Все статьи

Родителям подростков: как понять и что делать?

16 дек. 2016
136
Современным психологам часто приходится сталкиваться с подростковыми проблемами и трудностями, причем они наблюдаются как у самих подростков, так и у их родителей. И только вместе с детьми можно решить все вопросы. Вы готовы понять своего ребенка и помочь ему?

Условно, подростковый возраст делится на два периода:
1. 11-13 лет;
2. 14-15 лет.
Первый этап является одним из самых негативных периодов, где в полной мере может проявляться все то, что свойственно подросткам.

Что же характерно для подростков? Что для них норма в этот кризисный для всех период?

  • Чувство взрослости. Подросток – это уже не ребенок, но еще и не взрослый, точнее «ребенок на подросте». Ребенком он уже побыл и знает, что это такое, поэтому ему всеми силами хочется прикоснуться к ранее неизведанному, быть максимально похожим на взрослого. Именно поэтому, подростки начинают копировать поведение взрослых (курение, алкоголь, яркий макияж, сексуальные отношения, езда на авто и прочее). На заметку. В этот период очень полезно давать определенную долю самостоятельности ребенку (иначе он сам возьмет, причем, слишком много) и развивать ответственность. Давать поручения, причем те, которые ранее выполнял только взрослый (оплата счетов, покупка продуктов, приготовление пищи для семьи, важно учитывать мнение ребенка по важным вопросам, по крайнее мере спрашивать). Тем самым вы будете удовлетворять основную потребность подростка – ощущать себя взрослым и значимым. Это как раз то, что ему очень нужно в этот период.
  • Смена ведущей деятельности с учебной на интимно-личностное общение. Общение со сверстниками – вот, что становится безумно ВАЖНЫМ для подростка в этот период. Среди себе подобных он познает себя. Не стоит в этот период выбирать ему друзей за него или ограничивать общение с кем-то. Он все равно будет общаться с этим человеком тайком, а вас тихо ненавидеть. Лучше поинтересоваться, что именно вашего ребенка привлекает в друге, который вам не нравиться. На заметку. У очень многих детей в этот период наблюдается спад успеваемости. Учеба отходит на второй план, подростки могут проявлять равнодушие или даже негативное отношение к школе. Это вполне нормальное и объяснимое явление. Наберитесь терпения, ненавязчиво контролируйте этот процесс. Желательно озвучить своему ребенку, что Вы понимаете его (учебная программа в этот период усложняется) знаете, что ему трудно, готовы по мере сил помогать, и вместе с этим напоминайте, что учебная деятельность - это ЕГО зона ответственности, что ЭТО в его интересах, и что прежде всего он учиться для себя и своего будущего. Важно знать, что в этот период подростки лучше работают в группах, даже домашние задания им легче выполнять вместе с подругой или другом.
  • Негативизм по отношению к взрослым. Происходит некоторое «обесценивание» взрослого, того, что он говорит, просит, требует. Подросток пробует свои силы, он намеренно желает противостоять взрослому, проверяет взрослых на прочность. Если в семье есть младшие дети, они также «обесцениваются». Единственный авторитет для них в этот период – это группа сверстников. Самым важным является завоевание определенного статуса среди сверстников. Именно в общении с себе подобными, они усваивают определенные нормы и ценности, понимают, что можно или нельзя, где проходят «границы общения». Это временное явление. Важно понимать, что подросток жаждет УВАЖЕНИЯ. Если Вы будете общаться с ним УВАЖИТЕЛЬНО, то именно Вас он не будет «обесценивать», однако, у многих просто не хватает сил уважительно «терпеть» все выходки подростков.
  • Повышенное внимание к своей внешности. Зачастую подростки весьма критичны по отношению к себе и к своей внешности, на этой почве у них может сильно колебаться самооценка и самоощущение. Очень внимательно относитесь к словам, которые вы говорите подростку, особенно к тем, которые касаются внешности. Подростковый возраст – самый чувствительный возраст для формирования различных комплексов, от которых очень сложно избавиться. Предоставьте выбор одежды своему ребенку, лишь слегка корректируя его при необходимости.
  • Половое созревание. Это оказывает значительное влияние на психоэмоциональное состояние и характер подростков, часто выводит их из «равновесия». Некоторые из них могут быть нервозными, агрессивными, часто их поступки становятся непредсказуемыми, спорными. В период полового созревания актуальными являются проблемы половых отношений. И это естественно. Организм готовится к выполнению основной и главной биологической функции — продолжению своего вида и рода.
  • Гиперчувствительность эмоциональной сферы. Эмоциональная сфера подростков обостряется до предела. Они становятся весьма обидчивыми, ранимыми, агрессивными. Именно по этой причине, многие взрослые «не узнают» своих детей». Если вы специально или нечаянно заденете чувство собственного достоинства, то подросток обязательно продемонстрирует чувствительность эмоциональной сферы. Он либо будет агрессивно и дерзко защищаться, либо уйдет от контакта. Может замкнуться или оградиться от Вас как источника эмоциональной боли. Агрессия – это неудовлетворенная потребность. У подростков МАССА неудовлетворенных потребностей в этот период, именно поэтому ее так тяжело им сдерживать.
  • Перекладывание ответственности. Очень часто можно наблюдать, что подросток в своих неудачах и неуспехах винит внешние факторы. Это может быть конкретный человек (плохой учитель, плохой класс и др.) или внешние обстоятельства (так сложилось, так получилось). Обращайте внимание подростка на его долю ответственности за его действия или бездействия. Это вернет его к реальности и его долю ответственности.

Конечно, не у всех этот возрастной период будет протекать бурно. У всех по-разному. То, как и какой сформируется ЛИЧНОСТЬ, зависит от множества фактора, вместе с этим выделяются два основных момента:

1. Среда, в которой растет ребенок;
2. Индивидуальные особенности (темперамент, особенности нервной системы, особенности характера, эмоционально-волевой сферы, его личный опыт и отношение к нему).
Именно поэтому, в одной семье могут вырасти абсолютно «разные» личности.

В завершение хочется напомнить английскую поговорку: «Как бы Вы не воспитывали своих детей, все равно они будут похожи на Вас. Воспитывайте себя».

Дети «не слышат» слов, в основном они копируют поведение или модели поведения. Следите за тем, чтобы ваши слова соответствовали Вашему поведению, тогда ребенок будет доверять вам и прислушиваться к Вашему мнению.