Зарисовки на тему мужской полигамности с точки зрения юнгианского анализа

  1. Admin
    19 дек 2015 8677
    Admin Администратор
    Статья, нашей коллеги Анны Михальченко​

    В каждом мужчине можно увидеть что-то женское, так же как и в каждой женщине присутствуют мужские черты. Иногда эти аспекты почти неуловимы, а бывает, что они начинают нелепо и чересчур выпирать. Мы можем вдруг услышать внутри себя голоса – логичные, здравые, помогающие или приказывающие, обвиняющие, а может чуткие, заботливые, понимающие, открывающие новые возможности или критикующие, капризные и сварливые. Умеем ли мы их слушать и слышать? Как поступаем с их наставлениями? Возможно, иногда эти внутренние монологи превращаются в диалоги? Не побоюсь здесь ошибиться, но многие из нас, а лучше сказать все, рано или поздно начинают распознавать внутри себя этих персонажей. Кто-то может придумывать им имена, и, конечно же, после долгого знакомства с ними, мы определенно можем указать на пол нашего советчика. Учитывая выборку услышавших или почувствовавших присутствие этих субъектов, становится понятно, что речь идет о чем-то очень древнем, архаичном, что присутствует в нас давно и очень прочно заняло свою территорию.

    В концепции Юнга эти архаичные объекты и есть архетипы Анимы (лат. Душа) и Анимуса (дух). Так с чем мы имеем дело? Анима и Анимус – это бессознательные представления, выступающие в образах женского начала в мужчине и мужского начала в женщине. Эти образы наследственно запечатлеваются и передаются поколениями предков. Для ребенка в первые годы жизни Анима сливается с всесильной матерью, а Анимус – с могущественным отцом. С наступлением половой зрелости происходит идентификация с родителями. У мужчины появляется архетип женщины, а у женщины - архетип мужчины. Ранее скрытые под маской родительского образа Анима и Анимус обретают самостоятельное значение. Вместе с тем, бессознательное влияние родительских образов оказывается столь действенным, что оно нередко предопределяет последующий выбор любимого человека. Поэтому, по Юнгу очень важно дифференцировать себя от них, не допустить подчинения им, чтобы достичь собственной индивидуации, то есть стать тем, кем я являюсь на самом деле, отличающимся от других, но сохранившим отношения с ними. А чтобы достичь собственной индивидуации нужно непременно два условия: во-первых, желание этой индивидуации, а во-вторых, страдание. Почему страдание? Потому что страдание непременно возникнет во время столкновения с собственным бессознательным, Тенью, ведь потому Тень и называется Тенью, что туда, как на помойку выброшено все страшное, больное, ненужное, по нашему мнению, барахло, которое мешает нам жить. И поэтому очень часто, столкнувшись с первой болью от неизвестного, мы прекращаем свои поиски. Но если все-таки мы набираемся смелости и поворачиваемся к нашей Тени лицом с намерением разгрести эту свалку, тогда Анима и Анимус, которые пока являются частью нашей Тени, могут стать для нас проводниками в это темное царство. Через них, как по каналам, потечет к нам энергия, высвобождаемая из бессознательного.

    Вы спросите, как? Нужно познакомится с ними, осознать их, понять, про что они хотят вам сказать. Эта тема настолько большая и грандиозная, что описать здесь все возможные варианты событий я не берусь. Однако, в последнее время несколько раз в моем окружении прозвучала тема трудности выбора мужчиной спутницы жизни. Не могу не ухватиться за эту возможность и попробовать поразмышлять, причем здесь Анима?

    По мнению Юнга, Анима и Анимус обладают ярко выраженными гендерными различиями. То есть в отличие от многоликого Анимуса, наделенного полигамным мужским сознанием, а это представление о том, что мужчины могут иметь много связей, одновременно или последовательно, очень популярно во все времена и во всех слоях общества, Анима очень цельная. Ведь так исторически и социокультурно сложилось, что женщина моногамна, хотя вернее сказать, общество всячески культивирует идею о том, что женщина должна быть целомудренна. Представьте себе еще довольно внушительную цепочку матерей, с которых рисовались образы Анимы в течение многих сотен лет. Таким обрахом, Анима будет обладать вполне определенными чертами, свойствами, характеристиками, она будет настолько конкретна и точна для каждого определенного мужчины, что при желании или умении, он может нарисовать ее точный портрет, о чем мы знаем из творчества многих авторов-мужчин. Это означает, что у каждого мужчины внутри существует довольно четкий образ женщины его мечты, хоть он и бессознательный, но очень влияющий. Имея такой конкретный женский образ внутри, мужчине становится очень трудно сделать свой выбор в пользу какой-то одной определенной, вполне себе земной женщины, да и вообще, задача становится практически невыполнимой – найти такую избранницу, в которой, как в одном флаконе, сразу будут совмещены все ингредиенты. Вот и продолжается этот бесконечный поиск идеала, на который иногда даже не очень-то и влияет наличие семьи, жены и детей, приобретенных как-то походя, под влиянием культуры или давлением родственников.

    Некоторые мужчины вполне комфортно ощущают себя в этом водовороте жизни. Но для многих все-таки наступает время встречи с собой. Причины могут быть разные-с таким количеством связей легко попасть в неприятные ситуации, которые будут постоянно отнимать энергию, отвлекать от чего-то важного, да и кризис середины жизни никто не отменял. Тогда и приходит понимание, что "верхи не могут (ум, сознание, реальность), а низы не хотят (сердце, чувства, бессознательное)" жить по-старому. Но даже и в этой ситуации не все принимают решение разобраться в своей жизни. Для некоторых круговорот событий, еще большая загруженность жизни экстримом, впечатлениями, путешествиями, развлечениями становится на время суррогатом, заменяющим подлинное Я. Получается, что Анима, которая здесь явно представлена в негативном образе, захвачивает и порабощает Эго. Для мужчин такая Анима часто Ведьма, разрушающая его текущее состояние, роковая женщина. Попавший под власть негативной Анимы мужчина будет включать защиты. Он или будет компенсировать свою Теневую женщину сверхмужественностью, проявляя власть в отношениях, подавлять своих избранниц и тем самым отталкивая их каждый раз, либо наоборот, имея внутри представление о собственной нехорошести, стремиться любой ценой сохранить отношения, подстраиваясь и мимикрируя под партнершу. Оба этих сценария безусловно ведут к потере себя, собственной целостности, а значит к депрессии из-за непрожитой жизни.

    Но согласитесь, есть и другой вариант. Как часто мы сейчас слышим от подруг и знакомых, что муж якобы залег на диван, ничего не хочет делать, очень раздражителен и все это без особо видимой причины. Здесь тоже может быть масса причин, но нам важно исключить из этого списка одну очень уважительную. Знакомство и принятие собственной Анимы для мужчин начинается с "погружения во внутреннее болото, подземную реку, колодец". Это все символы Анимы. Вода-женская стихия, плохо доступная мужчинам. И в этот момент очень актуализируются для мужчин сны с водами. Это попытка погрузиться в женскую материю, найти контакт с внутренними водами, женской энергией, контакт с чувствами. Внешне это выглядит как серфинг по сайтам, лежание на диване и перещёлкивание каналов тв, игра в компьютерные игры без фанатизма, чтобы убить время и занять голову. Для женщины важно находится в поле доступности для мужчины в этот момент, ни в коем случае не вторгаясь в границы своего партнера. Набраться терпения и ждать окончания этот беременности с неопределенным сроком. Эти кажущиеся минуты слабости для мужчины помогают ему вернуть утраченную связь с душой - Анимой, которая впоследствии станет проводницей, совместно с Анимусом, в мир бессознательного, полный энергии.

    Осознание собственной Анимы, растождествление ее с Эго, дает силы, чтобы выдерживать близость с другим, видеть в нем не проекцию собственной Анимы, а личность, непохожую на меня, но уникальную и достойную того, чтобы быть узнанной и принятой.

    мужская полигамность.jpg
     
  2. Понравилось? Поделитесь с друзьями
  3. Комментарии
  4. Интересная дискуссия по поводу полигамности :)

    А что это такое? Предполагает полигамность влюбленность в другого? Не физический контакт? А духовное увлечение другим человеком? И важно ли количество?
     
  5. Клаус
    Клаус 3 янв 2016
    Статья на мой взгляд неоднозначная.. Хотелось бы некоторых прояснений от автора.
    Принятие и понимание своих гендерно- полигамных особенностей- это замечательно) Разъясните пожалуйста куда идти "подлинному Я"?:)
    Вторая часть статьи размыта...
    Мужчина в своем принятии должен отпустить сии "оковы" и отдаться выбору буквально, физически? Или принять полигамию в варианте общения, флирта, активного интереса? В первом варианте, полагаю, мужчине придется четко осознавать свой жизненный выбор. Поиск, смена партнерш, сменяющиеся симпатии- влюбленности- это свободный образ жизни. В постоянных отношениях слабо представимо. (Если конечно полигамия не принята в паре обоюдно).
    Во втором варианте речь уже пойдет о сдерживании и контроле. Да, флирт, интерес, влюбленность, общение.. а дальше? Поиграл и пошел дальше? Детскость не прослеживается?
    Одним словом, хотелось бы понять, что хотела донести автор статьи?
    Буквально)
     
  6. Анна Эн
    Анна Эн 14 янв 2016
    Буквально донести хотелось лишь одно. Когда мужчина ( в данной статье описывается лишь очень узкий аспект мужской полигамности) начинает задумывается над количеством и качеством партнёрш в его жизни, когда эта тема начинает влиять на качество его жизни, чаще в худшую сторону влиять, мешать, тревожить, тогда возможно наступает время для него обратиться внутрь себя и понять причины дискомфорта. Разбираться с этими причинами однозначно придётся сначала внутри себя, так как "отдаваясь выбору физически" наш герой будет двигаться по спирали, постоянно сталкиваясь с одинаковыми задачками, грубо говоря, наступать на одни и те же грабли. Вкратце, этими причинами могут быть следующие-одноликая и слишком конкретная Анима ( здесь важно понимать, что Анима-это архетипическая фигура, порождение коллективного бессознательного, а не субличность) мешает принимать одну партнершу и требует поиска идеала-точной копии Анимы, что весьма затруднительно, отсюда наличие множественных связей, складывающихся в единый женский приближённый к идеалу образ. Включившись в работу по самопознанию, мужчина может осознать влияние этого архетипа на Эго, рассмотреть Аниму ближе, понять и изучить её, познакомиться с ней, взять её ресурс, интегрировать её в собственную личность, освободившись от её назойливого и бескомпромиссного влияния, научившись с ней сотрудничать. Это поможет ему не кидать проекции собственной Анимы на каждую встретившуюся ему женщину, а после, познакомившись с ней поближе, разочаровываться в ней, так как она не соответствует идеальной женской фигуре, а видеть изначально в каждой партнерше её личность, индивидуальность, и брать на себя ответственность за свой выбор. Все это про осознанное существование. А личная терапия помогает разобраться со всем этим бессознательным материалом. И главное условие-добровольный приход в личную терапию.
    Про все остальное, о чем вы спрашивали, "буквально" вообще не поняла. В чем суть вопроса? Если партнеров устраивают полигамные отношения-что здесь делать психологу? Мужчина и женщина предпочитают жить в глубоком бессознательном, не брать на себя ответственность, не расставаться с инфантильностью-здесь нет предмета преступления. Моя статья скорее в помощь тем, у кого в этой области дискомфорт, и тем, кто готов выйти из зоны комфорта.
     
  7. Клаус
    Клаус 14 янв 2016
    @Анна Эн, спасибо за разъяснение) Для меня стало ясно, что Вы хотели донести.
    Изначально поняла статью как посыл к принятию полигамии как части себя (у кого эти проявления наблюдаются) и гармонизации со своими потребностями, т. е. призыв к восприятию поиска и смены партнеров как нормы.
    Довелось поучаствовать в дискуссии прочитавших Вашу статью, где подавляющее большинство восприняло ее как оду свободному образу жизни.
     
  8. Ангелина Т
    Ангелина Т 14 янв 2016
    @Анна Эн, а есть возможность психологически преодолеть конкретный женский недосягаемый образ ?
    Или так всю жизнь человеку мучаться и терпеть?
    Ведь есть и барышни с воображаемым принцем и конём,белым.
     
  9. 先生道場
    先生道場 15 янв 2016
    Есть такая весёлая математически-логическая задача:
    На острове живут 20 взрослых мужчин и 20 взрослых женщин гетеросексуальной ориентации. Женщины утверждают, что, в основном, их сексуальный опыт ограничивается одним партнером. Мужчины же говорят, что у них было от 2-х до 20 партнеров. Кто, на ваш взгляд, вводит в заблуждение исследователей?:sneaky:
     
  10. Анна Эн
    Анна Эн 15 янв 2016
    Санта, думаю, что психология-это вообще не про оценки. Правильно или неправильно, истина или ложь. Да и моя статья- это не инструмент, который в "умелых" руках может стать защитником как приверженцев полигамии, так и борцов с ней. Эти размышления появились потому, что очень у многих отзывается внутреннее одиночество, которое не маскируется количеством партнеров. Это лишь попытка намекнуть на то, что терапия может привести самого себя к себе, познакомить и подружить

    Ангелина, психологическим преодолением идеального образа будет как раз противоположное этому-принятие этого образа, интеграция его в себя, осознание его как своей части и контакт с ней. А с принцами на белом коне-это совсем другая история. И здесь такая масса возможных вариаций на тему причин поиска этого принца, что не бывает двух одинаковых случаев. У каждого клиента абсолютна своя история и соответственно своя собственная эксклюзивная терапия или самоисследование, кому как больше нравится.
     
  11. Ангелина Т
    Ангелина Т 15 янв 2016
    Спасибо..но пока мне сложно понять...
     
  12. Анна Эн
    Анна Эн 16 янв 2016
    Проще будет сказать, что то, от чего мы пытаемся избавиться-это тоже наша часть, поэтому избавляться так сложно. Я очень упростила процесс терапии, обозначив только начальную и конечную стадию. Остальное, самое интересное, то, что находится между, сам процесс, эксклюзивен для каждого клиента.
     
  13. Эта тема действительно большая и грандиозная, а также очень актуальная. Я хотел бы попробовать взглянуть на нее чуть подробнее. Что из этого получится я не знаю. Поправьте меня, если я в чем-либо заблуждаюсь или неверно интерпретирую. Итак, -

    Человек состоит из абсурдных противоречий, взглянуть на которые порой настолько трудно, что необходимо время «собраться» с духом, чтобы признать свои слабости. Более абсурдным кажется то, что сила Духа/Души и возникает из слабостей, которые осознаны и приняты такими, какими они являются. Бывает, что при осознании их, принятии (или ситуации, где есть возможность сделать это) у человека возникает такое бурное сопротивление в виде страха, гнева и т. д., которые также человеком могут не осознаются, что человек, сам того не замечая, начинается защищаться, якобы рассматривая в этом угрозу. Часто человек понимает, как попытку кого-то (т. е. Физического объекта) нарушить его привычную зону комфорта, хотя на самом деле это и есть встреча с Тенью! Реакция на это может быть самая разная: как уход «в себя», так и «из себя». Также можно наблюдать месть/мелкие пакости, самооправдание, попытки рационализировать собственные поступки. Также реакция на критику, если Принимающий относит ее лично к себе, а не к своим поступкам, соответственно попытается, например, перенести в виде агрессии свое непринятое отношение к критике на Передающего эту критику. Со стороны это выглядит как попытка защищаться, оправдываться при отсутствии видимой угрозы. И если Передающий критику не переходит на личности, а руководствуется только добрыми намерениями, то он так и останется правым и ведущим этой ситуации. Принимающий же, слепо считая правым только себя, будет пытаться любой ценой победить, переходить на личности, угрожать, только со стороны это чаще всего будет выглядеть смешно. И опять же, видя смех окружающих, Принимающий понимает это как относящийся лично к нему, стало быть, еще одна угроза, в то время как на самом деле смех относится к ситуации, а не к нему. Такие ситуации закрепляются у Принимающего как Система и далее он также слепо продолжает защищаться, видя во всем угрозу. Получается, что, принимая для начала свою слабость, как допустим на основе этого примера – защищаться в случае критике (да, как бы абсурдно это ни звучало), слабость уже не кажется слабостью, а самостью и может появиться трезвость в виде «посмотреть на себя со стороны», в виде вопроса: а действительно ли нужно защищаться? – это на поверхности. Таким образом, можно добраться и до Тени: что на самом деле мы он прячет? Страх? Стыд? Тут и нужны Анима и Анимус, чтобы увидеть тот страшный темный-темный угол в темной-темной комнате. Кажется, в мультике «Головоломка» такой пример есть: во время сновидения собака разделилась на две половины - Райли стало страшно, что голова собаки бегает за своей попой, «полицейские» выдворили Бинго-Бонго из т. н. «прямого эфира» и закрыли за какими-то воротами. Печать и Радость, попав туда, встретили брокколи, бабушкин пылесос, большого Клоуна и т. д. – т. е. То, чего боится Райли. Пробуждение Райли наступило, когда этот самый клоун явился в «прямой эфир» Сновидения – т. е. Вышел из Тени на поверхность. Испугавшись собственного страха Райли проснулась.

    И еще пару слов про страдание, про Печаль. В той самой «Головоломке» в самом конце мультика, хочу обратить внимание на момент как Радость и Печаль таки вернулись в «ЦУП». Итак, Радость рискнула совершить прыжок с помощью 999999999 воображаемых принцев, в полете поймала Печаль, вместе с ней стукнулись о ЦУП. Сначала Гнев пытался разбить стекло табуреткой, но тщетно. Тогда Брезгливость его раздразнила, Гнев взорвался, этой энергией и удалось разбить стекло. Т. е. Гнев был направлен не наружу (перенос), а на себя - принятие собственного чувства. Казалось бы, все на месте, можно радоваться, т. е. Очередь Радости стоять за пультом, но она уступила место Печали. После чего, в ЦУПе установлен новый пульт. Получается, что непременно необходимо быть знакомым со всеми своими чувствами, персонажами, страхами и т. д. ; чтобы уметь чувствовать, что на самом деле происходит внутри, что находится в Тени? Какова истинная цель тех или иных поступков? Не то рационализированное объяснение, что мы чаще всего видим на поверхности, а та самая реальная цель (желание), находящаяся в Тени – например, быть превосходным, самоутвердиться, быть лучше других или их обратная полярность – доказать, что я хуже других, что я ни на что неспособен, все мне угрожают т. д.