отрицает или игнорирует важность для вас духовного развития.
    • Терапевт пытается склонить Вас к своему пониманию духовности или веры.
    • Терапевт не сопереживает и не проявляет человеческую эмпатию
    • Психотерапевт слишком много сопереживает, в ущерб эффективной помощи и здравому смыслу.
    • Терапевт демонстрирует усталость от вас и ваших проблем
    • Терапевт проявляет чрезмерную эмоциональность, ранимость и озабоченность вашими чувствами или проблемами.
    • Терапевт касается очень болезненных тем, легко уязвимых чувств или тяжелых воспоминаний против вашей воли* .
    • Терапевт постоянно старается избегать исследования ваших чувствительных зон или уязвимых чувств. Даже тогда, когда вы готовы к этому и просите об этом.
    • Консультант не спрашивает вашего разрешения на использование различных психотерапевтических техник.*
    • Терапевт пытается заставить вас открыто контролировать свои импульсы, навязчивые состояния или пристрастия, не помогая вам оценить и устранить основные причины проблемы.
    • Терапевт постоянно фокусируется на том, чтобы помочь вам оценить и устранить основные причины проблемы, хотя вы думаете что выиграете больше от обучения навыкам преодоления, контроля или сдерживания.
    • Терапевт злоупотребляет термином " ваше внутреннее сопротивление" , не пытаясь прояснить причины пробуксовки терапии
    • Терапевт обычно пропускает, отменяет или опаздывает на встречи*.
    • Терапевт выражается сверхэкспрессивно или нецензурно
    • Терапевт ведёт себя очень активно, бегает по кабинету, размахивает руками, нарушая ваше личное пространство (если это не обговорено заранее, как элемент специфики метода)
    • Терапевт назначает лекарственные препараты, без подробного тщательного сбора необходимой информации и строгого контроля за эффективностью лекарственной терапии.
    • Терапевт назначает лекарственные препараты (антидепрессанты или другие психоактивные медикаменты) без объяснения преимуществ или побочных эффектов.
    • Терапевт не помнит дозировки и частоты приёма препаратов, которые он назначил вам.
    • Терапевт повышает цены на свои услуги в императивном порядке, без предварительного информирования клиента.
    • Терапевт требует дополнительной оплаты за услуги не обговоренные с клиентом заранее...
    Я допускаю, что этот перечень тревожных признаков далеко не полный и призываю Вас - наших клиентов и терапевтов не закрывать глаза на подобные вещи. Только объединив наши усилия мы сможем развивать качественную консультативную помощь и получать те результаты, которых мы достойны.

    доверие.JPG
    Все мои статьи официально размещенные на портале www. psysovet.ru - оригинальные авторские статьи.
    При размещении моих статей на сторонних ресурсах, пожалуйста, сохраняйте оригинальное авторство и активную ссылку на проект psysovet.ru
    Не отягощайте свою карму)
     
  2. Есть вопросы? Спросите психолога прямо сейчас!
    Получить консультацию
    Не откладывайте решение вопроса!
  3. Понравилось? Поделитесь с друзьями
  4. Комментарии
  5. Борис Фрейдин
    Борис Фрейдин 19 фев 2019
    Спасибо, Павел.
     
  6. Поделитесь - что за органы надзора такие?

    Какой диапазон у "предварительного"? В Вашем понимании?

    Такой же вопрос. Заранее - за какой период?
     
  7. Борис Фрейдин
    Борис Фрейдин 19 фев 2019
    В России - развиты плохо, в остальном мире: страховые компании, комитеты по лицензированию, профессиональные объединения
    - на мой взгляд, правильнее прописывать частоту изменения цены на услуги в контракте (сколько раз в год и на какой процент по отношению к текущей цене), но есть другой вариант - оповещения не позднее чем за месяц от дня фактического изменения цены.
    -
    Если услуга не обговорена заранее, то требовать за неё оплату не этично в принципе, не зависимо от временного периода. Это инициатива консультанта и если клиент не хочет, он может не платить. Пример: составление "психологического портрета" клиента, который его об этом не просил.
     
  8. Юлия Богородицкая
    Юлия Богородицкая 19 фев 2019
    Борис, большое спасибо за статью - полезно и интересно!:excl:

    Терапевт ведёт себя очень активно, бегает по кабинету, размахивает руками, нарушая ваше личное пространство --- вот это да!:rofl:
     
  9. Борис Фрейдин
    Борис Фрейдин 19 фев 2019
    Пожалуйста, Юлия. Рад что понравилось.
     
  10. Юлия Жемчужникова
    Юлия Жемчужникова 20 фев 2019
    Большое спасибо. Полезно. Я, кажется много говорю (бывает), но 1 из 57 - это ведь ничего, правда?:thumbsdown:;)
     
  11. Наталия Саливон
    Наталия Саливон 20 фев 2019
    Интересная статья! Всё чётко и конкретно прописано! Спасибо, Борис!)
     
  12. Борис Фрейдин
    Борис Фрейдин 20 фев 2019
    Пожалуйста, Наталия. Рад что статья может быть для вас полезной.
     
  13. Виктор Ляшенко
    Виктор Ляшенко 22 фев 2019
    Полезно для экспресс-диагностики себя))
     
  14. Борис Фрейдин
    Борис Фрейдин 22 фев 2019
    Согласен, Виктор