Все статьи

Диссоциативное расстройство личности. Что такое множественное Я

15 мар. 2017
461
Кто эти люди, которые перевоплощаются из одного человека другого за считанные минуты, меняя поведение прямо противоположным образом? Как уживаются в теле одного индивида, лица иногда с разным полом, возрастом и даже национальностью?
В чем причина возникновения такого расстройства у человека?

На рисунке мы видим изображение главного героя, с вытянутым лицом и пустыми глазами, не выражающими никаких эмоций. Позади него собралась целая компания разношёрстных личностей. Один из них на что-то злится, другой находится в безумной радости, а третий грустит по какому-то поводу. Каждый из них борется за то, чтобы полностью овладеть телом нашего героя, но вынужден уступать место другому, когда приходит время.

Диссоциация (раздвоение) является одним из нормальных механизмов психики, которая позволяет разуму разделять и делить на части воспоминания или мысли. Функция диссоциации, как и любого другого защитного механизма психики, в том, чтобы помочь человеку не потерять самообладание при сильной эмоциональной нагрузке.

Таким образом, человек в некоторой степени диссоциируется (отделяется) от своих эмоций и оказывается способен к более “трезвой” оценке ситуации.

Однако низкая степень устойчивости к неприятным эмоциям может провоцировать частое включение механизма диссоциации даже, казалось бы, в самых рядовых ситуациях.
О таких людях можно сказать, что они обладают хладнокровным характером и с трудом налаживают эмоциональный контакт. А то есть из-за избыточной работы диссоциации, они оказываются менее приспособленными к оценке эмоциональной составляющей.

Диссоциация в своем здоровом проявлении не наносит ущерб целостности восприятия человеком себя, его сознанию и памяти

Однако бывают случаи, когда это целостность нарушается, но через какое-то время человек быстро возвращается в норму, что также не является проявлением болезни.
К этому относится короткий диссоциативный опыт после отсутствия длительное время сна, или после стоматологической операции, а также, после перенесения незначительной аварии.
Иногда бывает, что мы настолько заинтересованы книгой или фильмом, что теряем связь с ощущением реальности мира и не замечаем, как проходит время. Такой опыт тоже можно отнести к диссоциации.


Диссоциативное расстройство является проявлением в крайней степени защитного механизма диссоциации и характеризуется нарушениями в сознании, памяти, а также в чувстве личностной идентичности и осознания непрерывности собственной идентичности.
Личность теряет свою интегрированность через изолирование от потока сознания комплекса, состоящего из набора мыслей, чувств и поведения. Этот комплекс как бы отделяется, образуя новую личность, как это происходит в состояниях фуги или множественной личности, либо становятся недоступными для сознания отдельные воспоминания, как в случаях психогенной амнезии.

Диссоциативная фуга характеризуется “забыванием” всей старой информации о себе.
Человек может резко поменять место жительства, найти работу в совершенно другой области и придумать себе новую биографию и абсолютно не осознавать того, что он болен.
Диссоциативная фуга является своеобразным уходом пациента от проблем невыносимо сложной ситуации сегодняшнего дня.
Возращение из фуги происходит довольно резко, человек вдруг вспоминает всю свою “старую” историю жизни, что сопровождается сильными отрицательными эмоциями, которых психика пыталась избежать через болезнь.
Диссоциативная фуга может длиться от нескольких часов до нескольких месяцев.

При возникновении диссоциативной амнезии, человек утрачивается память на события в основном личного характера, что является последствием стресса или травмирующего события, при этом способность восприятия новой информации сохраняется.

Диссоциативное расстройство идентичности (расстройство множественной личности, раздвоение личности, расщепление личности) характеризуется наличием в теле одного человека двух или более личностей, переключение между которыми происходит под воздействием различных жизненных обстоятельств, связанных с эмоциями.

Эти личности могут иметь разный пол, возраст, национальность, темперамент, умственные способности, мировоззрение, по-разному реагировать на одни и те же ситуации. После переключения активная в данный момент личность не помнить что происходило, пока была активна в сознании другая личность.

Каков принцип образования и взаимодействия этих субъектов внутри личности?

В детстве, мы не обладаем унифицированной идентичностью. Она развивается из нашего жизненного опыта, эмоциональных переживаний, отношений со взрослыми и других источников окружающего мира.
В процессе развития ребенок становится способен успешно интегрировать различные виды комплексной информации.

Если же ребенок подвергался тяжёлому физическому, сексуальному или эмоциональному насилию, то это могло послужить препятствием, которое помешало собрать свой жизненный опыт в единое последовательное целое.
В целях защиты, психика ребенка стремилась “забыть” тяжелые негативные переживания, в критической ситуации, расщепляя себя на разные личности: на ту, которая была в одних обстоятельствах, и ту, которая присутствовла при других обстоятельствах.
Таким образом, в ребенке постепенно начинают формироваться два или более разных характера. Причем одна из личностей может быть долгое время не активна, а значит и мало заметна для окружающих.

Пусковым механизмом для переключения личностей уже во взрослом возрасте, как правило, служат обстоятельства, которые вызываюткомплекс аналогичных детской травматической ситуации эмоций и мыслей. На передний план выходит та личность, которая наиболее приспособлена к текущим условиям, а остальные прячутся и предпочитают, не помнить и не видеть то, что им неприятно или вызывает сильные не переносимые чувства.

Прекрасным примером такого поведения служить экранизация романа психиатров Корбетта Тигпена и Харвей Клекли по мотивам истории психотерапии Крис Костнер-Сайзмор - пациентки со множественной личностью.

Тихая и скромная домохозяйка Ева Уйат замечает у себя провалы в памяти, с которыми она обращается к психиатру. Однажды прямо в кабинете у врача выясняется причина таких провалов: в теле пациентки обнаруживается бесшабашная, раскованная девица Ева Блек, жизненные принципы которой в корне отличаются о тех, которых придерживается миссис Уйат.



Лечение и выздоровление

Возможно, ли помочь человеку стать целостной личностью?

Да, и для этого необходимо работать с той травмой, которая стала причиной расщепления личности на разные части.
Необходимо определить для чего человеку служат разные части личности, какие потребности они удовлетворяют. А далее может быть найден путь реализации желаний и удовлетворения потребностей более интегрированным способом.

Иногда удовлетворительным результатом лечения может являться налаживание “хороших отношений” между различными частями психики, так чтобы жизненная стратегия человека в целом была направлена в одну сторону, а не “разрывала” его на разные части, демонстрируя противоположное поведение и реализуя различные цели.

Часто в работе с диссоциативными пациентами применяется метод клинического гипноза. Его механизм близок к механизму диссоциации и иногда может помочь в “исправлении” чрезмерной работы этого защитного механизма.