Все статьи

Профориентационное исследование: что это такое и "с чем его едят"

20 сент. 2016
204
Клиентов, которые обращаются к психологу для того, чтобы определиться со своей профессиональной ориентацией, сегодня немало. Однако, получая от специалиста предложение провести профориентационное исследование, многие испытывают тревогу. Это понятно: в силу отсутствия представления о смысловом содержании и ходе исследования клиент оказывается перед неизвестностью, которая пугает и иногда заставляет отказываться от исследования. В своей статье на примере одного из клиентов я хотела бы показать, из чего состоит профориентационное исследование и какие результаты оно может дать.

Проверяя свой телефон после очной работы, я обнаружила три не отвеченных вызова с одного и того же номера. Решив, что дело не терпит отлагательств, я выбрала «вызов» и представилась.

- Да, Мария, я звонил вам. Просто мне порекомендовал обратиться к вам друг, который проходит у вас терапию, - как бы оправдывая количество звонков, сбивчиво объяснил молодой человек. Меня зовут Максим, и я хотел бы получить вашу консультацию по профориентации.

На встрече выяснилось, что Максиму 31 год, он женат, имеет двоих детей, они живут вместе с родителями Максима, с которыми сложились прохладные (можно сказать – враждебные) отношения. По специальности Максим инженер-проектировщик, но никогда не работал по своему профилю. На вопрос о том, почему так получилось, Максим ответил, что закончил институт по требованию родителей, но никогда не чувствовал в себе призвания к этой профессии, хотя и не без интереса относится к сфере проектирования. Мы начали профориентационное исследование.

Стоит сказать пару слов о теории: специалисты И. В. Усачева и И. И. Ильясов выделили несколько обязательных компонентов исследования (информационный, аналитико-критический, исследовательский и трансляционно-оформительский), согласно которым предметом работы выступают следующие сферы психического:

1) ценностно-смысловая (ценностные ориентации и ощущение собственной значимости в труде);

2) эмоционально-мотивационная (потребности, мотивы, установки и чувства, связанные с профессиональным выбором);

3) когнитивная сфера (мышление, творчество, интуиция);

4) коммуникативная сфера (речь, невербальные средства общения);

5) операциональная сфера (действия и поступки, отражающие уровень готовности к реализации намеченных профессиональных перспектив).

Все вышеперечисленное рассматривалось в нашей с Максимом работе, которая длилась несколько сессий. Материала было достаточно много, поэтому для удобства читателей в тексте я размещаю только самое основное.

В результате получения информации о жизни и карьерном пути Максима, в нашей работе были выделены следующие цели:

ü Общая ориентировка в мире профессионального труда (Максим очень часто менял работу (и даже сферу труда), практически ничего не зная об ее особенностях);

ü Выделение важных жизненных целей и их согласование с желаемой работой;

ü Знание своих достоинств и недостатков, а также внутренних и внешних препятствий и путей их преодоления;

ü Начало практической реализации профессиональной перспективы.

Согласно целям, ход профориентированного исследования включал в себя несколько этапов:

1) Выявление психологических особенностей Максима при помощи наблюдения, беседы и нескольких методик (методика диагностики личности с помощью психогеометрического теста С. Деллингер, тест «Автопортрет» С. Бернса, опросник «Выявление удовлетворенности браком» В. В. Столина, Т. Л. Романовой и Г. П. Бутенко).

2) Конкретизация понятий «удовлетворенность-никчемность», «счастье-несчастье», «благо-зло», «самореализация-невостребованность» в представлении испытуемого (по результатам настольной игры «Туда-сюда»).

3) Проведение профориентационного исследования с использованием профессъянсов «Формула-5» и «Кто? Что? Где? », а также системы для индивидуальной работы с клиентом «Профконсультационные перечни».

4) Совместное с испытуемым подведение итогов предыдущего этапа и использование заключительного активизирующего опросника «Перекресток-1».

5) Озвучивание выводов и рекомендаций, их совместное обсуждение.

Итак, на первом этапе в психогеометрическом тесте Максим выбрал фигуру (прямоугольник), которая символизирует состояние перехода и изменения. Описание: «Это временная форма личности, которую могут "носить" остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это – люди, не удовлетворенные тем образом жизни, которые они ведут сейчас, и поэтому заняты поиском лучшего положения.

Жизненные ценности: в зависимости от внешних обстоятельств.

Роли: Нерешительный. Неудачник. Растяпа (рассказывая о событиях своей жизни, Максим подтвердил эту и последующие интерпретации).

«Сильные» качества: доверчивость, открытость, чувствительность, любознательность, готовность к изменениям, высокая обучаемость, «детскость», неамбициозность.

«Слабые» качества: наивность, бесхребетность, неуверенность, нерешительность, ненадежность, психическая неустойчивость, «проблемность».

Внешний вид: зачастую неадекватный ситуации, но при этом не экстравагантный, как у зигзага, а в большой степени зависимый от того «что нашлось в гардеробе».

Рабочее место: смесь порядка и беспорядка.

Речь: неуверенная, неясная, сбивчивая, с большими паузами, внезапные непонятные колебания громкости, скорости и высоты тона, ответы вопросом на вопрос.

Телесные проявления: странные, зажатые позы, неуклюжие, резкие движения, неуверенные жесты, дерганная или шаркающая походка, бегающий или стеклянный взгляд.

Подходящие профессии: лучше всего отправить его на какое-то время в отпуск или на учебу. Идеальное занятие для прямоугольника – это учиться или отдыхать. Прямоугольник может быть хорошим экспертом или консультантом, но только в тех вопросах, где он признанный авторитет».

В тесте «Автопортрет» Максим представил реалистическое изображение анфас: маленькую голову (чувство интеллектуальной или социальной неадекватности), маленькие глаза (самопоглощенность и тенденция к интроверсии), вяло опущенные руки (неэффективность) и длинные ноги (потребность в независимости).

В опроснике «Выявление удовлетворенности браком» Максим набрал 27 баллов, что соответствует удовлетворенности и неудовлетворенности примерно в равной степени.

По результатам настольной игры «Туда-сюда» можно сказать, что образ счастья для Максима складывается из следующих важных моментов (в порядке значимости – начиная с главного): творчество и духовный поиск, обычное человеческое общение, хобби и увлечения, семья и дети, карьера и признание, честный труд, комфорт.

Получив вышеобозначенные результаты, мы с Максимом приступили непосредственно к профориентационным методикам. «Формула-5» выявила следующие профессиональные предпочтения Максима:

Цели труда – творить, изобретать, создавать новое;

Предмет труда – знаковые системы;

Средства труда – компьютеры и микрокалькуляторы, творческое мышление;

Условия труда – бытовой микроклимат;

Особенности работы – работа преимущественно сидя.

Делая выводы из проведенного профессъянса, мы пришли к тому, что возможными вариантами профессии в данном случае могут быть: программист, web-дизайнер, компьютерный аниматор, системный администратор или редактор сайтов. Программированием и web-администрированием Максим занимался как хобби, поэтому выводы профессъянса были восприняты позитивно).

В профессъянсе «Кто? Что? Где? » мы увидели, что Максиму свойственны такие профессиональные качества и трудовые действия как:

1) общая эрудиция (умение ориентироваться в различных вопросах и областях знания), связанная с составлением планов и программ, с обработкой информации, ведением расчетов, творчеством, созданием чего-то нового, с отстаиванием новых идей.

2) умение переключать внимание, быстро улавливать изменения в ситуации, связанное с исследованием, изучением и экспериментом.

3) умение оперативно искать информацию (через Интернет, пользоваться записными книжками, картотеками, каталогами, справочниками), связанное с составлением планов и программ, с обработкой информации, ведением расчетов, с исследованием, изучением и экспериментом.

Исходя из профессиональных качеств и тенденции к гибкому графику и месту работы возможные варианты – это проектно-конструкторская деятельность (согласно специальности), работа с людьми (менеджер по продажам – кстати, Максим успел поработать в этом качестве в разных областях – от музыкального магазина до издательства), удаленная работа (то же программирование в домашних условиях).

В индивидуальной работе с клиентом «Профконсультационные перечни» были получены следующие результаты:

Перечень 1: Я еще не разобрался до конца, чего хочу от жизни.

Перечень 2: Хороший заработок, чувство собственного достоинства, свободный режим труда.

Перечень 3: Предмет труда - знаковые системы, цели труда – преобразовательная и изобретательная, внешние средства труда – автоматические и компьютерные, внутренние средства труда – анализаторы и интеллект, условия труда – бытовой микроклимат или домашние условия, характер подвижности в труде – преимущественно сидя, характер общения в труде – минимальное общение и выраженная дисциплина, ответственность в труде – невыраженная, особенности труда – возможно совместительства и завершенный результат, знание учебных предметов – математика, типичные трудности – профзаболевания и монотонность.

Перечень 4: Внутренние трудности – слабая воля и лень, проблемы с общей выносливостью и работоспособностью; внутренние достоинства – желание работать, аккуратность, хорошее понимание юмора.

Перечень 5: Пути преодоления внутренних трудностей – продолжение внутренней работы над собой с помощью терапевта.

Перечень 6: Внешние трудности – неблагоприятная атмосфера в семье (жизнь вместе с родителями), внешние возможности – жизнь в удобном месте.

Перечень 7: Пути преодоления внешних трудностей – самому проявить инициативу в налаживании отношений с родителями, найти новых друзей, способных оказать поддержку.

Перечень 8: Альтернативный выбор – осознанное и продуманное желание, одобрение близких людей (отца), перспективность варианта для будущей жизни.

По итоговым подсчетам баллов подтвердился результат предыдущих методик: работа с компьютерными программами в домашних условиях (как вариант - в офисе).

Теперь Максим уже достаточно хорошо осведомлен о своих достоинствах и недостатках, о своих желаниях и возможностях, о внутренних и внешних условиях, облегчающих или осложняющих его выбор и жизнь в целом, а также он получил представление о возможной конкретной работе, на которую претендует. В заключении мы провели активизирующий опросник «Перекресток-1» и получили следующие профессии на пересечении предметов и средств труда: дизайнер, изобретатель, инженер-конструктор, проектировщик, программист, лаборант, физик- или химик-экспериментатор, консультант по управлению, специалист по связи организации с общественностью, маркетолог. Профессия программиста встречалась чаще остальных - 4 раза, поэтому вывод был очевиден.

На заключительном этапе мы обсудили получившиеся результаты, и Максим получил несколько рекомендаций для дальнейшей работы:

1) Прежде всего, для достижения профессионального успеха необходимо разрешить свои внутренние проблемы: избавиться от нерешительности, слабоволия, лени и низкой работоспособности. Самостоятельно побороть их Максиму сложно, поэтому был рекомендован курс встреч с психологом.

2) Также стоит обратить внимание на чувство удовлетворенности в браке и подумать (совместно с женой) – чего не хватает для более гармоничных и радостных отношений. При необходимости посетить семейного психолога.

3) Нужно устранить и внешние препятствия к самореализации: неблагоприятная атмосфера в большой семье может быть решена путем разъезда двух семей, либо с помощью совместного похода к психологу, специализирующемуся на проблемах семьи.

4) Самореализация в труде поднимает планку чувства собственного достоинства, - однако, без него браться за какую-либо работу практически бессмысленно. Для того, чтобы почувствовать уверенность в собственных силах и свою значимость, Максиму стоило бы завести новых друзей, разделяющих его интересы и способных помочь в будущей работе (возможно, программисты, разработчики и модераторы сайтов, web-дизайнеры).

Через четыре месяца после профориентационного исследования и курса терапии, в ходе которого Максим стал более уверенным в себе и избавился от родительских установок относительно своей профессии и жизни в целом, они с семьей разъехались с родителями, и Максим начал работу программиста на дому. Примерно через полгода мы созвонились.

- Сначала было совсем туго, - признался Максим, - но со второго месяца работы и небольшой саморекламы (создание и продвижение сайта) я уже начал получать кое-что зарабатывать. Сейчас сам планирую очередность своих клиентов. Жена довольна, а главное – сам чувствую себя отлично. Спасибо вам.

Вот так вовремя проведенное профориентационное исследование может помочь Вам лучше узнать себя и определиться с будущей работой. Всем удачи!