Все статьи

Мир глазами аутиста

04 мая 2017
570
С каждым годом все чаще во многих научных источниках звучит информация об «эпидемии» аутизма во всем мире. Что мы знаем об этом заболевании? Кто такие аутисты? Кто мы для них? Как они видят окружающий мир и людей?

Необычные дети. Они не смотрят в глаза и при попытке наладить контакт мы задаемся вопросом - «может они нас и не видят вовсе?» Монотонный голос и однообразные движения пугают и удивляют. Диагноз «аутизм» превратился в оскорбительное слово, которое так больно ранит родителей. По данным статистики, с каждым годом во всем мире число аутистов увеличивается. В США это расстройство имеет каждый 88-й ребенок, в Южной Корее каждый 38-й. В России такая статистика отсутствует. Согласно данным Всемирной организации аутизма за 10 лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз.

Странности в поведении ребенка могут отмечаться через пару месяцев после рождения, но все проявления сугубо индивидуальны. Диагноз «аутизм» ставят только в 1,5 года. Люди с подобным диагнозом все очень разные: кто-то совершит научные открытия, а кто-то даже и не овладеет чтением. Но какими бы они ни были, эти люди могут открыть себя настоящего, если постараться и научиться с ними общаться.

Звук человеческой речи и другие звуки для них одинаковы.

Мозг людей, у которых есть подобное расстройство, слишком активен. Реальность воспринимается искаженно. Мозг не может соединить и правильно обработать всю информацию, которая поступает из вне. Человек видит и понимает все фрагментами. Поэтому они не реагируют на свое имя, когда их зовут, но вздрогнут, если разбилась чашка.

Все ощущения аутистов не связаны друг с другом

При помощи наших органов чувств мы полноценно живем и общаемся. Мы друг друга понимаем и ориентируемся в пространстве. У ребенка с аутизмом эти данные похожи на игру тетрис — информация просто падает «фигурками», наслаиваясь, но никак не взаимодействуя между собой. Любой громкий звук пугает их, ломает все «фигурки» и вводит в панику. Подобная аномалия является причиной крика детей в раннем возрасте. В этот панический момент у ребенка возникает острое желание найти привычное и спокойное для них состояние — раскачивание или похлопывание руками. Монотонные движения успокаивают их и дают ощущение спокойствия.

Есть шанс не перемены!

Таким детям очень нужна правильное воспитание и поддержка специалистов. Нельзя предугадать кем станет ребенок в будущем, но практически у каждого ребенка можно найти ту самую особенность, которая поможет ему в жизни. С каждым годом, благодаря научным исследованиям, становится все больше возможностей найти нужный инструмент для взаимодействия с ребенком, который имеет диагноз «аутизм».

Восприятие чужих эмоций и реакций

Маленький ребенок, увидев первый раз лающую собаку, первым делом смотрит на свою маму — какая будет у нее реакция. Она испугается? Заплачет? Улыбнется? Ребенок учится эмоциям у своего окружения, в первую очередь — у своей мамы. Далее он может сам определить эти эмоции и дать им название. Аутисты лишены такой возможности. Из-за особенности мышления, они видят только часть эмоций и не могут определить их. Обычные дети уже к трехлетнему возрасту начинают понимать, что чувствует другой человек, и благодаря этому начинается полноценное общение, но у аутистов нет шанса.

Причина аутизма

Данное расстройство является врожденным нарушением психики. Им нельзя заразиться, но от него нет лекарства. Достаточно долго в научном мире считалось, что плохое обращение с детьми — жестокость и насилие могут привести к аутизму. Еще одним вариантом появления расстройства считали вакцинацию. Но эти теории не подтвердились. Сейчас основными причинами считают сбой в генетическом коде и проблемы в нейронных связях мозга. Так же по статистике, в группу риска попадают и недоношенные дети, с весом менее двух кг.

Конкретное мышление

Аутистам, даже с высоким уровнем интеллекта, все равно сложно воспринимать других людей. Они не понимают шуток, сравнений, метафор, все слова для них конкретны. Если аутисту сказать «когда рак на горе свистнет», то он будет буквально себе представлять свистящего рака. Такое восприятие информации очень затрудняет обучение

Правила и нормы поведения

Не забывайте, что чужие эмоции для аутистов недоступны. Так же и передать свои чувства им крайне сложно, поэтому неуверенность в себе их постоянный спутник. Они могут сказать благодарность очень агрессивно или поздороваться со злостью. Хотя не испытывает ни агрессию ни гнев в этот момент. Жизнь в обществе для них очень трудна и сравнима с блужданием по темному лесу без дороги. Некоторые аутисты заучивают реакции — как надо себя вести в какой-то определенный момент. Они тратят много энергии для того, чтобы научиться жить в обществе. Хоть как-то адаптироваться под окружающую действительность. В пример можно привести молодую женщину с расстройством, которая не может смотреть в глаза собеседнику, но приучила себя смотреть на точку между глаз.

Из всей этой информации совсем не следует, что аутисты не могут испытывать любовь и привязанность, они нужны им так же как и всем другим людям. Если не больше. И в наших руках помочь им понять и почувствовать эти эмоции. Приложите усилия чтобы узнать больше об аутизме.