1. Мария Виноградова
    8 фев 2016 3902
    Мария Виноградова Гештальт-терапевт
    Еще каких-то десять лет назад диагностика психологической готовности ребенка к школе воспринималась как нечто экзотическое. "И зачем это нужно?" - недоумевали родители первоклашек, - "Все равно все дети идут в школу, все учатся". Но меняются не только времена, - меняемся и мы, родители, и, конечно, наши дети. Будучи изначально погруженным в быстрый темп жизни, где демократичный стиль воспитания и мельтешение на экране компьютера сменяется конкуренцией и суетой в общении со сверстниками, ребенок, с одной стороны, получает внушительный опыт, которого у нас не было в эти годы, а с другой - неизменно упускает важные моменты гармоничного взросления, которые сказываются, в частности, на его отношениях с одноклассниками и на учебных результатах. Именно поэтому диагностика психологической готовности к школе сегодня уже стала традицией, и родителям стоит заранее разобраться с тем, что она собой представляет.

    Психологическая готовность к школьному обучению – это сложное образование, включающее высокий уровень развития интеллектуальной сферы, мотивационной сферы и сферы произвольности. Иными словами, это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. Отечественный психолог Божович указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. У Анастази понятие школьной зрелости трактуется как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками». Таким образом, психологическая готовность к школе включает в себя готовность интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и физическую.

    Интеллектуальная готовность к обучению в школе предполагает:
    • дифференцированное восприятие;
    • аналитическое мышление (возможность познавания основных признаков и связей между явлениями, умение воспроизвести образец);
    • рациональный подход к действительности (ослабление фантазирования);
    • логическое запоминание;
    • интерес к знаниям и к процессу их учения с приложением определенных усилий;
    • овладение разговорной речью и способность применять символы;
    • развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.
    Как правило, начало школьной жизни ребенка совпадает с так называемым кризисом 7 лет, включающим в себя осознание своих переживаний, обобщение переживаний и дифференциацию внутренней и внешней жизни ребенка, связанной с появлением смысловой ориентировочной основой поступка. Таким образом, в процессе формирования личностной готовности к школе ребенок выходит на новый уровень развития самосознания, который заключается в определенном отношении к себе, а также в формировании нового типа общения со взрослым – внеситуативно-личностного общения (один из компонентов социально-психологической готовности к школе, другим же является умение общаться со сверстниками). Определяя личностную готовность ребенка к школе, необходимо выявить и специфику развития сферы произвольности, которая проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, и при работе по образцу.

    Социально-психологическая готовность к школьному обучению формируется на основе внутренней позиции школьника, которая представляет собой субъективное отражение объективной системы отношений ребенка с миром взрослых. Наличие внутренней позиции школьника проявляется в том, что ребенок решительно отказывается от индивидуально-игрового (дошкольного) периода деятельности и проявляет ярко выраженное положительное отношение к общению со сверстниками и взрослыми людьми, а также к учебному процессу (особенно к тем его сторонам, которые связаны непосредственно с обучением в школе).

    Физическая готовность включает состояние здоровья будущего школьника: телосложение, осанку, двигательные навыки и качества (в особенности тонкой моторной координации), физическую работоспособность.

    Для диагностики готовности ребенка к школе разработаны специальные тесты и опросники, оценивающие уровень интеллекта, личностного, социально-психологического и физического развития ребенка. Это тесты на восприятие, концентрацию внимания, на произвольное внимание (например, методика «Домик» Гуткиной), тест школьной зрелости Керн, тест на общую ориентацию детей в окружающем мире и запас бытовых знаний, графический диктант Эльконина, тест на отношение ребенка к обучению в школе, задания на выявление уровня развития мелкой моторики и работоспособности будущего школьника и другие. В целях проведения диагностики психологической готовности ребенка к школьному обучению родители могут обратиться к детскому психологу, а также к школьному психологу того государственного общеобразовательного учреждения, которое будет посещать ребенок.
    Психологическая готовность ребенка к школе.jpg
     
  2. Понравилось? Поделитесь с друзьями
  3. Комментарии
  4. 先生道場
    先生道場 8 фев 2016


    Мария, вот тут небольшая выборка по теме во сколько лет идут в школу дети в разных странах:

    ЯПОНИЯ
    Идут в школу: в 6 лет


    АМЕРИКА
    Идут в школу: в 5—6 лет


    ГЕРМАНИЯ
    Идут в школу: в 6—7 лет


    ИНДИЯ
    Идут в школу: в 4 года


    ИЗРАИЛЬ
    Идут в школу: в 6 лет


    ПАЛЕСТИНА
    Идут в школу: в 6 лет


    САУДОВСКАЯ АРАВИЯ
    Идут в школу: в 6—7 лет


    ГРУЗИЯ
    Идут в школу: в 5 лет (если исполнилось до мая)


    ВЕНГРИЯ
    Идут в школу: в 6—7лет


    ЧЕХИЯ
    Идут в школу: в 6 лет


    АВСТРИЯ
    Идут в школу: в 6 лет


    В среднем получается в 6 лет. С чем связаны такие стандарты? Не означает ли, что в педагогике (психологии) этих стран считают, что ребенку легче преодолевать кризис 7 лет находясь уже в школе? Как Вы думаете?
     
  5. Мария Виноградова
    Мария Виноградова 8 фев 2016
    Благодарю за хороший вопрос, Геннадий!
    Во-первых, хотелось бы сказать о том, что "кризис 7 лет" (как и остальные возрастные кризисы - 3 лет, подросткового периода, многочисленные кризисы зрелого возраста и прочее) - это не точный возраст, а приблизительное обозначение смены одного возрастного периода другим. Именно этой приблизительностью объясняется "плавающая" цифра 6-7 лет (Индия рассматривается как исключение, связанное с доминированием религиозного аспектом, - если Вам интересно, я напишу подробнее в личном сообщении).
    Во-вторых, стандарт первоклассника 6-7 лет сложился задолго до закрепления данного возраста в официальном законодательстве, и связано это, прежде всего, с тем, что наши предки без диагностики готовности к школе видели и понимали, что раньше или намного позже начинать обучение ребенка не целесообразно (в 5 лет он еще не готов полноценно воспринимать и реализовывать физические и психологические новообразования, связанные с началом школьного периода, а к 9 годам он, с одной стороны, уже сам овладевает материалом начальной школы, а с другой - психологически заметно отстает от сверстников-учеников, - особенно в сфере общения, формирования адекватной самооценки и личной ответственности).
    Несколько слов о содержании кризиса 7 лет: к основным симптомам данного кризиса относят
    - потерю непосредственности: ребенок начинает понимать, что может стоить лично для него то или иное желаемое им действие. Если ранее поведение строилось и реализовывалось согласно желаниям, то теперь, прежде чем что-то сделать, ребенок думает о последствиях;
    - манерничание и замкнутость: его душа становится "закрытой", и ребенок начинает играть роль, что-то из себя изображая и что-то при этом скрывая (часто дети данного возраста скрывают, когда им плохо - грустно, обидно, страшно).
    Новообразования этого периода:
    1) Возникновение системы соподчиненных мотивов;
    2) Произвольность познавательных процессов (внимание, воображение, образное мышление, произвольная память);
    3) Развитие самосознания (децентрация личности) дошкольника: формирование устойчивой самооценки на основе понимания собственных возможностей и ограничений, а также своего места в системе отношений с окружающими;
    4) Как итог первых трех пунктов - начало произвольного поведения.
    Как мы видим, для реализации содержания кризиса 7 лет нужна особая среда, роль которой играет школьное обучение, поэтому действительно можно говорить о том, что школа помогает ребенку преодолеть этот кризис и сформировать вышеназванные новообразования (за исключением случаев буллинга и других трудностей, которые тормозят преодоление "кризиса семилетки", - но это уже отдельная большая тема). Правда, сомневаюсь, что Министерства Образования вышеназванных стран руководствуются именно данным доводом: скорее всего, так сложилось исторически (на основе традиций предков, о которых я говорила).
    И последнее, что хотелось бы сказать о возрасте 6-7 лет и школьном обучении: на мой взгляд, идет взаимозависимый процесс: с одной стороны, психологические изменения возраста 6-7 лет требуют включения ребенка в школьные условия, а с другой - сама школа запускает определенные психические процессы, свойственные кризису 7 лет (рост самосознания, определение своего места в школьной системе, развитие внимания, образного мышления). Поэтому как школа помогает ребенку пережить "кризис семилетки", так и новообразования кризиса создают все предпосылки для успешного начала марафона под названием "школа".
     
  6. Елена.
    Елена. 7 апр 2016
    Кто такую диагностику обычно проводит? психолог в саду или в школе?
     
  7. Мария Виноградова
    Мария Виноградова 7 апр 2016
    Спасибо Вам за актуальный вопрос, Елена!
    Интеллектуальную и личностную готовность ребенка к школе может определить психолог в доу (есть не в каждом детском саду), а обязательные обследования проводятся психологом школы по специальным методикам.
     
  8. Елена.
    Елена. 15 апр 2016
    @Мария Виноградова, я так разочарована. Психологи в школах больше не проводят ни каких диагностик перед школой. Нам было отказано. Сказали что в детском саду нам дадут рекомендации. Мало этого еще и отменили тестирование! Я в бешенстве! И я теперь пойду в класс с детьми, которые будут только проходить буквы, вместо того, чтобы учиться по сложной программе! Всех уравняли приказами!
     
  9. Мария Виноградова
    Мария Виноградова 15 апр 2016
    Елена, я присоединяюсь к Вашему негодованию: к сожалению, Вы правы, - не во всех школах отменена психологическая диагностика готовности к обучению, но для большинства учебных заведений это так. Ситуация современного школьного обучения такова, что 90% ответственности за интеллектуальное и нравственное развитие ребенка лежит на родителях. "Уравниловка" сейчас повсюду, поэтому репетиторство процветает: это один из способов помочь ребенку выделяться из общей толпы полуграмотных школьников.
     
  10. Елена.
    Елена. 15 апр 2016
    @Мария Виноградова, тестирование так необходимо. Отменили, что люди жаловались! Зачем? Не умеют ваши дети писать-один класс. Умеют -другой.В том году было 6 первых классов, а теперь всего 4. Мой сын уже второй класс Петерсон проходит, а в школе начнет заноао буквы учить.
    Мария. актуальный вопрос, как стимулировать ребенка делать первым и помогать другим, а не скучать на уроке?
     
  11. Мария Виноградова
    Мария Виноградова 15 апр 2016
    Елена, в отношении Вашего вопроса мне нравится статья Насти Пономаренко - uaua.info/ot-6-do-9/psihologiya-ot-6-do-9/article-30654-10-vazhnyih-pravil-kak-motivirovat-rebenka-k-uchebe/ Почитайте: надеюсь, что Вы найдете полезные рекомендации для себя и для Егорки. Главное в вопросе любознательности и успеваемости - это установки, которые дают родители, а с этим, насколько я вижу, в Вашей семье все в порядке. Не паникуйте раньше времени: все будет хорошо!