Развитие, формирование и поддержание самооценки у подростков - спортсменов

  1. Наталья Орлова
    11 янв 2017 349
    Наталья Орлова Психолог
    Самооценка является важнейшим слагаемым среди прочих социально-педагогических качеств каждого человека, который занимается любой деятельностью и который желает повысить её результативность и эффективность. Являясь целенаправленной рефлексией, самооценка способна определять как общее, естественное, в человеке, так и частное, определенное и чаще всего совпадает с самоценностью.

    Важное значение это качество имеет именно, для спортсмена (в первую очередь для юного спортсмена, у которого эмоциональная сторона стоит выше рациональной), их особенной сферы деятельности, где соревнование идет за наиболее маленькие величины прибавления или уменьшения - секунда, сантиметр, грамм и даже их доля. При этом определение правильной самооценки является довольно сложным процессом, который требует определённых знаний, собственных желаний и внешнего воздействия, большой силы воли. И в этом случае лишь тренер в силах помочь юным спортсменам отработать чувство собственной значимости, повысить уровень уверенности в себе. А это является не просто одним из условий успеха в период тренировок, но и залогом достижений реальных высоких результатов на состязаниях, постепенно увеличивающих рейтинг спортсменов.

    Для того чтобы поставить перед спортсменами не просто сложные задачи, но и достичь высоких результатов, необходимо понимать, насколько честно и объективно спортсмены могут критически оценивать свой потенциал. Так как самооценка является ничем иным как мнением человека о самом себе, которое формируется в процессе сравнения себя с другими людьми, специалистами, спортсменами.

    Следует помнить, что только при соблюдении определенных требований имеется возможность вырабатывать правильную самооценку. Вопрос возникает если у каких-то юных спортсменов средний или низкий уровень самооценки, то, как с этим быть.

    В этом случае тренеры, обычно переходят к методу постановки, так называемой, сверхзадачи, которая может быть решена постепенно, при использовании психологического тренинга, с целью оказания помощи подростку для выработки уверенности в себе и своих силах. Для решения этой задачи юным спортсменам задаются следующие задачи: поставить перед собой серьёзную цель, для достижения которой потребуется честолюбие, усердие и настойчивость. Затем научиться честно и объективно оценивать результат, а важно, подумать, что необходимо сделать, достигнуть следующего этапа, как «перепрыгнуть» планку. Чтобы решить последнюю задачу следует соблюдать другие конкретные правила, и соблюдая которые юный спортсмен достигнет желаемые результаты.

    Важно понимать, что поражение спортсменов можно принять как удачу, из которой делаются выводы о ложных целях и напрасно потраченных усилиях, и радоваться, что более крупных неудач удалось избежать сейчас.

    Если юные спортсмены не мирятся с людьми, заставляющими их чувствовать свою неполноценность, или если им не удается изменить их или себя так, чтобы развить уверенность в себе, следует просто уменьшить или прервать общение с ними. В этих случаях тренеры объясняют им, что жизнь слишком коротка и красива, чтобы потратить её на уныние.

    Тренеры и психологи говорят молодым ребятам чаще позволять себе расслабление, прислушивание к своим мыслям, делать то, что им по душе, наедине с самими собой. Так они могут лучше себя понять.

    Также, часто практикуется общение во время тренировок, в процессе которых происходит наслаждение восприятием энергии, которой обмениваются люди. Тренера дают понять подросткам, что они хотят от своих товарищей и что он может им дать взамен.

    «Я» - у подростков крепкое и пластичное. Тренеры не ограничивают «Я» спортсменов, а дают свободу, благодаря которой «Я» испытывает кратковременный эмоциональный удар, это лучше, чем подросток будет пребывать в бездействии и изоляции.

    Тренеры берут для спортсменов несколько сложных отдалённых целей, на пути к достижению которых, решаются несколько мелких, промежуточных. При этом, важно спланировать, какие именно методы и средства им будут необходимы для достижения промежуточных целей. В процессе достижения целей не оставляется без внимания каждый положительный шаг подростков, и не забывается подбадривание или похвала их.

    Подростков можно назвать активными объектами, но не пассивными. Они - вершины эволюционных пирамид, они являются воплощением не только надежд тренеров, но и надежд родителей. Подростки - неповторимые личности, активные творцы своей жизни, они могут управлять событиями. Если они уверены в себе, то всякие сопротивления и препятствия являются для них вызовами, а вызовы побуждают к свершениям. И когда тренеру удастся помочь спортсменам справляться с застенчивостью, то на смену беспокойства, придет получение удовольствия от жизни, от событий, которые его окружают. А это, в свою очередь, положительно повлияет не только на его эффективный тренировочный процесс, но и на высокий уровень результативности на самих соревнованиях.

    Уверенность в юных спортсменах вырабатывается благодаря успешному выполнению трудных задач. А работа над трудными задачами начинается с работой над малыми делами, постепенно подступаясь к более сложным задачам. В любом случае, сперва необходимо тренерам понять, чего они хотят добиться от своих подопечных.

    Спорт можно назвать потоком реальных событий, похожих на рост дерева. Это то, что можно назвать прибавлением к самооценке и от наличия разных эмоций, где при положительных эмоциях уровень самооценок у спортсмена высокий, и он способен критически оценивать свои поступки, спортивную удачу и неудачу, и спортивные достижения членов своей команды. И, наоборот, при отрицательных эмоциях самооценка снижена, спортсмены не способны адекватно оценить свой поступок, спортивные достижения и результаты членов команды.

    самооценка детей.jpg
     
  2. Понравилось? Поделитесь с друзьями