Все статьи

Дети и гаджеты

13 нояб. 2018
325
Я решила написать текст о пользе IT в жизни детей исключительно для того, чтобы тем, кому нужно, было Что положить на учительский или родительский стол против кипы статей о вреде и «ужос-ужос»...
Идеи о вреде гаджетов распространены в самых разных слоях. Это и адепты минобраза, религиозные люди, и альтернативщики, записанные в сектанты, и самые что ни на есть нормальные родители... Почему?

На поверхности обычно три причины, имхо.

1 – попытка ограничивать свободный доступ к информации. Это у нас сейчас к сожалению госполитика, очень мощно внедряемая в массы. Это базовая тактика любой диктатуры: «защитим детей от врагов, порнографии, насильников...», для этого запрём их в клетки, а ещё лучше – камеры без окон. Любое окно в мир легко можно обозвать «Окно Обертона» или «пропаганда чегототам» и запугать им тех, кто не привык и сам выглядывать.
Контроль и власть, ясен пень, бывают в большом диапазоне от демократии и либерализма, до хунты и переходы плавны и размыты. Если без политики, а про семью – это идея контроля. «Из всех насилий, творимых человеком над людьми...»*, помните?

2 – психологические проекции. Большинство родителей, считающих, что дети за гаджетами «тупят», сами периодически раскладывают пасьянс или шарики, бегают с автоматом по коридорам... С порнушкой и соцсетями аналогично. Родители уверены, что себя они контролируют, а дети с контролем не справятся.

3 – это остальное мутное облако со ссылками на разные авторитеты от газетных статей странных авторов, до гуру и министров. Это страх, лень, неприятие нового, непонятного, которое легче пытаться отринуть и запретить, спрятаться за презрение и обесценивание, чтобы не напрягать мозг и волю.

Очень много, конечно, речей о зависимости.
Опасна ли зависимость от гаджетов?

Следует отличать увлечение, развлечение и зависимость.

Эти варианты отношений могут быть со всем в нашей жизни. С едой, например, автомобилями, одеждой, общением, даже с книгами...

Увлечение – штука полезная, то, что влечёт нас, делает нас жизнеспособнее, а процесс жизни - интереснее и продуктивнее.

Развлечение отвлекает от увлечений и разнообразит их, даёт отдых.

Зависимость – убежище от страха некомпетентности в жизни.

Зависимость – это часть структуры личности, один из базовых комплексов. Зависимость – негативный вариант развития привязанности. Зависимое поведение может проявляться в отношениях с людьми, событиями или объектами. Если человек зависимый по природе своей личности, характеру, он найдёт к чему прилепиться (алкоголь или игры, еда или другой человек). Этот комплекс формируется часто в детстве или после травм, когда психика слаба. Зависимое поведение может и усваиваться по наследству или в группе. Зависимость часто возникает когда человеку тяжело даётся быть человеком (что в общем не редкость) и лучшее средство от зависимого поведения – компетентность, повторяющийся, закрепляемый опыт компетентности, навыков, успехов в жизни.

Длительное пользование компьютером (планшетом, смартфоном, айпедом) обычно начинается с развлечения.
Малыш находится в активном поиске – чем увлечься. В обыденной реальности мы всё больше ограничиваем поле для исследований, электронный мир наоборот, предлагает бесконечное разнообразие. Малышу, пристёгнутому в автокресле, проводящему часы и дни в однообразной, безопасной обстановке, необходимы визуальные раздражители, хотя бы в виде мелькающих картинок.

Бывает по-другому. Замечали, что малыш, который за день успел пережить много всего интересного, страшного, смешного, разного,... Перед сном хочет старую замусоленную уже сказку в 100й раз и в самом стандартном формате. Это мука для родителей (подтверждать спокойную незыблемость колобка и курочки-рябы), и если нет способной бабушки, то верный мультик запускается по кругу.
Школьники придавлены гнётом навязанной информации, как учебной, так и физической. Эмоции, общение, физический контакт, тактильные ощущения в школьном отрочестве и подростковости столь избыточны, что необходимо убежище в альтернативном пространстве.
У взрослых похожие модели. Гаджеты становятся не только средством связи и работы. Часто они компенсируют нехватку впечатлений или наоборот предоставляют возможность расслабить мозг и «потупить».

Развлечение может таковым и оставаться, став привычкой. Может привести к полезным современным навыкам. Может перейти в увлечение или зависимость.

Если Вы считаете, что Вы, ваш друг или ребёнок зависим (не торопитесь с ярлыками только), то попробуйте оценить степень этой зависимости, почитав об аддикциях не в СМИ, а в серьёзной психологической литературе или обратитесь к специалисту-психологу. И помните, объект зависимости не так важен, как сам факт зависимого поведения.

А вот другие направления полезны.

В первую очередь это навыки.
В современном и будущем мире быстрое владение электронными приборами, ориентация в глобальных сетях, да просто мышление в определённых новых форматах – один из базовых навыков уже.
30 лет назад я раскладывала Пасьянс и тыкала в Сапёра, потом создавала и управляла City, чтобы освоить мышку и кнопки, научиться ориентироваться в экранной реальности. Сейчас эта реальность многомерна и интерактивна, а навыков десятки и сотни, они и про ориентирование, и про безопасность, про стратегии и тактики, общение и сетикет...

Второе – увлечения. Их как раз часто путают с зависимостью. Ведь если ваш ребенок часами строит авиамодели или играет в футбол, Вы не называете это зависимостью? Отличие очевидное: зависимость ведет к деградации, увлечение – к развитию. Но оценки тут субъективны. Ибо всякое развитие забирает ресурс и в другом может давать ущерб. И до гаджетов увлечение спортом создавало дефицит внимания к наукам, увлечение книгами сужало социальность и наоборот.
Родителям полезно отслеживать и анализировать своё раздражение: «сидит часами в компе!». Представьте, что Он сидит с книгами. Лучше? Строит города из спичек. Долбит гаммы... Чем хуже комп? Только одним – вы не видите, не понимаете, что там происходит. Причём, чем современнее, интереснее это происходящее, тем труднее будет ребенку вам объяснить.

Чем детям полезны гаджеты.
Я поспрашивала друзей о том, как их дети используют гаджеты и интернет, буду приводить некоторые их ответы.

Информация. Обучение.
Е. Л. (сыну -3, дочке-6): Мои сами на ютубе находят обучающие видео: рисовать учатся, младший счету и буквам учится, цветам. Ну и мультики они часто смотрят на английском и на хинди)). Строгих ограничений у нас нет, потому что у них и без гаджетов дел до фига (у дочери кружки после сада 4 дня в неделю допоздна). Но иногда они могут час- два подряд что-то интересное смотреть, потом им надоедает обычно и они меняют деятельность.
М. Г.: Всегда удивляюсь, откуда мой младший (9 лет) так много знает из физики, географии, астрономии. А он отвечает: ты что, мама, я же смотрю смешариков и фиксиков!
M.K.: 3 года с половиной человеку. Смотрит мультики без фанатизма, когда просит, а просит, когда вспомнит, и нечасто. Зато смотрим ютюб, если что-то показать надо особенное: как змея ползает, как осьминоги выглядят, как растения мух едят, извержения вулкана. Когда мое красноречие и жесты не справляются, вход идёт ютюб. И это счастье и кайф!
Ну и так далее.

Википедия, музеи мира, обучение всех мастей (уроки, познавательные видео, лекции интереснейших людей)... Книги, музыка, кино.
Гугл можно спросить обо всём. И постепенно научаться не пользоваться первым же ответом, а сравнивать и искать подходящий.

Сейчас часто говорится, что дети не умеют работать с информацией. Так и взрослые не умеют. Нам всем ещё учиться и учиться. И именно возможность увидеть миллион ответов на запрос и позволяет постепенно разбираться с акцентом задачи, учиться формулировать ключевые слова, выбирать и анализировать информацию. И в то же время развивать доверие интуиции. Дада. Пора уже забывать о «достоверных» и единственно-верных источниках, уподобляясь Старику Хоттабычу. Даже если Вы или Ваши Родители всецело доверяют Малахову или другим авторитетам 1го канала, постарайтесь дать детям возможность чуть ближе к современности обращаться с информацией.

А я лежал, не поднимая век,
И размышлял о мире многоликом.
Я рассуждал: зевай иль примечай,
Но все равно о малом и великом
Мы, если узнаем, то невзначай.
(Иосиф Бродский. Освоение космоса)

Контакты, Общение и другое
M. Х.: Общение!!! Моя дочь в 12-13 учась в девчачьей школе (Англия) не имела общения с мальчишками. Из увлечений - балет, гимнастика. Были советы пойти на футбол или шахматы для общения с противоположным полом, но она сама нашла друзей из соседних школ в соцсетях. Организовывала и участвовала в походах в ближайшие парки, потом уже пошли совместные тусовки, дискотеки, прочее. Сейчас не страдает, болтает с ними в сетях, опять же, ходит гулять в живую, ходят в гости. Ей 15 сейчас. Горжусь!!
М. К.: Дети 10-10-6 сдружились и сблизились на теме игр на планшете. Вместе играют, ищут ролики с подсказками, опять же легенды у них вокруг игр крутятся.
Н. Ш.: Поиск друзей по интересам! В классе, например, никто аниме не интересуется, не рисует, музыку совсем другую слушают все. А в ВК можно кучу групп найти на эти темы, обсуждать, дружить, почувствовать себя не одним таким на свете. Игры - они же сейчас все так любят Майнкрафт. Знаете, что они там делают? Строят! Свое придумывают и строят. Им же места в реальности часто нет для строительства этого своего, все родители уже придумали.

Соцсети.
К соцсетям есть очень большое расслоение отношений. Пока россияне ещё не догнали в своей паранойе китайцев или северных корейцев у нас довольно большой, да что там, бесконечный выбор и соцсетей тоже. В том смысле, что мы можем выбирать и сети и группы внутри них. Это общение со всем миром!
Если Вам кажется, что дети в ВК или Инсте «тупят», «матерятся», «всякую чушь обсуждают» и т. п., попробуйте вспомнить, темы ваших бесед в их возрасте в подъездах или где Вы там тусили... Квантовая физика или Достоевский? Темы связаны с возрастом, а не с форматом. Как и опасность неверных связей.

Рефлексия выборов.
То есть, если Вы читаете в своей ленте «всякий бред», то это собственно ваши предпочтения.
Конечно, бывает смешно. Иногда надо что-то посмотреть или заинтересуешься каким-то словом, а на Тебя поток. Вот мне недавно реально по работе надо было разобраться в неком сленге сексуальных перверсий. Я удержалась от набора в поиске из своего аккаунта, представив, как потом...
Если Вы, глянув через плечо Подростка, увидите у него «ужОс что такое», первым делом вспомните, какие вопросы волнуют человека в его возрасте. Только честно. Не вспоминайте, что Вы читали Пушкина и играли скрипичные концерты. Вспомните, о чём думали и волновались, глядя в зеркало, что пытались выяснить у друзей, случайных источников. Как справится с прыщами? Выглядеть лучше, нравиться, и про секс тоже...

Блогинг.
Вебкамера стала заменять зеркало. А ведь и оно недавно появилось в нашей истории. 500 лет назад Человек не представлял как выглядит Земля и как выглядит он сам. А сейчас нам стал важен имидж. Это часть эволюции. Мы стали видеть несметное количество людей и видеть себя их глазами.
Хорошо, если ребенок учится самовыражению. Пытается выкладывать фото, вести блог. И конечно, первые попытки могут быть не очень лепыми. А вот обесценивать их не стоит.

Игры, творчество
Опыт быть Богом. Криэйтером. Если Вам кажется, что это про что-то простое или не реальное, то перечитайте «Трудно быть богом» Стругацких или сыграйте в СимСити или Цивилизацию. Если Вы так думаете, у Вас вероятно не очень большой опыт по-настоящему взрослой жизни.

Следует пытаться осознавать, что наши (моё поколение - 50+) детские игры выглядели как ходилки по заданной траектории с 3-4 видами простых ловушек. Потом как шахматные партии, где один противник и нулевой выигрыш, или борьба с 1-2 противниками за некий выигрыш. На улице мы тоже играли в Казаки-разбойники, белые-красные...
Нынешние игры соответствуют современным представлениям о реальности. Это Эволюция и Монополия, Телепат и Мафия, игры по созданию и спасению миров, поиску предназначений и ресурсов... Игры, где нет своих и чужих, где сложные стратегии и тактики плюсуются к случайности и удачливости, где надо решать не только задачи на выживание, но и моральные дилеммы. Это я про настолки. А компьютерные игры пишут самые прогрессивные молодые люди. Им, а не нам, лучше видна зона ближайшего развития (термин Л. Выготского) наших детей. Ну и нас, если уж дано.))
“Да будет воля Твоя”. Такой опыт в современной жизни дают именно компьютерные игры. (Если Вам, конечно, не посчастливилось жить свободной жизнью на своей земле).

Современные игры учат:
Видеть поле или даже пространство, время, баланс планирования и учёта случайностей, развивают тактическое и стратегическое, командное мышление, навыки пользования картами (соотносить карту и территорию), подсказками, советами, интуицией.
«Мысли становятся быстрее... Соображаю, какие солдаты против каких лучше, что и как прокачать... (7лет).

В новых играх очень много настоящей социальности. Мы-то под социализацией часто понимаем толкотню в школьной столовой и ограниченную, рамочную совместность на уроках. В сетевых играх человек может тренировать навыки ориентирования в больших и малых социумах, своих и чужих, враждебных, нейтральных, дружественных, изменчивых... При этом находя живых партнёров, соперников, друзей.

От детского аналитического психолога Виолетты Харьковской:
Из разговора с моим клиентом в терапии. Мальчик 10 лет.
Родители обеспокоены, запрещают играть, манипулируют, со мной периодически разговаривают об этом с большими грустными глазами в надежде, что я «вылечу» их чадо от этого недуга.
Я интуитивно чувствую, что нет в этом ничего плохого. Вот конкретно у этого ребенка. Это очень важная часть его жизни. Не на уровне патологии, а на уровне огромной нереализованной потребности. Решила разобраться в этом с ним вместе.
- ты играешь в основном в онлайн игры?
- да
- у тебя получается?
- да
- а там в этих играх все твоего возраста или разного?
- разного
- в основном старше?
- да, и 16 и 20 и старше есть
- как интересно! И как же ты играешь с ними? Они наверное постоянно выигрывают?
- нет.
- то есть у тебя получается иногда даже лучше, чем у взрослых ребят?
- да.
- и как тебе это? Что ты чувствуешь, когда играешь с ними в одну игру, да ещё и лучше что-то получается?
- не знаю, радуюсь.
- наверное ты можешь гордиться собой?
- да.
- а в реальной жизни у тебя есть возможность взаимодействия с ребятами старше тебя?
- нет.
А в реальной жизни вообще нет возможности взаимодействия. Хорошо, если у ребенка есть силы в школе еще и дружить и в какой-то момент уроки становятся просто поводом и необходимой причиной прийти в школу, где происходит самый важный навык – я и Другой. Но я наблюдаю, что этого не происходит часто. Перегруз информации и требования родителей – учить, решать сдавать читать знать запоминать и т. д. Соответствовать! Соответствовать чужим представлениям (родителей, учителей) о том, как должно быть. И признания получить невозможно.
В компьютерной игре нет ожиданий значимых взрослых. Это вообще свободное от них пространство. Только его, ребенка. Где не нужно соответствовать внешним навязанным требованиям. Где можно получить признание, поднять свою самооценку. Только вот печально, что нельзя этой радостью поделиться с самыми важными и значимыми людьми – наоборот. Они, родители, решили, что это плохо. И приходятся испытывать вину, не совсем понятно за что.

Мои рассуждения в продолжении темы, но не из разговора с ребенком
Переходное пространство. Мне трудно словами выразить всю важность и значимость этого в жизни каждого. Но это факт. И хорошо, когда оно есть в виде творчества, игр с друзьями во дворе, кабинета психолога, кружок где можно развивать свое хобби. Но у большинства детей сейчас этого практически нет. Кстати, у тех у кого есть - у них нет такой вот потребности в компьютерных играх. Есть интерес. Но иногда виртуальное пространство становится таким единственным местом. Где психика может сделать очень важную и необходимую для развития и своего сохранения работу. Это и развитие воображения – это я помню ещё по себе. Когда играешь в компьютерную игру – то достраиваешь этот мир в своих фантазиях ничуть не меньше, чем когда читаешь книгу. И есть возможность прожить разные роли, примерить их на себя. Побыть путешественником, воином, защитником, гонщиком (до сих пор люблю need for speed))) при чем не просто гонщиком – а по самым разным городам мира проехать. Или можно поиграть в семью и стать или главой семейства или заботливой мамой и т. д. Или побыть бизнесменом и владеть огромной корпорацией.
Ну про развитие стратегического мышления в определенных играх это очевидно по-моему. И здОрово бы родителям просто РАЗГОВАРИВАТЬ о том, в какие игры нравится играть ребенку. И это можно очень даже встраивать в реальную жизнь. Предлагая проживать любимые роли в школе. Взять из игры ресурсы. Их там много. Просто не блокировать их виной и запретом, а именно научить ребенка переносить их из виртуального мира в реальный.

Про выражение агрессии - опять же это ну просто прекрасный способ через комп. Игру научиться справлять со своей агрессий законными способами в реальной жизни. (в игре есть хотя бы позволение злиться и переживать эти чувства)

Важные для психики вещи - уже в реальности возможность обсудить игру, в которую ты играешь, и тем самым быть причастным к чему-то бОльшему. То есть когда твои одноклассники эксперты в уровнях игры, опустить глаза и сказать – а мне не разрешают играть – это же смерти подобно. И как круто сказать – я знаю как пройти этот уровень – рассказать другим - и вот это совсем другое положение дел!
И ведь это намного важнее, чем получить рядовую «пятерку». И придя из школы домой именно этим так будет хотеться поделиться с мамой. Но...

Может быть когда-то будет именно так? И мы (психологи) научим родителей использовать компьютерные игры и гаджеты как помощников и союзников в воспитании. В том числе и себя.

«Сейчас я хочу обсудить очень важную характеристику игры - в игре, а возможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободой творчества.»
«Творческое постижение реальности лучше, чем что бы то ни было ещё, заставляет человека чувствовать, что жизнь достойна того, чтобы жить... Творческая жизнь – это здоровое состояние, а соответствие – это ущербная основа для жизнедеятельности.»
(Дональд Винникотт Игра и Реальность).

Если подросток много времени проводит за играми...
Вспомнить, наиважнейшее для подростка и для независимости – опыт компетентности. Это не про успех, а про ощущение, что Ты можешь что-то и можешь хорошо. Компьютерные игры этим многих привлекают. Там в безопасной обстановке или в своей среде можно создавать, проходить, побеждать, набирать ресурсы или ману... Хорошо, если Вы без негатива и ребёнок сможет понемногу делиться с Вами своими достижениями. Постарайтесь не обесценивать, понять, сдержанно, но честно заценить. Тогда, вероятно, с Вами потом ещё поделятся.

И между прочим верный способ отвадить от чего-то подростка, это настойчиво ему советовать это. И наоборот. Мои вот рвались в школу, когда не пускала.
Попробуйте поощрять Подростка в играх, вникать, обсуждать с ним перспективы, как можно, например, работать создателем игр (мой Брат, знающий толк в этом, говорит – скучнейшее занятие) или тестировать и комментировать их всю жизнь, прямо займитесь профориентацией в эту сторону. С большой вероятностью сын скоро начнёт сбегать во двор со скейтом или увлечётся физикой. А если нет, так Вы сами поймёте, что это тоже профессии.

Навык использования и наличие хорошего гаджета помогает в любой деятельности. Например, дом построить.

Заключение.
Люди во все века сопротивлялись технологиям, видя в них угрозу. Ломали паровые машины, предавали анафеме печатные станки, автомобили и самолёты...
Даже музыкальные инструменты в нашей стране всего пару веков как перестали считаться злом.

Мы мыслим негативными категориями, на всё проецируем разрушительные позывы.
Тень нашего русского Авось – не до-пускай.
Поэтому всем нам не помешает осознанное усилие, которое я тут пыталась...

И наконец! Про воспитание. Настоящее! Насильственное! Когда н-а-д-о-е-л-о!! Не убрано, не сделано, не куплено, не вымыто, не услышано... Вместо запрещённого физического насилия, вместо выноса мозга сотней слов, говоришь одно (оно же три): Гад же ты!
Забираешь телефон и провод от компьютера. И всё!!! Дивный новый мир. Забрал, выдал список дел и сроки... Отдал. Когда ещё насилие в воспитании было столь лёгким и экологичным??

Успехов Вам! Маны и новых уровней!
Ю Же,
Милое, 2018

Рекомендуемая литература:
Дональд Виннекотт «Игра и реальность»
Норман Дойдж «Пластичность мозга»
Дэн Браун «Происхождение»

*«... Тягчайшее - есть воспитанье» (М. Волошин)