Все статьи

Поговорим о деньгах. Формирование "денежного" поведения у Вашего ребенка

02 нояб. 2016
332
Отношение детей к деньгам – непростая тема, поскольку в детстве на него влияет множество факторов: окружение ребенка, СМИ, фильмы, книги, истории успеха кумиров малыша и так далее. Неудивительно, что родители порой чувствуют себя беспомощными, ведь им кажется, что у подрастающего поколения формируется собственное отношение к деньгам, которое никоим образом не опирается на мнение и взгляды взрослых. На самом деле отношение к деньгам всегда формируется при непосредственном (как правило – неосознанном) участии родителей. Эта ситуация может выглядеть как демонстративное нежелание ребенка обращать внимание на поучения родителей, но практическая информация всегда откладывается в его сознании. Наблюдая за «денежным» поведением родителей, малыш неосознанно перенимает их привычки и действия, сопоставляя их с нормами окружающего мира.

С возрастом психология отношения ребенка к деньгам начинает напоминать родительскую. Подрастающий ребенок будет отталкиваться от своего жизненного опыта и может пойти по двум путям: первый - «я буду делать так, как делают родители, только лучше», и второй - «я буду строить свою жизнь «от противного». В первом случае ребенок достаточно естественно разделяет позицию родителей, а во втором он постоянно оказывается в затруднительных ситуациях без всякой гарантии на успех, и со временем также «скатывается» к позиции родителей, поскольку у него просто нет альтернативной основы для построения собственной системы отношений с деньгами. Существуют и удачные исключения, - но они всегда являются плодами многолетней работы над собой.

Сегодня родители уделяют внимание воспитанию в детях уважения к труду и достойному материальному положению, - однако деньгам как самостоятельной единице времени в этих беседах практически не отводится. На первый взгляд, понятие вознаграждаемого труда и денег тождественно, но это не так. Необходимо рассматривать деньги как отдельно взятый (полезный, необходимый в жизни) инструмент и учить детей грамотно распоряжаться ими. Психологи рекомендуют начать приобщение к домашней бухгалтерии с 3-5 лет: сначала можно показать малышу монетки и купюры, рассказать о назначении и использовании денег. Для наглядности приведите в пример получение заработной платы на своей работе, объясните, что каждый предмет имеет свою цену (например, на 100 рублей можно купить несколько батонов хлеба или только один пакет молока), что если в магазине даешь бОльшую сумму, кассир дает сдачу, что вместо починки сломанной ребенком вещи можно было бы потратить деньги на 2/5/10 шоколадок и так далее. С детьми постарше можно начать изучать товарно - денежные отношения в процессе игры: «Монополия», «Фермер», «Веселый бизнесмен» и другие финансовые стратегии помогут в этом. Если ребенок проявляет желание расплатиться за покупку, доверьте ему деньги, спокойно поправляя в случае ошибки. Возможно, малыш не сразу поймет, что именно происходит, но со временем придет осознание того, что в магазинах нельзя просто так взять вещь, - сначала за нее нужно заплатить.
Отдельно стоит сказать об использовании пластиковых карт. При детях старайтесь пользоваться ими как можно реже, - в противном случае у ребенка формируется устойчивая вера в «волшебную карточку», которая может обеспечить столько денег, сколько ему захочется. В то же время наличность – это «живые» деньги, обращение с которыми наглядно и понятно малышу (покупка = трата финансов: именно таким образом у ребенка появляется понимание денег как определенной ценности). При снятии денег в банкомате специально для малыша следует уточнить, что Вы берете свои деньги (а не средства банка), которые просто хранятся в банке для большей надежности.

Карманные деньги – еще один важный финансовый вопрос для родителей. По мнению психологов, начиная с 6 - летнего возраста давать средства на «карманные расходы» - это не просто желание, но и необходимость, ведь в данном процессе ребенок не только получает возможность удовлетворить свои повседневные нужды, но и учится финансовой грамотности на практике. Тратя деньги на сладости, красивый блокнот или игрушку, дети узнают реальную цену товаров и учатся грамотно планировать свои покупки, освобождая родителей от необходимости приобретать эти «мелкие радости». Для начала необходимо провести с ребенком беседу о необходимости учиться обращению с деньгами и договориться о размере и периодичности выдачи карманных денег (постоянная сумма должна выдаваться в определенные дни – раз в неделю/2 недели/месяц). В случае, если ребенок провинился, лишать его очередной суммы не стоит, но оштрафовать (дать меньше) вполне приемлемо. Поначалу лучше выдавать небольшие суммы раз в несколько дней. Такой формат оправдан тем, что ребенок 6-8 лет все еще живет настоящим моментом, и ему сложно планировать свои траты на неделю (а тем более на месяц) вперед. Если он потратит всю сумму за первый день, нужно проявить твердость и подождать до следующего раза, когда ребенку положена выплата согласно графику. Параллельно проведите с ним беседу о необходимости отличать свои сиюминутные прихоти от реальных потребностей, чтобы в следующий раз в отношении к деньгам ребенок проявил больше рациональности. Стоит упомянуть о том, что деньги на проезд и школьные завтраки/обеды лучше выдавать дополнительно, не включая их в оговоренную сумму карманных денег: так Вы будете уверены в обеспечении своего ребенка всем необходимым.

Неплохо вспомнить и о копилке как о старом - добром способе научить ребенка бережному отношению к деньгам. Копилки в виде зверюшек с щелочками под монеты можно использовать как банк для «мелочи», а в целях наглядного накопления лучше всего подойдет шкатулка, сундучок или нечто подобное. Ребенок в любой момент сможет открыть, подсчитать и посмотреть – копятся или больше тратятся его средства. Для того, чтобы сформировать у ребенка желание накопить определенную сумму, важно правильно выбрать цель. Можно предложить ему собрать достаточно денег на желаемую игрушку, единственное – процесс накопления не должен растягиваться дольше трех месяцев, иначе ребенок потеряет терпение, и стимул копить деньги сойдет на «нет».

В заключении я бы хотела сказать о премировании детей за хорошее поведение, отличные оценки и выполнение домашних поручений. Безусловно, в этих случаях деньги являются действенным стимулом, однако здесь есть важное НО: дело в том, что ребенок быстро привыкает к оплате своих трудов, и впоследствии от него уже не дождешься помощи «просто так». Он начинает отлично учиться не потому, что ему интересно/он хочет выучиться определенной профессии, а потому что получит за это деньги. То же самое и с домашними обязанностями: обычную помощь по хозяйству малыш воспринимает как способ получить награду и спешит помочь не потому, что это правило хорошего тона, а следуя своему желанию накопить денег на какую - то конкретную вещь. Конечно, успехи в учебе и в домашних делах необходимо отмечать, но лучше делать это в виде похвалы, выражения благодарности и признательности, акцентируя внимание на том, что ребенок становится незаменимым помощником и участвует в жизни семьи наравне со взрослыми. Оказать помощь – бесценно, и эту мысль необходимо осознавать как дошкольнику, так и подростку. А деньги, конечно, необходимы, но они не являются самым ценным в этой жизни.