1. Соколова Елена Евгеньевна
    29 ноя 2017 1593
    Соколова Елена Евгеньевна Психолог
    Абиотический стимул это такой стимул, энергия и вещество которого не является необходимым для жизни существа. Но тем не менее, собака на него реагирует. Потому что свет выступает сигналом того стимула, который будет сейчас биотическим. Чувствительность это способность реагировать на абиотический стимул. Почему? Потому что абиотический стимул выступает сигналом наличия биотического. Абиотический стимул приобретает биологический смысл. В данном случае, смысл это отношение абиотического стимула к биотическому.

    Смысл это всегда отношение чего-то к чему-то. Для собаки включение света имеет какой смысл? Сейчас будет мясо. А у другой собаки на свет происходило другое событие: ее били током.

    Так вот, по Леонтьеву, критерием психики является способность реагировать на абиотические стимулы. То есть если мы можем обнаружить у данного существа способность реагировать, на то, чем не пообедаешь, что не выпьешь, что для жизни прямого отношения не имеет, а тем не менее, оно на это реагирует, значит у этого существа есть психика.

    В свое время, Леонтьев выражался в тех терминах, которые были тогда приняты. И здесь, в связи с этим, были определенные дискуссии между Гальпериным и Леонтьевым. Гальперин приводил в пример мимозу «стыдливую», которая, при малейшем прикосновении, сворачивает листья в трубочки, которые сложно съесть для насекомых. И это реакция на заведомо абиотический стимул. Но она реагирует на них. По сути дела, в дискуссиях между ними, уточнился абиотический стимул. Не любая реакция является абиотической. Все мимозы будут реагировать на эти прикосновения, это не результат индивидуальной деятельности.

    А вот все простейшие реагируют на вибрацию некоторым сжиманием тела. Но если много раз проводить вибрацию, некоторые перестают сжиматься. И происходит индивидуальное научение в форме привыкания. И у этого существа можно предполагать психику.

    Абиотическим стимулом следует считать индивидуально-специфическую реакцию.

    Леонтьев пытается доказать, что происходило тогда, когда он не был наблюдателем, тогда давно. Он предполагает, что когда-то жизнь зародилась в воде. Причем, даже не важно, была ли она занесена из космоса. И в воде плавали первые живые существа. Леонтьев придерживался гипотезы Опарина. И эту же гипотезу выдвинул Джон Холдейм. Первые живые существа, несовершенные и покрытые слабой оболочкой и вынужденные жить в «первичном бульоне» (когда там все питательные вещества растворены и не присутствуют в виде расчлененных предметов). Все вещество, энергия, все было растворено в «первичном бульоне» и реагировать было не на что. А вот когда произошло расчленение (условно говоря, животные существа становились, условно говоря, горошинами и кусками моркови). Предмет, говорил Гегель, это узел свойств (например, в горошине присутствуют и ее биотические свойства - она питательная и она зеленая и круглая - абиотические свойства). Растениям психика не нужна, потому что растения способны реагировать только на биотические символы, им не нужно ориентироваться в мире, учитывая абиотические стимулы.

    Абиотический стимул это стимул, который сам субъект нашел. Но этого еще недостаточно. Какие условия должны быть для того, чтобы возникла психика?

    Леонтьев проводит экстрасенсорные эксперименты. Испытуемым говорят, что будут исследовать, как реагирует нервная система на удары током. Но там присутствует некий, очень слабый абиотический стимул. Объективно, эта связь есть. На столе лежит черный предмет, вам говорят просунуть туда руку. Рука лежит на возвышении на столе. Говорят прощупать кнопочку. Вам говорят, что через эту кнопочку будут бить током. И говорят, что когда почувствуете ток, снять палец с кнопочки и положить обратно. А на самом деле - стол дырявый. А за дыркой стоит проектор, где подается луч определенной длинны волны зеленого цвета. И он подается на ладонь и это заведомо абиотический стимул. До Леонтьева доказали, что человек может ладонью воспринимать цвет ладонью. Человек ждет удара током. А на самом деле, перед каждым ударом током следует засвет ладони. Узел свойств - свет-ток. Субъективно ощущения есть. Объективно - нет. Во второй серии экспериментов, испытуемого изменили и сказали, что эксперимент преследует не те цели, которые ему сказали. Ему сказали попытаться обнаружить в поиске слабый стимул, который следует перед ударом током. Говорят примерно область, где искать, но не говорят, что это будет за стимул. А он выступает перед биотическим. Испытуемый был поставлен в ситуацию: «Ищи то, не знаю что!» В первой серии отсутствие активности привело к тому, что бедные испытуемые получали удары током по 400-500 раз и никаких намеков на ощущения удары током не возникло. А во второй серии экспериментов, испытуемые на 40-50 раз почувствовали стимул после ударов током.

    Третий эксперимент, также харьковская школа. В ящике - четыре металлических шара и снизу - подсвечивались светом разной длины волны. И говорили: «Ваша задача, просунув руку туда, не прикасаясь к шарам, найти тот, который без тока». Ставилась задача, ориентируясь на что-то (в данном случае на свет, но испытуемый не знал про это), каким-то образом, опираясь на свои ощущения, испытуемый должен был различить свет по длине волны. Испытуемый считал, что абиотическим стимулом являлось что-то, идущее от тока.

    Эти эксперименты убеждают, что психика есть функция деятельности. Для того, чтобы возник любой психический процесс, требуется деятельность, активная деятельность субъекта. В нашей деятельности, психика выполняет определенную работу. Но в деятельности есть еще определенное сочетание сил, способных выполнить другую работу. Деятельность имеет в себе еще один функциональный орган. То есть, все эти деятельностные силы, преследуют цель что-то сделать, что-то исполнить. А психика - ориентировка в мире и построение образа, происходит в процессе деятельности.

    То есть, в психике есть две части: ориентировочная и исполнительная. Деятельность это потом активности и все время меняющаяся вещь, но тем не менее, в целях исследования, мы выделяем эти две части.

    Что делает ребенок, забивая гвоздь? Он исполняет и ориентируется. Ориентируется, понимая, что не тот молоток взял и не туда попадает и т. п.

    Психика это та функция деятельности, которая предназначена для построения образа мира и регуляции этой деятельности. Это взрослый человек сначала сориентируется, а потом исполнит. А вот у маленьких детей и у взрослых, которые только приступают к исполнению какого-то дела, без его деятельности, никакой ориентировки не будет, она будет посредством деятельности. И очень трудно отделить исполнительную и ориентировочную функцию деятельности, когда это все слито.

    Биотический и абиотический стимул как связанные понятия

    Биотический стимул это такой стимул, энергия которого прямо и непосредственно влияют или определяют обмен веществ в живом существе. Говоря совсем просто, биотический стимул это такой стимул, без которого не может живое существо жить (белки, жиры, углеводы, свет). Раздражимость это способность реагировать на биотические стимулы.

    Например, растение помещали в темноту. Оно было полито, но загибалось. Так как свет это биотический стимул для растения. А для собаки Павлова, является ли свет биотическим стимулом? Нет. Потому что светом собака пообедать не может. Она радостно на него реагирует, так как знает, что после того, как включилась лампочка, ее будут кормить. И свет для собаки - абиотический стимул.
     

    Вложения:

  2. Понравилось? Поделитесь с друзьями
  3. Комментарии
  4. Ирина Крутикова
    Ирина Крутикова 30 ноя 2017
    Здравствуйте!

    Спасибо, большое за познавательную для меня статью. Единственное, хочется сказать/поспорить о психике, вернее, о элементарной психике присутствующей и у растений.
    ""Я солидарен с данными и мнением Эрнста Геккеля, В. Н. Пушкина и других авторов о том, что психика есть у любого живого организма, в том числе у одноклеточных простейших и у растений. Они также изначально обладают жизненными стремлениями, «общими тенденциями направления» (Э. Кречмер), которые руководят построением их пусть и примитивного, но целостного поведения (Кречмер Э., 1927, с. 108). Таким образом, потребности имеются у всех живых существ. Именно они несут в себе фундаментальные требования организма, включают, запускают процессы целостной самоорганизации его поведения и прекращают эти процессы при констатации наступления ожидаемого приспособительного эффекта." О. И. Мотков Функции и строение психики: свежий взгляд

    С уважением,
    Ирина.