1. Мария Виноградова
    8 фев 2016 4595
    Мария Виноградова Гештальт-терапевт
    Еще каких-то десять лет назад диагностика психологической готовности ребенка к школе воспринималась как нечто экзотическое. "И зачем это нужно?" - недоумевали родители первоклашек, - "Все равно все дети идут в школу, все учатся". Но меняются не только времена, - меняемся и мы, родители, и, конечно, наши дети. Будучи изначально погруженным в быстрый темп жизни, где демократичный стиль воспитания и мельтешение на экране компьютера сменяется конкуренцией и суетой в общении со сверстниками, ребенок, с одной стороны, получает внушительный опыт, которого у нас не было в эти годы, а с другой - неизменно упускает важные моменты гармоничного взросления, которые сказываются, в частности, на его отношениях с одноклассниками и на учебных результатах. Именно поэтому диагностика психологической готовности к школе сегодня уже стала традицией, и родителям стоит заранее разобраться с тем, что она собой представляет.

    Психологическая готовность к школьному обучению – это сложное образование, включающее высокий уровень развития интеллектуальной сферы, мотивационной сферы и сферы произвольности. Иными словами, это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. Отечественный психолог Божович указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. У Анастази понятие школьной зрелости трактуется как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками». Таким образом, психологическая готовность к школе включает в себя готовность интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и физическую.

    Интеллектуальная готовность к обучению в школе предполагает:
    • дифференцированное восприятие;
    • аналитическое мышление (возможность познавания основных признаков и связей между явлениями, умение воспроизвести образец);
    • рациональный подход к действительности (ослабление фантазирования);
    • логическое запоминание;
    • интерес к знаниям и к процессу их учения с приложением определенных усилий;
    • овладение разговорной речью и способность применять символы;
    • развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.
    Как правило, начало школьной жизни ребенка совпадает с так называемым кризисом 7 лет, включающим в себя осознание своих переживаний, обобщение переживаний и дифференциацию внутренней и внешней жизни ребенка, связанной с появлением смысловой ориентировочной основой поступка. Таким образом, в процессе формирования личностной готовности к школе ребенок выходит на новый уровень развития самосознания, который заключается в определенном отношении к себе, а также в формировании нового типа общения со взрослым – внеситуативно-личностного общения (один из компонентов социально-психологической готовности к школе, другим же является умение общаться со сверстниками). Определяя личностную готовность ребенка к школе, необходимо выявить и специфику развития сферы произвольности, которая проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, и при работе по образцу.

    Социально-психологическая готовность к школьному обучению формируется на основе внутренней позиции школьника, которая представляет собой субъективное отражение объективной системы отношений ребенка с миром взрослых. Наличие внутренней позиции школьника проявляется в том, что ребенок решительно отказывается от индивидуально-игрового (дошкольного) периода деятельности и проявляет ярко выраженное положительное отношение к общению со сверстниками и взрослыми людьми, а также к учебному процессу (особенно к тем его сторонам, которые связаны непосредственно с обучением в школе).

    Физическая готовность включает состояние здоровья будущего школьника: телосложение, осанку, двигательные навыки и качества (в особенности тонкой моторной координации), физическую работоспособность.

    Для диагностики готовности ребенка к школе разработаны специальные тесты и опросники, оценивающие уровень интеллекта, личностного, социально-психологического и физического развития ребенка. Это тесты на восприятие, концентрацию внимания, на произвольное внимание (например, методика «Домик» Гуткиной), тест школьной зрелости Керн, тест на общую ориентацию детей в окружающем мире и запас бытовых знаний, графический диктант Эльконина, тест на отношение ребенка к обучению в школе, задания на выявление уровня развития мелкой моторики и работоспособности будущего школьника и другие. В целях проведения диагностики психологической готовности ребенка к школьному обучению родители могут обратиться к детскому психологу, а также к школьному психологу того государственного общеобразовательного учреждения, которое будет посещать ребенок.
    Психологическая готовность ребенка к школе.jpg
     
  2. Понравилось? Поделитесь с друзьями
  3. Комментарии
  4. 先生道場
    先生道場 8 фев 2016


    Мария, вот тут небольшая выборка по теме во сколько лет идут в школу дети в разных странах:

    ЯПОНИЯ
    Идут в школу: в 6 лет


    АМЕРИКА
    Идут в школу: в 5—6 лет


    ГЕРМАНИЯ
    Идут в школу: в 6—7 лет


    ИНДИЯ
    Идут в школу: в 4 года


    ИЗРАИЛЬ
    Идут в школу: в 6 лет


    ПАЛЕСТИНА
    Идут в школу: в 6 лет


    САУДОВСКАЯ АРАВИЯ
    Идут в школу: в 6—7 лет


    ГРУЗИЯ
    Идут в школу: в 5 лет (если исполнилось до мая)


    ВЕНГРИЯ
    Идут в школу: в 6—7лет


    ЧЕХИЯ
    Идут в школу: в 6 лет


    АВСТРИЯ
    Идут в школу: в 6 лет


    В среднем получается в 6 лет. С чем связаны такие стандарты? Не означает ли, что в педагогике (психологии) этих стран считают, что ребенку легче преодолевать кризис 7 лет находясь уже в школе? Как Вы думаете?
     
  5. Мария Виноградова
    Мария Виноградова 8 фев 2016
    Благодарю за хороший вопрос, Геннадий!
    Во-первых, хотелось бы сказать о том, что "кризис 7 лет" (как и остальные возрастные кризисы - 3 лет, подросткового периода, многочисленные кризисы зрелого возраста и прочее) - это не точный возраст, а приблизительное обозначение смены одного возрастного периода другим. Именно этой приблизительностью объясняется "плавающая" цифра 6-7 лет (Индия рассматривается как исключение, связанное с доминированием религиозного аспектом, - если Вам интересно, я напишу подробнее в личном сообщении).
    Во-вторых, стандарт первоклассника 6-7 лет сложился задолго до закрепления данного возраста в официальном законодательстве, и связано это, прежде всего, с тем, что наши предки без диагностики готовности к школе видели и понимали, что раньше или намного позже начинать обучение ребенка не целесообразно (в 5 лет он еще не готов полноценно воспринимать и реализовывать физические и психологические новообразования, связанные с началом школьного периода, а к 9 годам он, с одной стороны, уже сам овладевает материалом начальной школы, а с другой - психологически заметно отстает от сверстников-учеников, - особенно в сфере общения, формирования адекватной самооценки и личной ответственности).
    Несколько слов о содержании кризиса 7 лет: к основным симптомам данного кризиса относят
    - потерю непосредственности: ребенок начинает понимать, что может стоить лично для него то или иное желаемое им действие. Если ранее поведение строилось и реализовывалось согласно желаниям, то теперь, прежде чем что-то сделать, ребенок думает о последствиях;
    - манерничание и замкнутость: его душа становится "закрытой", и ребенок начинает играть роль, что-то из себя изображая и что-то при этом скрывая (часто дети данного возраста скрывают, когда им плохо - грустно, обидно, страшно).
    Новообразования этого периода:
    1) Возникновение системы соподчиненных мотивов;
    2) Произвольность познавательных процессов (внимание, воображение, образное мышление, произвольная память);
    3) Развитие самосознания (децентрация личности) дошкольника: формирование устойчивой самооценки на основе понимания собственных возможностей и ограничений, а также своего места в системе отношений с окружающими;
    4) Как итог первых трех пунктов - начало произвольного поведения.
    Как мы видим, для реализации содержания кризиса 7 лет нужна особая среда, роль которой играет школьное обучение, поэтому действительно можно говорить о том, что школа помогает ребенку преодолеть этот кризис и сформировать вышеназванные новообразования (за исключением случаев буллинга и других трудностей, которые тормозят преодоление "кризиса семилетки", - но это уже отдельная большая тема). Правда, сомневаюсь, что Министерства Образования вышеназванных стран руководствуются именно данным доводом: скорее всего, так сложилось исторически (на основе традиций предков, о которых я говорила).
    И последнее, что хотелось бы сказать о возрасте 6-7 лет и школьном обучении: на мой взгляд, идет взаимозависимый процесс: с одной стороны, психологические изменения возраста 6-7 лет требуют включения ребенка в школьные условия, а с другой - сама школа запускает определенные психические процессы, свойственные кризису 7 лет (рост самосознания, определение своего места в школьной системе, развитие внимания, образного мышления). Поэтому как школа помогает ребенку пережить "кризис семилетки", так и новообразования кризиса создают все предпосылки для успешного начала марафона под названием "школа".
     
  6. Елена.
    Елена. 7 апр 2016
    Кто такую диагностику обычно проводит? психолог в саду или в школе?
     
  7. Мария Виноградова
    Мария Виноградова 7 апр 2016
    Спасибо Вам за актуальный вопрос, Елена!
    Интеллектуальную и личностную готовность ребенка к школе может определить психолог в доу (есть не в каждом детском саду), а обязательные обследования проводятся психологом школы по специальным методикам.
     
  8. Елена.
    Елена. 15 апр 2016
    Мария Виноградова, я так разочарована. Психологи в школах больше не проводят ни каких диагностик перед школой. Нам было отказано. Сказали что в детском саду нам дадут рекомендации. Мало этого еще и отменили тестирование! Я в бешенстве! И я теперь пойду в класс с детьми, которые будут только проходить буквы, вместо того, чтобы учиться по сложной программе! Всех уравняли приказами!
     
  9. Мария Виноградова
    Мария Виноградова 15 апр 2016
    Елена, я присоединяюсь к Вашему негодованию: к сожалению, Вы правы, - не во всех школах отменена психологическая диагностика готовности к обучению, но для большинства учебных заведений это так. Ситуация современного школьного обучения такова, что 90% ответственности за интеллектуальное и нравственное развитие ребенка лежит на родителях. "Уравниловка" сейчас повсюду, поэтому репетиторство процветает: это один из способов помочь ребенку выделяться из общей толпы полуграмотных школьников.
     
  10. Елена.
    Елена. 15 апр 2016
    Мария Виноградова, тестирование так необходимо. Отменили, что люди жаловались! Зачем? Не умеют ваши дети писать-один класс. Умеют -другой.В том году было 6 первых классов, а теперь всего 4. Мой сын уже второй класс Петерсон проходит, а в школе начнет заноао буквы учить.
    Мария. актуальный вопрос, как стимулировать ребенка делать первым и помогать другим, а не скучать на уроке?
     
  11. Мария Виноградова
    Мария Виноградова 15 апр 2016
    Елена, в отношении Вашего вопроса мне нравится статья Насти Пономаренко - uaua.info/ot-6-do-9/psihologiya-ot-6-do-9/article-30654-10-vazhnyih-pravil-kak-motivirovat-rebenka-k-uchebe/ Почитайте: надеюсь, что Вы найдете полезные рекомендации для себя и для Егорки. Главное в вопросе любознательности и успеваемости - это установки, которые дают родители, а с этим, насколько я вижу, в Вашей семье все в порядке. Не паникуйте раньше времени: все будет хорошо!