Дочь (12 лет) перестала учиться, сутками в телефоне в соцсетях. Запрещать или ждать понимания?

Здравствуйте. Дочь 12 лет резко перестала учиться, сутками в телефоне в соцсетях. Успеваемость резко упала. Учится в гимназии. Ходит в бассейн, рисует песком. Друзей особо нет, но и врагов тоже. Себя считает совершенством. Грубит. Вопрос: имеет ли смысл запрещать, постоянно ее подгонять и подстегивать или ждать, что она сама все поймет? В семье еще дочь 9 лет, полная противоположность. Благодарю.
 
16 мар 2019
Жанна Л
, Пермь

Екатерина Крупецкая

Практический психолог
Жанна Л, здравствуйте! Ваша старшая дочь, похоже, вошла в один из самых непростых периодов - подростковый возраст. Это сложное испытание для семьи. Ребёнок может стремиться отдалиться, проявить независимость, хотя реальных возможностей для этого не имеет пока. Вы задаёте вопрос о том, в какой степени стараться повлиять на дочь? Могли бы порассуждать, какие Вы видите варианты развития событий и какие испытываете опасения в обоих случаях:
1) если будете ей запрещать, подгонять, оказывать другие виды давления
2) если пустите все на самотёк
 
16 мар 2019
Здравствуйте, думаю 1 вариант
 
16 мар 2019
Жанна Л
, Пермь

Екатерина Крупецкая

Практический психолог
Жанна Л, я предложила Вам не выбрать, а написать о своих опасениях по каждому из вариантов и варианты развития событий.
 
16 мар 2019
По поводу запретов боюсь резкой реакции, скандалов, манипуляции через младшую дочь. А пустить все на самотек означает смотреть и ждать дальнейшей деградации.
 
16 мар 2019
Жанна Л
, Пермь

Екатерина Крупецкая

Практический психолог
Какой конкретно реакции боитесь? Какого плана манипуляции возможны? Опишите, свой страх поточнее?
А это как? Можете развёрнуто сформулировать?
 
16 мар 2019
Реакция вплоть до рукоприкладства, все кидает, ломает, говорит, что не будет учиться вообще.

Деградация. Багаж знаний (а у нее они были неплохие) постепенно утрачивается, а новых не получает, так как все время в телефоне. Ответственности никакой.
 
16 мар 2019
Жанна Л
, Пермь

Екатерина Крупецкая

Практический психолог
Жанна Л, я так слышу Вас, что дочь обладает довольно ярким темпераментом, и при давлении на неё способна активно сопротивляться. Это говорит о ней как о человеке с сильным характером! Возможно, она унаследовала его от Вас?

По поводу багажа знаний: верно ли я слышу Вас, что Вы испытываете опасения насчёт ее будущего? У Вас самой есть какие то ожидания по поводу того, как Девочка могла бы развиваться, в каких направлениях у неё есть склонности, способности?
Какие предметы в школе даются лучше остальных? Есть ли у дочери увлечения, хобби, интересы? Насколько вы с ней вообще близки? Делится ли она с Вами своими заботами, проблемами, сокровенными секретами?
 
16 мар 2019
Она склонна к иностранным языкам, олимпиадница. Мне все рассказывает, хотя упускает детали, которые ее не красят. Проблем у нее никаких нет, считает, что у нее все отлично. Ни в кого не влюбляется.
 
16 мар 2019
Жанна Л
, Пермь

Екатерина Крупецкая

Практический психолог
Жанна Л, если говорить конкретно, от каких своих обычных обязанностей по учебе стала отказываться сейчас дочь?

Чем она занята в соцсетях, у Вас есть представление?
 
16 мар 2019
Могла бы развиваться в любых гуманитарных направлениях

Уроки учит только письменные, и то кое как. По поводу устных говорит, что все прочитала давно. Но прочитать не значит знать. По поводу соцсетей говорит, что там ее все любят и хвалят за всякую ерунду, которую она пишет. Понятно, чтоб получить признательнось в реальной жизни, необходимы и реальные усилия.
Всех там поддерживает, так как многие ненавидят себя. Еще говорит, что там может позволить себе то, что в жизни никогда не сделает (матерится).
 
16 мар 2019
Жанна Л
, Пермь

Екатерина Крупецкая

Практический психолог
Вы как будто убеждены, что дочь плохо готовится. Откуда такая уверенность? Может ли быть, что ей, действительно, легко даются предметы? Какие конкретные подтверждения того, что она стала хуже учиться, Вы наблюдаете? Выше Вы упоминали о падении успеваемости. Можете конкретизировать, в чем это выражается?
Похоже, для дочки сейчас на первый план вышла потребность в признании. Ей удалось найти способ получать это с минимумом усилий, через предъявление себя в соцсетях. Это вполне распространенное явление в среде ее сверстников, да и не только сверстников. Сейчас наш мир так устроен, что информация может быть создана и распространена очень быстро, и для тех, кто ищет признания, как Ваша дочь, это становится доступным способом его получать. Ненормативная лексика (мат) - это тоже один из способов самовыражения, особенно для подростков, которым остро не хватает чувства "свободы", поскольку они начинают ощущать влияние родителей и учителей, взрослых вообще как сковывающие рамки, из которых очень хочется вырваться. Это вполне естественная потребность подростка, и запрещать ему получать таким образом признание, боюсь, не будет для Вас эффективно - дочь будет злиться и считать, что Вы ее притесняете, обвинять Вас во всем и еще больше стремиться вырваться из под Вашего влияния. Думаю, что в перспективе это может привести к тому, что Вы потеряете доверительный контакт с ребенком и не сможете удержать ее от ошибок при выборе своего будущего. Зачем это Вам?

Кому понятно, Вам? Или ей? Разверните, пожалуйста, что имели в виду?
Вы разговариваете с дочкой на эти темы? Как она реагирует?
 
16 мар 2019
Понятно мне, я пробовала поговорить, но она не поддерживает разговора.
 
16 мар 2019
Жанна Л
, Пермь

Екатерина Крупецкая

Практический психолог
Жанна Л, я вам ещё выше вопрос задала про успеваемость дочки, ответите?
 
16 мар 2019
Извините, просмотрела. Скатилась на тройки, в этой четверти, когда выпросила себе мобильный интернет, выходит 4 тройки. Даже пятерок не выходит. Всегда была ударницей.
 
16 мар 2019
Жанна Л
, Пермь

Екатерина Крупецкая

Практический психолог
Жанна Л, понимаю теперь Ваше беспокойство. Для дочери тот факт, что у нее ухудшились оценки, значим? Она как-то сама на это реагирует, как Вы чувствуете? Пользуется ли она популярностью в школе - и среди одноклассников и среди учителей?
 
16 мар 2019
Конечно, она не хочет быть троечницей.
Все порывается исправить оценки, но не может себя заставить учить. Среди учителей очень популярна - кто-то нахваливал ее, кто- то не воспринимал ее поведение. Среди одноклассников - нет. Со многими не пересекается вообще. Круг общения - мальчики, имеющие чувство юмора. На уроках хохочет.
 
16 мар 2019
Жанна Л
, Пермь

Екатерина Крупецкая

Практический психолог
Это отлично, значит, ее тоже не устраивает эта ситуация.
Ей не хватает терпения? Она пропустила много материала? Что изменилось по сравнению с тем периодом, когда она легко получала пятерки? Вы не заметили каких-то еще изменений с ребенком - может быть, она стала больше уставать? Может быть, она стала позже ложиться спать? Есть ли у нее изменения в аппетите, физической активности? Не начались ли у нее изменения физического уровня, связанные с гормональной перестройкой?
Значит, у нее есть поддержка от учителей, верно, она привыкла получать их похвалу. Это может быть значимым стимулом для того, чтобы вернуть себе статус хорошей ученицы.
Не совсем поняла, что значит
У нее нет девочек-подружек?
Она, выходит, нравится мальчикам?
 
16 мар 2019
Здоровье у нее отменное, она не устает, спать ложится поздно. Если рано ложится, уснуть не может. Ничего особо не изменилось, кроме этих соцсетей. Гормональных изменений пока нет.

С девочками не дружит. Мальчикам стала нравиться, это видно, но никто не признается ей.

Учителя готовы ей помочь, все в ее руках. Лень и еще раз лень. В 1-2 классе учительница ее загнобила, позорила перед детьми, что ее все отторгали до 4 класса. Была изгоем. В 3 классе пришла учитель, у которой она стала любимой ученицей. В 5 классе перешли в параллельный класс.
 
16 мар 2019
Жанна Л
, Пермь

Екатерина Крупецкая

Практический психолог
Жанна Л, очень рада, что Ваша девочка здорова. Вероятно, общение в соцсетях заполняют очень важную потребность Вашего ребенка, которую ей не удается получить иным способом. Бороться с этим, на мой взгляд, бесполезно. Есть золотое правило, что если человек от чего-то важного для себя избавляется, то только заменяя его на другое, такое же важное. Таким образом, если Вы хотите "отнять" у дочери общение в соцсетях, это может привести к успеху лишь в ситуации, когда Вы сможете предложить ей достойную замену этому занятию.

Как вариант, это могло бы быть не менее интересное для нее занятие, позволяющее ей получать признание и "блистать". Сделать для нее привлекательной учебу в школе, на мой взгляд, будет довольно сложно. Шанс есть лишь в том, что девочка у Вас, похоже, амбициозна, и ее подстегивает все, что может повысить ее рейтинг и статус. Возможно, она столкнулась с ограничениями добиться популярности в своем классе, поэтому интуитивно потянулась к другим вариантам. Возможно, стоило бы разузнать побольше о том, хочется ли дочери все-таки завоевать популярность среди своих одноклассников. И, если поймете, что это может ее мотивировать, тогда можно продумать вместе с ней план, включающий, в том числе, повышение популярности через улучшение оценок.

Но мне видится, что шансов на это не очень много: в подростковом возрасте начинают цениться другие вещи - умение производить впечатление, интересно шутить, ярко выглядеть, уметь быть ироничной и поддерживать отношения с популярными детьми. Все это становится для Вашей дочери самым интересным на ближайшие несколько лет. С этим придется считаться. И, если хотите сохранить доверительные отношения, Вам не стоит сейчас применять силу и власть и запрещать ей получать то, в чем она крайне нуждается.

А вот постараться сблизиться и больше узнать о том, что для нее является важным, и за что она готова "биться", поискать при этом такие варианты, которые бы одновременно и могли бы сохранить ее интерес к учебе, набросать совместно с ней перспективы по наращиванию ее популярности через развитие ее способностей (например, выиграть конкурс по языкам и затмить всех в параллели) - это могло бы помочь в Вашем вопросе.

В каждой подобной ситуации много нюансов, и я готова была бы с Вами их совместно исследовать, но это уже несколько иной формат. Если Вы заинтересованы в такой работе, мы могли бы с Вами перейти к индивидуальной консультации. Я была бы готова вместе с Вами детально разобраться в нюансах поведения Вашей дочери, в том, на какой почве у Вас случаются конфликты, и мы смогли бы разработать более эффективные способы взаимодействия с ней. По сути, когда ребенок становится подростком, родители порой не узнают его, настолько по-иному приходится выстраивать коммуникацию. Это - целое искусство, но оно того стоит, поскольку от этого зависит будущее ребенка. Буду рада быть Вам полезной, если заинтересуетесь этой работой.
 
16 мар 2019
Есть вопросы? Спросите психолога прямо сейчас!
Получить консультацию
или
Запишитесь на платную консультацию!
+7 (911) 955-03-03 СМС, Whatsapp, Viber
Консультацию ведет
Екатерина Крупецкая Практический психолог Москва
298 Отзывов
1136 Консультаций
Получите консультацию психолога