+7 (911) 955-03-03 Запись на платную консультацию (Skype, WhatsApp, Viber)
  1. Юлия Жемчужникова
    2 июл 2019 820
    Юлия Жемчужникова Психолог
    Метафора и даже, не побоюсь этого слова, Архетип Пути – достаточно новы для сознания западного человека и славянина. Мы много веков были оседлыми и лишь в смутные времена срывались бродить, как в «Чевенгуре» у А. Платонова.

    И были странные, бродячие люди, немногие странники среди народа. В основном же превалировала у нас идея дома и обустройства (строительства дома). Пшеница очень прочно нас одомашнила (это идея Юваля Харари). И дерево – наш устойчивый образ жизни и всего остального вокруг неё.

    Однако, как ни крути, а застой на одном месте. Потому в наших мифах и сказках герои вечно подрываются куда-то. А чаще буря какая-то должна сорвать их, выдрать из родной земли и понести, чтобы что-то произошло.

    С мощным проникновением восточных мыслей на наши просторы, мы всё больше отдавались жизненной метафоре Пути, нехотя признавая, что Земля и всё остальное в вечном движении, жизнь прожить – это перейти поле, лес, город, море и дальше...

    Нынешней молодёжи уже в основном смешны застойные идеи архиважности устройства и обустройства. Всё менее ценными становятся собственность и привязка к месту.

    Теперь на выпускных в школах и при вручении дипломов уже не говорят о поиске Места, говорят о поиске Пути.
    Давайте и мы.

    Из чего состоит Путь
    Начало – точка отправления.

    Об этом часто забываем, устремляясь взглядом в туман и высматривая цель. А об этом полезно помнить. Задаваться вопросом «кто я сейчас?», рассматривать багаж, материальный и не только. Стоит помнить о станции отправления и её законах... И конечно, присматриваться к попутчикам, отличая идеи «пойти в институт за компанию с подружкой» от ценности случайно-неслучайной встречи в пути. И конечно, проводник, если повезет.

    Цель.

    О критериях и правилах формулирования целей написаны тома. Лично мне, по итогам, так сказать, видится, что всякая цель по жизни – лишь повод двинуться в путь и пройти его. Но это не умаляет её значения. Наоборот. Без хорошей цели путь не залаживается.

    Духовные Учителя говорят, что у духовного пути нет цели. В общем, конечно. И у жизни в принципе цели нет. Цель – она полезна, потому что многим помогает в пути. Двигаться без цели – высший пилотаж. Вероятно, хорошо к 50-ти освоить подобный навык. А в 20-30 (повторюсь) хорошая цель – полезное подспорье.

    И на привалах и перевалах цель полезно вспоминать, при необходимости корректировать. А по мере приближения к ней, начинать присматривать следующую.

    Там, где мы достигли цели – одна из приятных стоянок-привалов (а радость ведь так важна!), при условии, что мы уже видим следующую.

    Важно в пути – не таскать лишнего. И пропускать лишнее. Например, совершенно лишний – вопрос «зачем?». Глупее трудно сыскать.

    Карты, маршрут... Об этом дальше.

    Не путать путь с дорогой
    Недавно у Мураками услышала о некоем северном народе, у которого «не было культуры дорог». У нас же нынешних утеряна культура бездорожья. Часто кажется, что наш современный путь обязательно должен включать в себя и цель, и дорогу к ней. Потому так трудно ассимилироваться в общий социум подросткам, честно стареющим, людям в кризисе и просветлённым.
    Человек, который движется без дороги и цели, считается заблудившимся, заблудшим. Порой так и есть. А порой, не видя ни цели, ни дороги, всё равно можно и надо держать путь.

    Держать путь – очень, кстати, ценный мем. Порой, чтобы держать путь в отсутствии навигации, маршрута, подобно Колумбу или Марко Поло, нужно лишь желание двигаться и внимание.

    Внимание
    «Следи за собой, будь осторожен. Следи за собой...»
    Эта песня Виктора Цоя о судьбе и пути – одна из моих любимых.
    Знаете, почему надо следить за собой?
    Потому что следить перед собой нельзя. Когда идёшь вперед, причём сам, то следишь, оставляешь следы за собой.

    Твой путь у тебя под ногами.
    Арагорн:
    -Мой Путь скрыт от моих глаз...
    Арвен:
    - Он у тебя под ногами.


    Есть такая медитация – внимательное хождение. И порой самые главные наши пути, лишь те, которые мы видим уже пройденными, видим свои следы на них.

    Что важно в пути?

    Достоинство, настойчивость, устойчивость.

    Так много однокоренного со «стоять»... Как думаете, почему?
    Может быть, это чтобы мы не забывали о важности стоянок? Стоянки, привалы – особая значимая часть пути. Как и навык останавливаться и снова подниматься в путь.

    Однако, устойчивость важна и в движении. Из двух иероглифов «шаг левой»+ «шаг правой» складывается китайский иероглиф «путешествие». Но часть каждого шага – стояние.

    В оседлости – застой. В пути – настойчивость и достоинство. Именно они становятся главными проводниками, когда оказываемся мы в бурном море или пустыне кризиса. И внимание, конечно.

    Настроение – одно из моих любимых слов. Для меня оно важнее и полезнее обустроенности. А для вас?

    Что ещё не забыть?
    Спросила внука (Даниил, 9 лет), он сказал:
    - Сила, ум.
    Хорошо, когда есть мужчина рядом, чтобы посоветоваться! Потом добавил: ловкость, реакция. Парень – уже проводник в компании сталкеров на Бали. Знает, о чём говорит.

    Хороший проводник-сталкер - далеко не всегда тот, кто смотрит в навигатор и крутит руль. Это скорее тот, кто знает особенности пути и его законы, при этом готов к неожиданностям, умеет «кидать гайки», помогая путникам расшифровывать подсказки...

    Нужные вещи, полезные вещи. Именно засиживаясь на месте и обустраиваясь, мы в наш век безудержного и насильственного потребления обрастаем вещами лже-нужными и часто не полезными. И очень полезно оказывается собирать иногда рюкзак и окидывать взглядом остальное...

    Еда.
    Тут и в прямом смысле стоит поразмыслить: скольких симбионтов мы таскаем с собой и кормим, сколько жировых запасов... А главное (мы же о психологии) задаваться вопросами: «что питает меня, мои силы? Брать ли мне это в запас или искать на пути?»...

    И, конечно, Вода! (это подсказка дочери)
    Путь – обычно часть героического сценария. Потому не забудем о важности текучей энергии инь, плавности, нежности, слабости порой... И главная питательная жидкость –юмор.

    Песня – настроение и ритм.

    Собака, конь, верблюд или осел.
    В отличие от авто, они учат доверять чутью, а не фатальности. Хотя и автомобилю, и самолёту приятны внимание и интуиция, навык и доверие. Даже поезду... «Один говорил: мол, мы – машинисты. Другой отвечал – пассажиры».

    Ну и так... Звезды... (сказала мудрая Ирина Банникова)

    Смотреть (не забывать) в небо, под ноги, видеть цель впереди, прислушиваться к смерти за левым плечом...

    И чувство юмора, потому что путь, как и жизнь – очень многофакторная штука, как не защищайся идеей контроля... «И пусть капризен успех, он выбирает из всех того, кто первым посмеётся над собой...»

    А вы как путь держите?

    С благодарностью моим проводникам и попутчикам,

    Ю Же,
    П. Милое и дальше,
    Лето 2019


    p.s. Приглашаю Вас на свои мероприятия «По пути с Ю Же» - https://www.psysovet.ru/threads/37273/

    p,s.s. Буду рада вопросам и идеям по теме.

    земля и воля сж.jpg
     
  2. Есть вопросы? Спросите психолога прямо сейчас!
    Получить консультацию
    Не откладывайте решение вопроса!
  3. Понравилось? Поделитесь с друзьями
  4. Комментарии
  5. Юлия Жемчужникова
    Юлия Жемчужникова 9 июл 2019
    Благодарю своего коллегу Дениса Петрова за то, что поделился устно своими комментариями к тесту и размышлениями. Публикую с его согласия.

    Д. П.: Не соглашусь с тем, что утеряна культура бездорожья. По моим ощущениям в России особенно повсеместно присутствует некоторое хтоническое бездорожье. Оно – часть отечественной культуры и русского бессознательного. Все только и делают, что бродят.

    Ю. Же: Хтоническое бездорожье. Спасибо. Замечательный термин. И похоже они с культурой дорог дополняют друг друга в вечной нашей противоречивости. В культуре пытаемся придерживаться дорог, стоим их и пользуемся. В бессознательном ценность их незначительна и больше склонности бродить и блуждать. Вероятно, потому дураки и плохие дороги остаются символами и признаками многие лета.

    Д. П.: Про достоинство. Здесь я бы сказал, что достоинство это близко к “выстаивать”, когда идет бой, и вот, мол “выстояли”. Это не очень про движение, не обязательно это про оседлость, для меня больше о том, чтобы мочь удерживать свое положение, свое место. Для человека это не такая простая задача. Мы видим рядом с собой многих, для кого это слово не назвать подходящим.
    Путешественник не обременен социальным положением, это и в некотором роде преимущество, но это в то же время и ограничение. Он не принят в обществе, или принят, как чужой, хотя, возможно, интересный. Он не легитимизирован в этом конкретном месте иначе, как гость, то есть самый младший в иерархии. Его ответственность не распространяется шире, чем вежливость, да и когда он не соблюдает правила вежливости, это ему часто прощается - всего лишь гость.
    Поэтому достоинство это все таки качество того, кто относится к этому, “здешнему” пространству как к своему. Достоинство - забота того, кто здесь не гость. Достоинство гостей, в том числе.

    Ю. Же.: Конечно, оно и там и там. Да, собственно про всё в моем тексте можно так сказать. Это получился некий мой список, что взять из дома, отправляясь в путь, что может пригодиться в пути и в новом доме.
    Достоинство –отдельная большая тема для раздумий. Оно похоже образуется в окружении, т. е. в оседлости. Оно важно на стоянках, особенно вынужденных. Оно важно в пути, когда теряешь направление и смыслы. Потому и попало в мой список.

    Д. П.: Путевый, непутевый. Как будто путь связан с ценностью, или с ценностями.
    Наконец, беспутный или распутный. Характеристики “не очень”, в языке довольно внятно отображается - пренебрежение путем сложно назвать благоприятным событием. Путник и распутник - разные фигуры.

    Ю. Же: да уж... И ещё интересно сравнивать беспечного с беспутным...
     
  6. Юлия Жемчужникова
    Юлия Жемчужникова 5 авг 2019
    И ещё интересный маркер Пути - ощущение необходимости. Не обходимости...