Определяемся с терминами. Часть первая: помощь или поддержка?

  1. Борис Фрейдин
    11 окт 2017 145
    Борис Фрейдин Психотерапевт
    Психологическая помощь или психологическая поддержка – как же понять, что Вам надо? Попробуем вместе разобраться в этих вроде бы похожих, но на самом деле очень разных терминах.

    Психологическая помощь – это, прежде всего, целенаправленный процесс взаимодействия консультанта и вас (клиента). Целью этого взаимодействия является получение клиентом желаемых изменений в своей жизни через ряд последовательных изменений в себе. Ведущая роль в процессе оказания психологической помощи принадлежит ВАМ!
    Почему? Потому что любой консультант будет бессилен что-либо сделать, если Вы
    Не выполняете взятые на себя обязательства по отношению к консультанту и процессу консультирования в целом:
    • Морально-этические
    • Финансовые
    • Временные
    • Не стремитесь к сотрудничеству,
    • Не искренны,
    • Не обладаете хотя бы минимальным запасом терпения,
    • Не понимаете, почему иногда необходимо брать ответственность на себя (именно понимаете, Вы можете не уметь этого делать и тогда это можно сформулировать как задачу для совместной работы с консультантом)
    Если же все эти “Не” не про Вас, то результатом эффективной психологической помощи будет:
    • улучшение качества Вашей жизни в целом, а не только разрешение проблемной ситуации,
    • личностный рост,
    • повышение креативности и автономности,
    • позитивный эмоциональный фон и реалистичное восприятие окружающего мира.
    Профессиональная психологическая помощь построена на совместном сотрудничестве клиента и консультанта в поиске и дальнейшем развитии внутренних ресурсов клиента. Каждый из нас имеет эти ресурсы, но не каждый (и не всегда) умеет ими пользоваться. Уважая мнение своего клиента, специалист, оказывающий психологическую помощь, никогда не будет навязывать свою точку зрения (опытные психологи знают поговорку: “размышления клиента важнее мнения консультанта”). Консультант- профессионал старается никогда не оценивать поступки своего клиента с позиции “хорошо” или “плохо”, “правильно” или “неправильно”. Эффективная психологическая помощь не содержит прямых указаний и ярлыков. Означает ли это, что консультант не дает советов своему клиенту? И да, и нет.

    Правильнее сказать так:
    1. Консультант обсуждает с клиентом варианты выбора (которые создаёт клиент в процессе работы с консультантом)
    2. Соглашаясь (или не соглашаясь) с обнаруженными вариантами, клиент приходит к выводу, что выбор есть ВСЕГДА.
    3. На следующем этапе психологической помощи клиент осознает, что выбор зависит от ЕГО решения.
    4. На заключительном этапе клиент берёт на себя ответственность за принимаемое решение и реализует его в собственной жизни.
    Никаких готовых решений (советов) Вы не получите, потому что это ВАША ЖИЗНЬ и решения должны принимать только ВЫ.

    Базовые критерии качественной психологической помощи:
    • Ограничена во времени,
    • Имеет конкретные цели (они проговариваются на первой встрече), способы достижения этих целей объяснены консультантом и понятны для клиента.
    • Не формирует у клиента зависимости ни от консультанта, ни от самой “психологической помощи”, способствует укреплению уверенности в себе и росту самодостаточности.
    Когда же нужна профессиональная психологическая помощь?
    1. Любые ситуации, где Вы не видите приемлемого для себя решения проблемы или замечаете, что ваше психологическое состояние ухудшается!
    2. Психологический кризис (независимо от причины его возникновения),
    3. Существенное снижение настроения и депрессивные переживания,
    4. Сильное психоэмоциональное возбуждение и трудно контролируемая агрессия,
    5. Страхи и навязчивыми состояниями,
    6. Потеря смысла и интереса к жизни...
    7. ... И другие состояния, где ваших сил и понимания происходящего не всегда достаточно и необходимо независимое экспертное мнение.
    А что же такое психологическая поддержка? Это тоже процесс взаимодействия, но ведущую роль в нем играет человек, оказывающий поддержку. Именно психологическая поддержка с его стороны создает для Вас атмосферу покоя и уверенности в своих силах, доброжелательности, способствует снижению тревоги и остроты переживаний. Задачей психологической поддержки является создание оптимального фона, на котором будут происходить Ваши изменения (спонтанно или в рамках оказания консультантом психологической помощи). По данным разных авторов от 50 до 80 % клиентов нуждаются как в помощи, так и в поддержке. Опытный специалист всегда учитывает эти моменты, важно только понимать, что психологическая помощь и психологическая поддержка – взаимодополняемые, но НЕ взаимозаменяемые понятия.

    Когда особенно нужна психологическая поддержка?
    1. Тогда, когда Вы знаете, чего Вам хочется, и представляете, как этого добиться, но у Вас нет сил или уверенности в том, что это получится.
    2. Когда Вы уже приняли решение, но его трудно осуществить (например, из-за негативного отношения окружающих или близких).
    3. В период осознания собственных ошибок и заблуждений. (если этот период НЕ сопровождается депрессивными переживаниями..)
    4. В любой период вашей жизни, когда вы особенно нуждаетесь в участии, заботе, добром отношении...
    Вы можете получить психологическую поддержку не только у вашего консультанта, но и в семье, у друзей, на работе. Качественную психологическую помощь Вы получаете только у специалиста – профессионала. Вот, собственно, и все. Вам остается только спросить себя:

    “Что же мне надо?“

    Во второй части статьи поговорим о "совете" и "консультации."
    stay tuned:)
     

    Вложения:

  2. Понравилось? Поделитесь с друзьями