Все статьи

Психология и внутренняя свобода ("маски", стереотипы, установки, рамки, общепринятые нормы...)

09 дек. 2016
437
Про стереотипы мы уже говорили. Порассуждаем немного глубже?:)

Психология и внутренняя свобода ("маски", стереотипы, установки, рамки, общепринятые нормы...)

Избавление от шелухи или как "не остаться голым") Личность человека сложна и многогранна. До сих пор четкого определения понятия «личность» трудно обнаружить. Разными учеными, психологами, психотерапевтами термин «личность» рассматривается (условно) с трех позиций: в широком смысле, среднем и узком.

«Широкий смыл» допускает, что даже животное имеет свою «личность», а «узкий смысл» считает, что личностью не рождаются, а становятся, причем не всякий человек может стать личностью. Каждому из нас хотелось бы быть личностью. Личностью зрелой, яркой, своеобразной, уникальной и неповторимой, так ведь? Особенности личности формируются в зависимости от темперамента, стиля общения, поведения, предпочитаемой деятельности, эмоционально-волевой сферы, полученного опыта, отношения к своим достижениям и результатам и многого другого.

Личности бывают разные, многообразные и своеобразные, и, по большому счету, человек сам выбирает какой личностью ему стать. Сознательный выбор, ответственность за свои выборы, контроль и управление самим собой, своим поведением, своими реакциями, рефлексия собственных мыслей и чувств – вот что, на мой взгляд, характеризует зрелую личность. Для того, чтобы быть счастливым, нужно как минимум быть смелым, а как максимум иметь систему собственных фильтров, через которые пропускается вся информация, поступающая извне. Общество диктует людям многое: нормы, идеалы, стандарты красоты, символы престижа, даже желания и потребности. Посмотрите внимательно и осознанно на все, что нам рекламируют, и вы согласитесь со мной.

Далеко не все из того, что так аппетитно и привлекательно нам представляют, действительно нужно всем и каждому. Приглядитесь пристально к своему окружению, особенно близким людям, особенно родителям. Влияние родителей на ребенка поистине огромно. На начальном этапе в общении с родителем у ребенка отсутствует «система фильтрации» всего того, что говорит, транслирует и внушает родитель.

По мере взросления ребенок учится дифференцировать свои и «чужие» желания, потребности, мотивы, установки, убеждения и т. д. Хотя многое из того, что думают, чувствуют, делают, внушают и транслируют родители ребенок «усваивает» без критичной оценки. Усвоить означает сделать своим то, что было «чужим». В каждом из нас «живут» наши родители или люди, которые воспитывали нас с рождения. Иногда они живут скромно и тихо, а иногда на широкую ногу, с размахом. Согласитесь, что мы не во всем согласны с нашими родителями, и это нормально и естественно, однако, именно близких людей нам меньше всего хочется расстраивать, именно в общении с близкими актуализируются такие понятия как чувство долга, чувства вины, чувство ответственности. Именно для родителей нам хочется всегда быть хорошими, радовать их. Именно в общении с родителями мы частенько отвергаем свою «плохую» часть, становимся очень критичными к себе и своим поступкам. Почему так происходит? Все потому, что ребенок полностью зависит от взрослого, который рядом с ним.

Взрослый – это источник удовлетворения практически всех потребностей ребенка. Для того, чтобы потребности удовлетворялись максимально эффективно, полно и быстро ребенок очень рано усваивает, что этому «источнику» нужно нравится, как можно больше и сильнее, желательно, чтоб тобой всегда были довольны и считали хорошим, очень хорошим. А если ты «плохой» даже для сових самых близких и родных людей? Тогда внутриличностный конфликт, комплексы, внутреннее отвержение, невроз или психоз, выбор очень большой. Когда нас ругают, критикуют или не поддерживают самые близкие и эмоционально значимые люди мы огорчаемся сильнее. Почему так? Почему это продолжается даже когда ребенок стал взрослым? Все потому, что усвоенные установки с детства продолжают работать и функционировать до тех пор, пока этот «взрослый» не осознает их и не трансформирует, если они уже мешают ему. Если маленькую девочку мама с папой называют красавицей, куколкой, «милашкой» и осыпают прочими «приятностями», то с большой вероятностью у нее сложится позитивная самооценка и позитивные представления о своей внешности, а значит, она будет с удовольствием предъявлять себя этому миру, иметь уверенное поведение. А если нет?

Если маленькой девочке говорят, что она «уродина», страшная, «растяпа», неуклюжая и т. Д? В этом случае, вероятнее всего у нее будет негативная самооценка, конечно, если она «усвоит» все эти слова, если она примет это как факт. Еще одним вариантом развития событий может быть такой момент, что всю свою жизнь она будет пытаться доказать, что она «не такая». Это может выразиться в многочисленных пластических операциях, фанатичном увлечении занятиями спортом, трудоголизме и др.

В каком бы возрасте Вы сейчас не находились, очень важно, «проверить на вирусы» свои установки, стереотипы, цели, желания, потребности.

Уточнить действительно ли они «свои» или навязанные кем-то когда-то? Важный индикатор того, что присутствует много негативных установок, «чужих» целей, это негативные чувства и эмоции. Иногда это апатия и депрессия. В такой ситуации, нужно остановиться, взять паузу в гонке за «достигаторством» и обратится внутрь себя. Лучше всего, это сделать вместе с заботливым специалистом (психолог, психотерапевт), с которым Вы вместе бережно исследуете свой внутренний мир и наведете там «свой» порядок