1. Анастасия Каракашева
    29 дек 2015 1105
    Анастасия Каракашева Психолог
    Я не буду оригинальной, если скажу, что диву даешься, насколько различны все дети, причем эти различия проявляются в самом раннем возрасте. Мои летние наблюдения за многонациональной компанией детишек на черноморском побережье лишь доказывают, что первые особенности характера и личности могут быть заметны у детей уже после первого года. Вот несколько примеров: девочка Саша в свои 1,6г непоседа и пацанка, дерется, когда берут ее игрушки, а ее подружка Полина в 1,3 г- мягкая и общительная (так и хочется сказать женственная). Болгарская девочка Иви в 1,7г своенравна и самостоятельна, а русский Витя в 1,3г - простодушен и улыбчив. Мой собственный сын в 1,3г избирателен и упрям, но обаятелен и бесконечно любопытен.

    Беру смелость утверждать, что уже после года можно увидеть в ребенке и первые природные наклонности - вот Самуил, ему всего 1,3г - но как уверенно он бросает мяч! Его глаза горят при виде любого шарика, дайте только покидать! Мой сын не очень хорошо бросает мяч, зато превосходно лазает по пляжным лежакам – он придумал это занятие сам, карабкается упрямо, встает в полный рост и, балансируя, ходит взад-вперед (уже с поддержкой мамы). А вот Юре 1,5г, он только-только научился ходить (поздновато, сказали бы педиатры), но уже играет с папой в мяч. Он совсем ничего не говорит, но родители не парятся - играют с ним в мяч! Через развитие моторики и любимое занятие малыш сможет сделать и другие успехи. Вспоминается мой родной брат, который в свои 2 года почти не говорил, но уверенно держал ракетку от пинг-понга и так же уверенно бил по мячу. Пройдет 20 лет и Алексей станет к. М. С по волейболу.

    Кто-то совершенно не может без адреналина - вот Ксюша в свои 1,3г враскоряку забирается на высокую горку и съезжает вниз хохоча! Кажется, что она может делать это бесконечно. А Иви горка не нужна - болгарская девочка будто создана для воды, и несмотря на бабушкины ссоры-уговоры ее силком не вытащить из моря! Миниатюрная Маша в свои 2 года гибкая и пластичная, качели – ее любимое занятие. А вдруг гимнастика ее призвание?

    У некоторых детей рано проявляется интерес к копанию в песке, строительству (пока ее неумелому) домиков и куличей, а у некоторых такого интереса не наблюдается вообще. Мой сын к концу лета так и не разобрал, зачем нужны песочные куличи, но лишь только из пляжного бара начинает звучать музыка, он стремительно мчится в бар и танцует: двигает попой, раскачивается и приседает, четко попадая в ритм! Громкая взрослая музыка ему ни по чем, ведь танцы доставляют ему и случайным зрителям столько удовольствия!

    Маленькая Лера – «повторюшка», щебечет, как птичка, - уже в полтора года ее лексикон довольно широк. У Полины явно заметны социальные задатки: зовет-собирает убежавших подружек, идет первой знакомиться, протягивает ручки, внимательно слушает разговоры взрослых... А вот их сверстнику Теме слова пока явно не нужны – он важно и флегматично обозревает мир с высоты своей коляски. Наш сын тоже не из болтливых, но он внимателен к деталям, интересуется разными механизмами, научился сходу открывать заглушки-защелки на шкафах, которые мама-папа установили против его шаловливых ручек – технические способности? А может, все-таки музыкальные? Ведь день начинается и заканчивается у нас песнями и плясками.

    Много лет психологи и педагоги спорят о детерминантах развития, говоря научным языком, то есть о том, что играет определяющую роль в развитии ребенка: среда (окружение, воспитание) или наследственность (природные способности). Мне близка гипотеза о единстве трех факторов: безусловном влиянии наследственности и среды, помноженном на собственное отношение человека к своим способностям и окружению. Именно последний компонент поможет человеку рано или поздно выбрать свой путь – ведь даже прирожденный Бэкхем, будучи взрослым, может сознательно отказаться от блестящей спортивной карьеры ради другого важного дела. Но это будет его собственный осознанный выбор.

    Поймите правильно - я не о том, чтобы сломя голову отдавать еще не окрепшего малыша в футбол, едва заметив его интерес к мячу. Я о том, как важно наблюдать за своим ребенком в его самом раннем возрасте и постараться уловить те самые природные знаки; не проигнорировать, не задавить на корню его (именно его, а не желаемые или навязанные кем-то) природные задатки и дать им старт - возможно, они станут его жизненной перспективой, когда придет время.

    про маленького бэкхэма.jpg

    Лето 2015​
     
  2. Понравилось? Поделитесь с друзьями
  3. Комментарии
  4. Кирилл Будкевич
    Кирилл Будкевич 10 дек 2016
    Супер!

    Сначала наблюдать, а потом спрашивать...
     
  5. Кирилл Будкевич
    Кирилл Будкевич 11 дек 2016
    И полностью согласен

    Когда проходил обучение на монтессори-педагога, нам объясняли:
    Наблюдение за ребёнком - считается одним из самых нужных и полезных действий со стороны родителей

    А потом и спрашивать можно... (у каждого ребёнка свой возраст, когда он начинает отвечать)